Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), Версия для детей и подростков (МКФ-ДП)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игрушкина Татьяна, специальный педагог, руководитель отдела по работе с семьями СПб ИРАВ Современные подходы к построению программ раннего вмешательства.
Advertisements

Здоровье и образ жизни Автор: к.м.н. Васильева Л.Э.
Введение в международную классификацию функционирования, инвалидности (нетрудоспособности) и здоровья Даниель Монт Команда по вопросам инвалидности (нетрудоспособности)
Взаимодействие специалистов при составлении индивидуального маршрута детей с ОВЗ МБДОУ детский сад комбинированного вида 53.
«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игры» СИСТЕМА РАБОТЫ воспитателя 2 категории Лазаревой Л.И., ГККП «Ясли-сад.
Перспективы внедрения современных инновационных технологий в практику медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ и конвенции о правах.
Ц ЕНТР Р АННЕГО В МЕШАТЕЛЬСТВА ГАУЗ «Г ОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ 2» СОЛОНГОСОЛОНГО.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
К вопросу о реализации инклюзивного образования в области физической культуры детей дошкольного возраста с ограниченными физическими возможностями в условиях.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Подготовил Голобородько Евгений.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Методическая неделя ГОБУ ВО ЦЛПДО 5-16марта 2012г.
БАДАНИН ВЯЧЕСЛАВ ВИКТОРОВИЧ Педагог дополнительного образования КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Условия для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную внеурочную деятельность.
СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА БАЗЕ МОУ СОШ 26 «Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использования.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье – первая и важнейшая потребность человека, определяющая.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
АНТИПОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА Педагог дополнительного образования КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Транксрипт:

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), Версия для детей и подростков (МКФ-ДП)

МКФ/МКФ-ДП -- это… Объединяющий международный язык для обсуждения вопросов здоровья и ограничений жизнедеятельности Концептуальные рамки или способ осмысления здоровья и ограничений жизнедеятельности Систематический метод классификации и количественной оценки здоровья и связанных со здоровьем вопросов - вывод на функции (инструмент классификации) Метод сопоставления данных Взято из канадского учебного курса по МКФ

МКФ – интерактивная модель здоровья. Она иллюстрирует комплексные отношения между 4-я измерениями: состояние здоровья телесные факторы (функции и структура тела) активность (способность совершать действия) участие (опыт быть частью обществва) контекстуальные факторы - факторы среды контекстуальные факторы – факторы личности

Состояние здоровья Структуры и функции организма Активность Участие Факторы среды Индивидуальные факторы

МКФ-ДП Описание функциональных и средовых аспектов необходимо, чтобы достичь целостного взгляда на ситуацию повседневной жизни ребенка, поскольку одно только называние диагностированных нарушений или болезней не может отразить повседневного функционирования ребенка.

Понятие активности Активность – это выполнение задачи или действия ребенком Научение и применение знаний Общие задачи и требования Коммуникация Мобильность Забота о себе Бытовая/домашняя жизнь Межличностное взаимодействие Главные сферы жизни (игра) Жизнь в сообществвах Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать ребенок

АКТИВНОСТИ И УЧАСТИЕ (d) d1 Научение и применен d2 Общие задачи и треб. d3 Коммуника ция d4 Мобильн ость d5 Самообсл уживание d6 Дом. жизнь d7 Отношени я D8 Основные области жизни d9 Сообщ, обществ... ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА МАНИПУЛЯЦИИ С ПРЕДМЕТАМИ ХОДЬБА И ДВИЖЕНИЕ ИСПОЛЬЗ. ТРАНСПОРТА d430 Подъем и переноска предметов d435 Перемещение предметов ногами d440 Тонкое использование кисти d445 Использование руки и кисти d4450 Тянуть d4451 Толкать d4452 Дотягиваться d4453 Повороты кисти d4454 Бросать d4455 Ловить 8

Участие - ключевой конструкт МКФ Описывает вовлеченность ребенка в жизненную ситуацию и определяется как «чувство принадлежности и вовлеченности», пережитое человеком в отношении «быть активным в основном контексте». Это наличие и доступность повседневной активности. Это то как часто у ребенка присутствует активность. Важные аспекты участия – контекст и окружающая среда, то есть текущая жизненная ситуация и условия, в которых активность происходит, где и с кем.

