Презентацию подготовила Студентка первого курса Группы Б -5011 Емельянова Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декабристы в Сибири Заболотский Александр. Суд над декабристыми Арестованных (всего 316 человек) посадили в сырые и тесные казематы Петропавловской крепости.
Advertisements

Выполнила: Ученица 10 а класса МОУ СОШ 15 Ерофеева Александра.
Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ.
Фёдорова И.А – создано Министерство народного просвещения 1804 – Россия разделена на 6 учебных округов. Центры округов университеты: Московский,
Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Предпосылки Крепостнический строй Война 1812 года Политика Александра I Реакционный внешнеполитический курс Влияние идей европейского Просвещения Влияние.
Реформаторская педагогика и педагогические взгляды Джона Миля. Илларионова А. Помелова А. Л-11.
Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, как будто и умирать не придется. Вовенарг Л.
Декабристы оставили яркий след в развитии Кяхтинского района. Известно, что декабристы имели много друзей среди кяхтинцев, оказали на них огромное влияние.
«Союз благоденствия» гг. (200 человек) «Союз спасения» гг. (30 человек) А.Н.Муравьев Цели: - ликвидация крепостничества - введение.
Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Аксеологический подход в изучении педагогических явлений Супрун Маргарита Алексеевна.
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в семье директора Тобольской гимназии. По окончании гимназии он поступил.
Цели урока: Выяснить цели участников тайных организаций, причины поражения и значение восстания на Сенатской площади; Развивать навыки работы с информаций(анализ.
Политическая ссылка в Иркутск в 19 веке Выполнила Ученица 10 класса А МОУ СОШ 15 Ефремова Любовь.
Создание государственной системы образования в России (Уставы 1786, 1804 и 1864 г.г.)
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
гг.. Причины роста революционного движения После крестьянской реформы 1861 г., наряду с либеральным и консервативным движениями, резко усилилось.
Цели урока: Выяснить цели участников тайных организаций, причины поражения и значение восстания на Сенатской площади; Развивать навыки работы с информаций(анализ.
Транксрипт:

Презентацию подготовила Студентка первого курса Группы Б Емельянова Анастасия

ВВЕДЕНИЕ Декабристы и Сибирь Просветительская деятельность декабристов в Сибири Заключение

Движение декабристов не осталось не заметным, оно оставило огромный след в истории нашей страны и, в частности, в истории педагогики. Восстание декабристов, ставшее итогом борьбы тайных обществ против самодержавия и крепостного права, не поставило точку в их деятельности. В сибирской ссылке декабристы проводили серьезную работу по развитию культуры Сибири, по народному образованию. Эта образовательная деятельность имеет большое значение для современного историко - педагогического знания, так как многие ее основания перекликаются с идеями, реализуемыми в сегодняшней системе образования.

Истоки декабристского движения, деятельность и взгляды декабристов, в том числе в области педагогики, были исследованы в трудах многих дореволюционных и советских представителей исторической и историко - педагогической литературы. С классовых позиций, определявших место декабристов в общественной жизни России как дворянских революционеров, оценивалась и их просветительская деятельность в Сибири. Считалось, что они занялись в Сибири просветительством в основном из - за невозможности продолжать революционную борьбу и, может быть, из - за сочувствия к простому народу. Поэтому при изучении деятельности декабристов в области народного образования в наше время очень важен новый взгляд на нее именно с этих позиций.

В годы сибирской каторги и ссылки мировоззрение многих декабристов претерпело значительные изменения. Прошел шок от поражения революционного выступления на Сенатской площади и пришло осознание необходимости быть ближе к простым людям. В этой связи шел процесс дальнейшего развития в рамках декабристского мировоззрения просветительских идей. Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную.

Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны. Следует заметить, что просветительство сибирского периода не было простым повторением идей программы " Союза благоденствия ". В сибирский период декабристы пришли к мысли, что движение должны осуществлять просвещенные массы во главе с армией под руководством тайного общества. Таким образом, это было просветительство с ориентацией на более широкие социальные слои. Общение с народом многих из них привело к более глубокому пониманию простых людей, их характера, образа мыслей. Ссыльных запросто и радушно встречали в крестьянских избах в праздники и в будни. Многие из декабристов овладели ремеслами столяров, плотников, переплетчиков, маляров и т. д., и не только в силу необходимости. Осужденные декабристы всеми доступными способами старались внести свой посильный вклад в просвещение народа, в изучение края, где они оказались, и жизни населяющих Сибирь людей. Конечно, были среди узников отчаявшиеся, были и у самых мужественных периоды упадка. Не все смогли вынести тиранию следствия, заключения в тюрьмах, каторгу. Но в основной своей массе первые русские революционеры действительно оказались, как назвал их Герцен, героями, " воинами - пророками ", вышедшими сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение.

