Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Василеостровского района Санкт-Петербурга ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Advertisements

Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Основные направления развития детей и образовательные области.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Образовательная программа дошкольного образования «Рябинушка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 34 «Рябинка»
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ 57 Кировского района Подготовила Ст.воспитатель Бобровская Д.В.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 441 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Киевская.
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!. М Ы РАБОТАЕМ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА 25 «Солнышко»
Транксрипт:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 23 Василеостровского района Санкт-Петербурга ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Структура программы в соответствии с ФГОС ДО РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевой Содержательный (общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей) Организационный 1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее формированию; значимые для разработки программы характеристики (в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста). 2. Планируемые результаты освоения Программы (конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений) 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. 2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой. - описание материально-технического обеспечения Программы; - обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - распорядок и (или) режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; - особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Нормативная основа при разработке ООП 1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу г.). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., 30384). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 «Об утверждении Сан ПиН Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., 28564). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России , 30038). 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., 28908). 7. Устав образовательной организации (могут быть представлены документы регионального уровня)

Международно-правовыми актами: - Конвенцией о защите прав человека о основных свобод от (с изменениями и дополнениями); - Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН , вступила в силу для СССР от ); - Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (Х1V) Генеральной Ассамблеей от ); Законами РФ: -Конституцией РФ от (с изменениями и дополнениями); -Семейным Кодексом РФ от ФЗ с изменениями и дополнениями); -Федеральным законом от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от г.; Документами Правительства РФ: - Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; - Постановление Правительства РФ от » Об утверждении правил размещения на официальном сайте сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации; - Постановление Правительства РФ от р об утверждении Программы РФ «Развитие образования» на годы; -Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от г.761. Региональными документами: - Законом Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от

Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является предшкольная подготовка детей, способствующая становлению начальных компетентностей ребенка – дошкольника, сохранению здоровья детей, формированию предпосылок учебной деятельности в соответствии с основными направлениями развития образовательной системы РФ, в том числе Санкт-Петербурга как субъекта РФ.

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Цель программы – создание равных условий получении качественного дошкольного образования, воспитания детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Задачи программы: Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия каждого ребенка; Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса и других особенностей; Формировать общую культуру детей, в том числе здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности; Формировать развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности; Формировать предпосылки учебной деятельности; Формировать базисные основы личности; Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; Создать развивающую предметно-пространственную среду и условия для обогащенной разнообразной деятельности детей;

Особенности осуществления образовательного процесса Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса для детей от 2 лет до 7 лет, обеспечивающих достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, и является программным документом. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса определено как 60% и 40% от её общего объёма. Обязательная часть Программы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Часть, формируемая участниками образовательного процесса: «Я, ты, мы» Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Алифанова Г.Т. План-программа «Первые шаги» (воспитание петербуржца- дошкольника), «Петербургская новая школа» «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Принципы и подходы к формированию программы Принцип гуманизации образования требует построения педагогического процесса на полном признании гражданских прав всех участников образовательного процесса. Этот принцип ставит педагога, родителя и воспитанника на одну ступень, где каждый заслуживает любви, уважения и понимания: «Взаимодействие этих двух миров должно строиться, как диалогичный и целостный образовательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив, – движение содержания мира детства в мир взрослости» (А. Б. Орлова) Принцип природосообразности требует строить образовательный процесс на целостности природы ребенка. «Ребенок развивается по законам Природы, по ее календарному плану. Природа движется по пути обретения своей единственности и неповторимости в лице каждого данного ребенка, по пути обретения заданной ему формы и наращивания заданных ресурсов» (Ш. А. Амонашвили). Это движение природы в ребенке происходит через стремление к развитию, познанию, взрослению и свободе Принцип осознанного взаимодействия воспитывающих взрослых и развития требует внимания к каждому участнику воспитательно-образовательного процесса; установления оптимального соотношения участия родителей и прародителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования детского сада в воспитании и обучении ребенка; понимания и устремленности к развитию всех сторон взаимодействия. Принцип непрерывности заключается в требовании, согласно которому процесс развития, воспитания в ребенке благородного гражданина важно осуществлять непрерывно: не только в детском саду, но и в семье. Принцип интеграции требует внимания к каждой составляющей культурно-образовательного пространства: семье, детскому саду, учреждениям дополнительного образования, учреждениям культуры и искусства, улице, общеобразовательной школе, гражданскому обществу и местному самоуправлению. Интеграция усилий социальных институтов делает эффективным восхождение ребенка к национально-региональной и общечеловеческой истории и культуре. Интеграция дейст Принцип регионализации образования требует учета региональных особенностей (этнографических, историко-культурных, экологических и др.) в содержании и организации общественного и семейного дошкольного образования и обеспечения полноты и непрерывности образования педагога, родителя, ребенка, проживающих на территории Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