Активность – персональная характеристика Выполнение задачи или действия: Способность – то, что ребенок может сделать Выполнение – то, что ребенок делает с помощью, поддержкой Участие – разделенная характеристика (ребенок и его вовлеченность, окружающие люди и их принятие и предоставление возможности участия) Вовлеченность в жизненную ситуацию: Насколько ребенок включен в деятельность Насколько ребенок вовлечен в жизнь обществва

Домен Активность Участие d1 Научение и применение знаний d2 Общие задачи и требования d3 Коммуникация d4 Мобильность d5 Самообслуживание d6 Домашняя жизнь d7 Межличностные взаимодействия и отношения d8 Основные области жизни d9 Сообществво, обществвенная и гражданская жизнь

Активность и участие также включают элемент воли: переход от рефлективных действий к намеренным с все возрастающей степенью автономности переход от простых действий к комплексным с возрастанием степени социальной включенности Застегивание пуговок на рубашке Простое функциональное действие Надевание рубашки Комплексное функциональное действие Самостоятельное одевание дома Простая жизненная ситуация Школьная рутина Сложная жизненная ситуация (одеться для выхода на перерыв)

Активность и участие проявляются в жизненных эпизодах и повседневных жизненных ситуациях Жизненная ситуация – эпизод, который происходит в естественной среде, где ребенок проводит время. Повседневные жизненные ситуации происходят регулярно, например, еда; менее регулярно, например, рождественская вечеринка; и жизненные ситуации, которые обозначают переходные фазы, например, поступление в школу.

Активность

Ограничение активности Трудности в осуществление активности, которые может испытывать ребенок

Участие d7 Неформальные отношения со сверстниками Создание и поддержание неформальных отношений с людьми того же возраста, общих интересов или других общих черт

Ограничение участия d7 Неформальные отношения со сверстниками

Международная классификация функционирования b – функции организма -психические -сенсорные -голоса и речи -кровообращения, дыхания, крови, иммунитета -питания и обмена веществ b – функции организма -психические -сенсорные -голоса и речи -кровообращения, дыхания, крови, иммунитета -питания и обмена веществ s – структуры организма -нервной системы -глаза, уха и смежных структур -обеспечивающие голос и артикуляцию -систем кровообращения, дыхания, иммунитета -обеспечивающие пищеварение и обмен веществ s – структуры организма -нервной системы -глаза, уха и смежных структур -обеспечивающие голос и артикуляцию -систем кровообращения, дыхания, иммунитета -обеспечивающие пищеварение и обмен веществ

Структуры организма Структуры нервной системы (s1) s110 Структура головного мозга s120 Спинной мозг и относящиеся к нему структуры Структуры, участвующие в голосе и речи (s3) Структуры, относящиеся к движению (s7) s710 Структура головы и области шеи s720 Структура области плеча s730 Структура верхней конечности s740 Структура тазовой области s750 Структура нижней конечности s760 Структура туловища Кожа и связанные с ней структуры (s8)

Структуры организма s1. СТРУКТУРЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ s2. ГЛАЗ, УХО И ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ СТРУКТУРЫ s3. СТРУКТУРЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ГОЛОСООБРАЗОВАНИИ И РЕЧИ s4. СТРУКТУРЫ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ИММУННОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ s5. СТРУКТУРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, МЕТАБОЛИЗМУ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЕ s6. СТРУКТУРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К УРОГЕНИТАЛЬНОЙ И РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМАМ s7. СТРУКТУРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ s8. КОЖА И ОТНОСЯЩИЕСЯ К НЕЙ СТРУКТУРЫ

Функции организма Умственные функции Сенсорные функции и боль Функции голоса и речь Функции сердечно-сосудистой, крови, иммунной и дыхательной систем Функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма Урогенитальные функции Нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции Функции кожи

b1. УМСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ b110 Функции сознания b114 Функции ориентированности (время, место, человек) b117 Интеллектуальные функции (включая интеллектуальную задержку, деменцию) b130 Волевые и побудительные функции b134 Функции сна b140 Функции внимания b144 Функции памяти b152 Функции эмоций b156 Функции восприятия b164 Познавательные функции высокого уровня b167 Умственные функции речи

Факторы среды (e) e1 Продукты и технологии e2 Природная среда и изменения, сделанные человеком e3 Поддержка (физическая и эмоциональная от людей) e4 Установки (семья, родственники, друзья, профессионалы…) e5 Службы, системы и политика 25 e110 Личн. потреблен ие e115 Личн использ в повседн жизни e120 Мобильно сть и транспорт e125 Коммуник ация e130 Образование e140 Культура отдых спорт e145 Религия e150 Здания – обществв польз e155 Здания – часть польз Обычн продукты и технол для игры Вспомогат продукты и технол для игры Продукты и технологии, используемые для игры