Декабристы всегда считали Сибирь неотделимой частью России. Но в своих суждениях о далекой восточной окраине до ссылки они опирались на распространенное тогда в русском обществе представление о Сибири как суровом крае изгнания, население которого находится на чрезвычайно низком уровне экономического, культурного и нравственного развития. Поэтому в качестве основных программных задач по отношению к Сибири декабристы выдвигали демократизацию управления, подъем экономического благосостояния " восточных сибирских народов " и способствование " к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности ". Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение, казалось, обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть. Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на " нравственное онемение " и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Ссыльные революционеры и в Сибири продолжали словом и примером служить делу, которому себя посвятили.

Знакомство с сибирскими библиотеками декабристов, их читательскими интересами убеждает в том, что чтение декабристов меньше всего можно было назвать бесцельным : несмотря на всевозможные запрещения и ограничения, они настойчиво искали и находили возможность совершенствования и практического использования своих знаний в условиях каторги и поселения. Через женщин осуществлялась подписка на периодические издания - самый важный для узников источник информации о всех новостях мира, в том числе и научных. Стремление декабристов сблизиться с народом, понять его культурный уровень и общественное сознание проистекало прежде всего, как уже было сказано выше, от осознания в той или иной мере необходимости привлечь народ к освободительному движению или, по крайней мере, добиться, чтобы народные массы понимали и поддерживали их освободительные идеи. А понимания и поддержки со стороны народа можно достичь, как полагали декабристы, только путем общего подъема его культурного уровня и благосостояния. Декабристы предлагали использовать стремление сибиряков к просвещению и разрешить повсеместно открытие училищ начального обучения на пожертвования самого населения. Для решения проблемы учительских кадров они предлагали разрешить педагогическую деятельность ссыльным, а чтобы облегчить содержание учителей - давать им небольшие земельные участки. Декабристы считали необходимым существенно расширить подготовку кадров образованных людей из сибиряков для нужд местной промышленности, торговли и аппарата управления. С этой целью они предлагали увеличить количество гимназий, улучшить их работу. Иркутскую гимназию преобразовать в высшее учебное заведение, открыть гимназию в Красноярске, расширить при гимназиях пансионы для одаренных детей, направлять за казенный счет сибиряков на обучение в высшие учебные заведения Москвы и Петербург.

Чтобы опровергнуть бытовавшее мнение о Сибири, как стране, не имеющей будущего, декабристы предлагали открыть в Иркутске музей натуральной истории для широкого обозрения и организовать ученый комитете по сбору научных сведений о Сибири. Особое значение в области подъема культуры декабристы предлагали просвещению аборигенных народов Сибири. Они считали необходимым открыть для них хотя бы начальные школы. Для того, чтобы лучше понять жизнь окружающего их населения, братья Бестужевы предпринимали даже попытки выучить местный язык. Если в оценке декабристами русского населения Сибири в первые годы их обоюдного знакомства наблюдается элемент идеализации, то в их отношении к коренным народам и племенам края ощущается влияние широко распространенной в то время теории " естественного права ", автором которой был известный французский философ XVIII века Жан Жак Руссо. Согласно этой теории, некогда, на заре своего существования, человечество находилось в естественном состоянии с присущими им свободой, равенством в общественных отношениях. С появлением частной собственности, образованием государства " естественные " отношения уступают место неравенству, которое достигает наивысшего развития при деспотическом правлении.

К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата в Петровской " каторжной академии ". Они усиленно занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Обучение в казематской школе было строго дифференцированным : одних детей готовили в высшие учебные заведения, других - в уездные училища, третьих учили начальной грамоте и всех - ремеслам. Обучение было столь успешным, что ученики декабристов поступали даже в Горный институт, Академию Художеств, Петербургский технологический университет. Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений.

Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было явно недостаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибиряки предпочитали обучать детей частным образом, а не отдавать детей в городские училища, расположенные порой за десятки и сотни километров : это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома. По выходу на поселение " государственным преступникам " разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось, и не без основания, их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью. При этом они не просто продолжали существовавшую и ранее в Сибири учительскую практику ссыльных, но подняли ее на более высокую ступень : создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения. Чтению, письму, арифметике, географии, истории и различным ремеслам обучали детей разных сословий и национальностей С. Кривцов и братья А. И П. Беляевы в Минусинске в открытой ими по просьбе " мещан, крестьян близлежащих деревень " школе. За неимением учебника математики они пользовались лекциями П. С. Бобрищева - Пушкина, прослушанными в Петровском каземате ( пригодился опыт каторжной академии ). Следует отметить, что Минусинская школа декабристов формально считалась платной, но плата носила номинальный характер и взималась только за обучение детей богатых родителей.

Братья Н. и М. Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского завода были инициаторами трудового обучения детей. Они приучали своих учеников к труду и порядку, не различая их по происхождению. Бестужевы и Константин Торсон стали просветителями Бурятского края. В доме Торсона была устроена школа для совместного обучения мальчиков и девочек, бурят и русских, в которой обучали общеобразовательным предметам и ремесленному делу. В этой школе царил дух содружества, особо успевающих награждали подарками - книгами, инструментами и одеждой, отстающим помогали все вместе, подбадривали их. Школа Бестужевых и Торсона в Селенгинске, как и другие декабристские школы, не могла не подвергаться нападкам местного начальства. Она выдавалась ее устроителями нередко за " хозяйство " Бестужевых, в котором подростки якобы работали по найму, занимаясь ремеслом. Ученики этой школы, поступившие в Иркутскую и Казанскую гимназии, были там в числе лучших, а те, кто проходил полный курс средней школы, успешно поступал затем в высшие учебные заведения. А. М. Лушников - в Академию художеств, А. В. Янучковский - в Петербургский горный институт, а Алексей Старцев - в медицинский институт. Наибольшие успехи показали ученики Бестужевых и Торсона в профессионально - технической области. Бывая в улусах, Бестужевы знакомили их жителей с различными ремеслами, приглашали бурят отдавать сыновей в свою школу, где их научат ремеслу. Бурятские кочевники нередко сами приезжали к Бестужевым поучиться тому или иному ремеслу, запастись необходимыми инструментами, они охотно отдавали детей в школу к " чудо - мастерам ", которые к тому же многих учеников кормили и одевали бесплатно. Кочевники развезли славу о Бестужевых по бескрайним бурятским просторам. Помощником по ремесленному обучению был в школе бурят Сарампилов, который учился у Н. А. Бестужева в казематской школе на Петровском заводе.

Сестры Бестужевы - Елена, Ольга и Мария Александровны - обучали девочек ремеслу. Ремеслам вместе с девочками учились и взрослые женщины - русские и бурятки. Примечательно, что постаменты памятников умершим в Селенгинске Н. А. Бестужеву и К. П. Торсону вытесал их ученик бурят Анай Унганов. О характере и результативности педагогической деятельности декабристов в Сибири наиболее наглядно можно судить по ялуторовским школам. Душой, организатором и руководителем этих школ был И. Д. Якушкин. Педагогическая деятельность всегда привлекала его. Еще до восстания 1825 года он учил крестьянских мальчиков в своем смоленском имении Жуково, так как просвещение, по его мнению, помимо улучшения материального благосостояния, ведет к осмыслению человеком самого себя, развития способностей к мышлению, осознанию своего положения в обществе, а тем самым к подрыву устоев крепостничества. Опираясь на синодские указы гг. об открытии церковно - приходских училищ и ходатайство тобольских декабристов перед архиереем и губернатором, он в октябре 1841 года получил разрешение на открытие школы. Новое училище должно было " приготовлять « детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях, к поступлению в семинарию и вместе с тем доставить возможность учиться мальчикам, не имеющим права поступать или по недостатку своему не поступающим в уездные училища ". Такая постановка задачи обеспечивала школе легальное существование и возможность расширять программу по сравнению с гражданскими училищами.