Социальная ситуация развития Ведущая деятельность ребенка 1,5–3 года Ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества раскрывается в отношениях: ребенок – предмет – взрослый (Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обу- хова) В возрасте 1–3 лет малыш всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не осознает тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Ребенок еще не может самостоятельно открыть функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо использовать. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие, но осуществляться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью ребенка данного возраста становится предметная, а средством ее осуществления выступает ситуативно-деловое общение. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, то есть в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции. В предметной деятельности в раннем возрасте у ребенка формируются гордость за собственные достижения, активная речь; складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности; возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции Характеристика особенностей развития детей Характеристику особенностей развития детей необходимо осуществлять через представление возрастного периода детей дошкольного возраста, социальной ситуации развития детей в этом возрастном периоде и их ведущей деятельности. Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе. Ведущая деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в определенный возрастной период (А. Н. Леонтьев).

3–7 лет Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок – предмет – взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, период интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если в конце раннего детства ребенок говорит: «Я большой», то к 7 годам он начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей. Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную. В дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности: игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение; формируется как техническая, так и мотивационно-целевая сторона разных видов деятельности. Главным итогом развития всех видов деятельности являются, с одной стороны, овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия. В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они всё более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира. В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание

Содержательный раздел Петербурговедение

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных детской жанров литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Петербурговедение Петербурговедение является частью Основной Образовательной Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Раздел «Петербурговедение» содержит конкретные задачи и цели работы на весь учебный год по возрастам, основными являются: 1. Воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры; 2. Осознание ценности памятников культуры и искусства; 3. Воспитание любви к родному городу, гордость: я-петербуржец. 4. Пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им. 5. Формирование начальных знаний о родном городе.

Методическая составляющая образовательной программы

Обеспечение использования собственных, в том числе "ручных", действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности Организация разнообразных форм взаимодействия : "педагог-дети", "дети-дети" Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах Психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса Педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии

Организационный раздел Режим дня в дошкольного образовательного учреждения Холодный период года Режимные моменты Группа 1-я младшая 2-3 года 2-я младшая 3-4 года Средняя 4-5 лет Старшая 5-6 лет Подготов. к школе 6-7 лет Приём, осмотр, игры, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак Самостоятельная игровая деятельность – – Непосредственно образовательная деятельность – завтрак Подготовка к прогулке, прогулка – – – – Возвращение с прогулки. игры, подготовка к обеду – – – Обед – – – – Подготовка ко сну, дневной сон – – – Постепенный подъем, бодрящая гимнастика – – – – Подготовка к полднику, полдник – – – Игры, труд, совместная деятельность воспитателя с детьми – – – – Подготовка к прогулке, выход на прогулку – – – Прогулка Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой

Режимные моменты Группа Ранний возраст 1-3 года Младшая 3-4 года Средняя 4-5 лет Старшая 5-6 лет Подготов. к школе 6-7 лет Прием детей на участке, игры, утренняя гимнастика Подготовка к завтраку, завтрак – – – 8.55 Игры, совместная деятельность 8.20 – – – завтрак Подготовка к прогулке 9.40 – – – –11.05 Прогулка Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду – – – –12.45 Обед – – – – –13.15 Подготовка ко сну, дневной сон – – – – –15.15 Постепенный подъем, бодрящая гимнастика – – – – –15.25 Подготовка к полднику, полдник – – – – – 5.40 Игры, совместная деятельность – – – – – 6.25 Подготовка к прогулке, выход на прогулку – – Прогулка, уход детей домой

Примерный расчет образовательной нагрузки в течении дня