Как раннее вмешательство улучшает здоровье ребенка? Научение и применение знаний Общие задачи и требования Коммуникация Мобильность Самообслуживание Бытовая/домашняя жизнь Межличностное взаимодействие Главные сферы жизни (игра) Жизнь в сообществвах Научение и применение знаний Общие задачи и требования Коммуникация Мобильность Самообслуживание Бытовая/домашняя жизнь Межличностное взаимодействие Главные сферы жизни (игра) Жизнь в сообществвах Умственные функции Сенсорные функции и боль Функции голоса и речь Функции сердечно-сосудистой, крови, иммунной и дыхательной систем Функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма Урогенитальные функции Нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции Функции кожи Умственные функции Сенсорные функции и боль Функции голоса и речь Функции сердечно-сосудистой, крови, иммунной и дыхательной систем Функции пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма Урогенитальные функции Нейромышечные, скелетные и связанные с движением функции Функции кожи

Раннее вмешательство: Активность и участие в повседневной жизни Медицинские услуги, сопряженные с РВ: Структуры и функции организма Социальные и услуги, сопряженные с РВ: Окружающая среда Выход из РВ образовательные услуги

Раннее вмешательство: Ребенок и его способности осваивать новые навыки Семья и ее способности развивать ребенка Медицинские услуги, сопряженные с РВ: Обследования Хирургическая коррекция Педиатрическая помощь при нарушениях пищеварения Лечение эпилептических расстройств ……… Социальные услуги, сопряженные с РВ: Экспертиза и ИПР Обеспечение техническими средствами Пенсии, пособия Услуги «передышки» Доступность среды …… Переход к получению образовательных услуг

Философия МКФ позволяет Рассматривать функционирование ребенка, его активность, участие Думать о ребенке, как о способном, планировать развитие способностей Понимать, что способность что-то делать складывается из определенных навыков (использование ходьбы для передвижения – удерживать равновесие стоя, планировать шаг, переносить центр тяжести, выносить ногу, ставить ее, вновь переносить центр тяжести….) Искать способы преодоления ограничений активности и участия в окружающей среде

Критерии эффективности ранней помощи 1. Развитие ребенка в основных сферах, определенных в разделе «активность и участие» МКФ 2. Адаптация семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка 3. Содействие созданию поддерживающих свойств среды

Решение проблем Шаг 1Шаг 2Шаг 3Шаг 4Шаг 5Шаг 6 Описание Ситуация на сегодня Функцио- нальная проблема Объясне- ние проблемы Функцио- нальная цель Вмешатель- ство (Что, кто, когда) Оценка результата ОЦЕНКАВМЕШАТЕЛЬСТВО

Описание Ситуация на сегодня Функциональ- ная проблема Объяснение проблемы Функцио- нальная цель Вмешатель-ство (Что, кто, когда) Укажите полученную информацию. Сильные и слабые стороны. Распределите информацию по трем компонентам МКФ-ДП. Это проясняет картину. ЧТО будет сделано? КОГДА? Кто ответственный? Свяжите методы с объяснениями! Активности/Участие Проанализируйте причины проблемы! Факторы среды Подумайте обо всех компонентах! Функции/структуры организма Используйте всю доступную информацию! Сформулируй- те проблему для ребенка в целом. Думайте о социальном участии – что это значит для ребенка? Это поможет ребенку найти мотивацию для вмешательств! Общие цели, со сроками. М.б. более детальные цели в дополнение. Установите приоритеты!

Описание Ситуация на сегодня Функциональ- ная проблема Объяснение проблемы Функцио- нальная цель Вмешательство (Что, кто, когда) Активности и участие Факторы среды Функции/структуры организма Матрица – решение проблем

Роли родителей и специалистов в совместном решении проблем Родители Специалисты как эксперты Руководят родителями в выражении проблем Объяснения с привязкой к диагнозу. Результаты тестов, функции и навыки развития Помогают родителям выразить свои потребности Руководят родителями в формировании целей Методы – подбор и применение Руководят родителями в измерении степени достижения цели Формулировка проблем Повседневная жизнь и такие объяснения проблем, которые связаны с историей жизни, ролями, распорядком и видами активности Жизненный стиль и потребности, т.е. приоритетность потребностей Цели, связанные с формулировкой проблемы Как интегрировать методы в их повседневную жизнь Судят, достигнуты ли цели