Поскольку по уставу 1828 года приходские училища не финансировались, ялуторовские декабристы развернули активную работу по сбору средств среди местного населения, помогла и тобольская колония декабристов во главе с М. А. Фонвизиным. В преддверии открытия училища все жившие в Ялуторовске декабристы ( М. И. Муравьев - Апостол, И. И. Пущин, Н. В. Басаргин, В. К. Тизенгаузен, Е. П. Оболенский и мн. др.) занимались изготовлением различных школьных пособий. Сам И. Д. Якушкин составил учебники ботаники и географии, использовав местный материал, изготовил сотни таблиц по русской грамматике, истории, географии. Его учебные пособия существенно отличались от официальных и призваны были воспитывать детей в духе патриотизма и гражданственности, а не пресловутой уваровской триады " самодержавия, православия и народности «. 6 августа 1842 года училище было открыто в доме, пожертвованном местным купцом Мясниковым. Отсутствие телесных наказаний, легкость и занимательность ланкастерских приемов обучения привлекали детей в школу, и к концу года в ней уже было 44 человека, а к маю 1846 года это число выросло уже до 200. Формально учителем в училище числился дьячок Е. Ф. Седачев, хотя занятия вел сам Якушкин. В школе преподавались русский и церковнославянские языки, география, гражданская и священная история, чистописание и не упоминаемые в отчетах зоология, ботаника, греческая и латинская грамматика. Декабристы намеревались также составить и ввести в курс обучения свод законов, касающийся крестьян. К сожалению, эта идея не была реализована. Обширная программа усваивалась детьми сравнительно легко благодаря сочетанию классно - урочной системы и системы взаимного обучения. Деятельность ссыльных декабристов охватывала все стороны общественной жизни Сибири, вовлекая представителей местного общества. Постоянные негласные связи с Центральной Россией, с родными и близкими декабристы смогли установить при содействии друзей из местной среды.

Такие нелегальные связи были необходимы политическим изгнанникам для информации о происходящих в стране и за рубежом событиях, для пересылки литературных произведений, а позднее - для получения и распространения вольных изданий А. И. Герцена и другой запрещенной литературы. С другой стороны, передовые круги забайкальского общества привлекали декабристов к своим прогрессивным начинаниям, в частности к сотрудничеству в рукописных и печатных изданиях края. Декабристы сделали все, чтобы пробудить интерес к политической и культурной жизни не только в среде сибирской городской интеллигенции, но и сельского населения. В конце 40- х - начале 50- х гг. Сибирь все еще не имела своего печатного органа, по - прежнему выходили рукописные журналы и газеты. Наконец, в январе 1860 года иркутяне получили разрешение издавать частную газету " Амур ", а забайкальцы в мае 1862 года – " Кяхтинский листок ". Но декабристы занимались не только педагогический деятельностью и изданием рукописных и печатных журналов и газет. Вся их деятельность была посвящена будущим социально – экономическим, политическим и культурным преобразованиям общества, независимо от того, касалось ли это врачебной помощи местному населению, или шла речь о пропаганде музыки, живописи и т. п. При декабристах чиновники административного аппарата уже не решались идти на неограниченный произвол.

Вся деятельность ссыльных декабристов в Сибири была направлена на ускорение социально - экономического, общественно - политического и культурного развития края. В письмах, сочинениях, в практической деятельности, на общественном поприще декабристы поднимали актуальные вопросы современной им эпохи - вопросы развития народного образования, здравоохранения, подъема общего уровня культуры народных масс, продуманного освоения огромных пространств и несметных богатств сибирского края, распространения и утверждения передовых приемов хозяйствования, проблему будущности малых народностей Сибири. Они мечтали о создании благоприятных условий для развития этих народностей. Особенна ценна для нас деятельность декабристов, направленная на пробуждение общественного сознания сибиряков. Ссылка в Сибирь на каторгу и вечное поселение обрекала декабристов на политическую, а часто и физическую смерть.

Все было рассчитано на то, что изолированные от культурных центров, лишенные необходимой культурной пищи, в том числе книг, без права публикации своих научных и литературных произведений высокообразованные люди неизбежно будут обречены на " нравственное онемение " и духовную смерть. Этим планам не суждено было осуществиться. Просветительство явилось той основой, которая объединяла как умеренно настроенную часть участников движения, так и революционную. Оно и позволило после разгрома восстания сохранить декабризм как единое и цельное течение и в конечном счете определило его место в общественно - политическом движении страны. Декабристы сделали бы значительно больше для развития просвещения Сибири, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Но и то, что им удалось, дает основание датировать с начала ссылки декабристов в Сибирь новый этап в культурной жизни края.