НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПАРТНЁРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Ковалевская Алла Викторовна, старший.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Advertisements

Работу выполнил: Учитель МБОУ «ООШ села Высокое Красноармейского района Саратовской области» Степанов Андрей Васильевич.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Масалова В. С., ст. преподаватель.
Государственно - общественное управление СОЗДАЕМ СОВЕТ ДОУ МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида 9 «Сказка»
Предложения по программе развития ДОУ. Управление качеством дошкольного образования Содержательные характеристики: Создание системы интегративного образования,
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Краткая презентация основной общеобразовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ханты- Мансийского района «Детский.
Городская базовая площадка МБДОУ д/с 11 по направлению развития образования - качественные изменения в системе воспитания, направленные на обеспечение.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Взаимодействие ДОО и семьи в контексте реализации ФГОС дошкольного образования.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА «Государственно-общественное управление качеством введения ФГОС дошкольного образования в МАДОУ «Детский сад №252» г. Барнаула»
Программа МОУ СОШ 8 «Сотрудничество семьи и школы» Разработана на годы.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Проект организации работы органов ученического самоуправления в обучении и воспитании разновозрастных групп.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Структура и основные положения документа «Профессиональный стандарт педагога» Подготовила: Красношапка Мария Олеговна Музыкальный руководитель первой квалификационной.
Транксрипт:

НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПАРТНЁРСТВА С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Ковалевская Алла Викторовна, старший преподаватель кафедры общей и детской психологии, БГПУ им. М. Танка, г. Минск

В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. 243-З субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители воспитанников учреждений дошкольного образования.

Ориентация современной системы дошкольного образования в Республике Беларусь на открытое взаимодействие с родителями воспитанников нашла своё отражение и в Положении об учреждении дошкольного образования от 25 июля 2011 г УДО обязано «знакомить законных представителей воспитанников при зачислении ребенка в учреждение дошкольного образования с уставом учреждения, а по их требованию – с учебно- программной документацией» (глава 3, пункт 34).

Учреждение дошкольного образования нуждается сегодня в сотрудничестве с родителями, в создании заинтересованного и активного сообщества родителей, которое может стать его постоянным социальным партнером. Когда родители вовлечены в соуправление, они принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с УДО, в котором воспитываются их дети. «К органам самоуправления учреждения дошкольного образования относятся: совет учреждения дошкольного образования; педагогический совет учреждения дошкольного образования; попечительский совет учреждения дошкольного образования; родительский комитет учреждения дошкольного образования» (глава 7 Положения).

В Учебной программе дошкольного образования, утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2012 г. N 133, особое внимание уделено организации работы «Материнской школы» с целью педагогической поддержки детей от рождения до трех лет и помощи родителям в воспитании ребенка. В тоже время подчёркивается субъект-субъектный характер такого взаимодействия.

«В "Материнской школе" семейное и общественное воспитание выступает как две стороны единого процесса в их интегративном взаимодействии. Каждый субъект взаимодействия максимально использует возможности дошкольного учреждения и семьи. Лучшие образцы семейного воспитания вносятся в условия дошкольного учреждения, а достижения общественного воспитания становятся достоянием семьи».

В качестве одной из первостепенных задач дошкольного образования, в соответствии с Образовательными стандартами дошкольного образования, утверждёнными 29 декабря 2012 г. N 146, выступает «взаимодействие с семьей с целью полноценного развития детей и повышения психолого-педагогической культуры родителей».

В реальной практике взаимодействие семьи и УДО может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему мер, направленных на решение конкретных задач: обеспечение возможности реализации единой программы воспитания и развития ребенка в УДО и семье на фоне положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; осуществление апробации новых форм организации воспитательно-образовательной работы на основе учёта педагогом индивидуальности ребенка при условии поддержания постоянного контакта с его семьей;

обеспечение информационно-просветительской поддержки самостоятельного выбора родителями приоритетных направлений в развитии и воспитании посредством укрепления родительской ответственности и выработки осознанной компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку; создание безопасных условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (систематическому школьному обучению); повышение психолого-педагогической культуры, личностное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса; укрепление внутрисемейных связей.

Основными направлениями социально- психолого-педагогической помощи семьям воспитанников со стороны УДО являются: Вовлечение родителей в деятельность УДО Психолого-педагогическое просвещение родителей Участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в УДО

Структура модели взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования в типичном случае может представлять собой сочетание пяти направлений: 1) определение общих целей, общих ценностей и ресурсной базы сторон - выявление взаимной полезности участников, позволяющее распределить усилия сторон для достижения желаемого эффекта в совместной деятельности (диагностика и изучение семьи, мониторинг родительских запросов и ресурсов, актуализация эксклюзивной полезности педагогического коллектива для детей и родителей); 2) просветительская работа, обучение родителей (развитие навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; предоставление правовых знаний в области образования);

3) деятельность родительского актива, обеспечивающая открытость и прозрачность образовательного процесса – мотивационный ресурс родительского сообщества (совет учреждения дошкольного образования, попечительский совет, родительский комитет, совет профилактики); 4) включение родителей в образовательный процесс (участие в культурно-массовых и спортивно- оздоровительных мероприятиях, обогащающих досуговую сферу семьи; привлечение родителей – специалистов в различных областях к активному участию в воспитательных и образовательных мероприятиях учреждения); 5) формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье у воспитанников.

Таким образом, специалист дошкольного образования в области партнерства с родителями воспитанников должен обладать следующими компетенциями: а) знать: продуктивные способы оказания родителями помощи ребенку при освоении образовательных программ; приёмы эффективного общения родителей с ребенком; методы формирования семейных ценностей у воспитанников и повышения культуры семейных отношений у членов их семей; содержание нормативных актов, регламентирующих деятельность по оказанию образовательных услуг в вопросах взаимодействия с законными представителями несовершеннолетних;

б) уметь: проводить диагностику и изучение семьи, мониторинг родительских запросов и ресурсов, профессиональную самопрезентацию; осуществлять просветительскую работу, обучение родителей, в том числе с использованием информационных компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов; организовывать деятельность родительского актива; реализовывать включение родителей в образовательный процесс в актуальных формах организации взаимодействия семьи и УДО; вести документацию, отражающую деятельность по взаимодействию с семьями воспитанников; в) иметь представление: о специфике работы с семьями социально уязвимых категорий (семьи, в которых ребёнок находится в СОП; воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями; замещающие семьи).

При подготовке специалиста дошкольного образования следует учитывать, что системообразующим компонентом в структуре его компетентности во взаимодействии с семьями воспитанников является глубокое понимание исключительной роли родителей в становлении здоровой, конструктивно развивающейся личности ребёнка.