МГППУ. Москва, май 20151 Минобразования России Институциональный Грант Минтруда России Московский городской психолого-педагогический университет Федерация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
Advertisements

Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.
Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ.
Консультация « Обсуждение проекта профессионального стандарта педагога 2013/2014 учебный год Методист Косташ Н. Н.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Институциональный Грант Москвы 2010 «Разработка концепции и макета профессионального стандарта практического психолога» Координатор проекта: проф. В.В.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Транксрипт:

МГППУ. Москва, май Минобразования России Институциональный Грант Минтруда России Московский городской психолого-педагогический университет Федерация психологов образования России Профстандарт педагога – психолога: задачи апробации

Основная задача На основании анализа отечественного и зарубежного опыта среди первоочередных мер в направлении развития психологической службы образования следует назвать создание научной, организационной, нормативной и технологической базы практической психологии образования, в том числе, разработку профессионального стандарта педагога-психолога, и на его основе - общественно-государственной системы сертификации и аттестации видов и технологий работы практического психолога сферы образования, а также системы сертификации и аттестации профессионального персонала. МГППУ. Москва, май 20152

Компетентностная концепция и макет профессионального стандарта практического психолога сферы образования Разработку Концепции предваряет анализ основ компетентностного подхода: описания категории компетенции и ее содержания в контексте реальной профессиональной деятельности. Современная целостная модель профессиональной компетентности, включает пять наборов связанных компетенций, и, соответственно, пять измерений: когнитивные компетенции, включающие не только официальные знания, но также и неофициальные – основанные на опыте. Знания (знают – что), подкрепленные пониманием (знают – почему), отличаются от компетенций; функциональная компетентность (навыки или «ноу-хау»), включает, что человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать и способен продемонстрировать; МГППУ. Москва, май 20153

Концепция и макет профессионального стандарта практического психолога сферы образования личностные компетенции (поведенческие компетенции, «знают, как вести себя»), определяются как относительно устойчивые характеристики личности причинно связанные с эффективным выполнением работы; этическая компетентность, личное мнение и профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения; мета-компетенции относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой. МГППУ. Москва, май 20154

Модель профессиональной подготовки как средство формирования профессиональных компетенций Для психолога образования, например, в соответствии с нормами ЕС («Европейский диплом психолога») рекомендуемой является программа профессиональной подготовки, которая описывается формулой «4+2+3», т.е. бакалавр (4 года) + магистр (2 года) + обязательное постдипломное образование (3 года) в условиях супервизии (интернатура или стажировка). При этом содержание компетенций при разработке образовательного стандарта определяется в следующем порядке: от видов деятельности к трудовым функциям и действиям к задачам деятельности к компетенциям МГППУ. Москва, май 20155

Связь Образовательного стандарта ФГОС и Профессионального стандарта ПС Пси В соответствии со сказанным выше, при разработке ФГОС ВПО по направлению по направлению «Психолого-педагогическое образование» может быть реализована следующая схема: Вид профессиональной Образовательный стандарт ФГОС деятельности стандарт формируемые компетенции профессиональной деятельности компетенции профиля трудовая функция ТФ и специалиста (из ТФ и ТД) трудовое действие ТД содержание ОПОП МГППУ. Москва, май 20156

Задачи профессиональной деятельности Так, например, задачи профессиональной деятельности бакалавров в области психолого-педагогического сопровождения образования включают, в частности: проведение (диагностического) обследования учащихся с использованием стандартизированного инструментария; проведение занятий с учащимися по утвержденным рекомендованным развивающим программам; работа с педагогами с целью организации эффективных учебных взаимодействий детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; взаимодействие со смежными специалистами (логопедами, педагогами, физиологами) в комплексных обследованиях образовательной среды; Отсюда, в соответствии с логикой применения профессионального стандарта и необходимостью сформировать соответствующий образовательный результат, вытекают требования к структуре профессионального цикла основной образовательной программы (ОПОП) и содержанию учебного плана. МГППУ. Москва, май 20157

Целевая функция ПС Профессиональные стандарты, в соответствии с мировой практикой, являются многофункциональными документами, предназначенными для: проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, а также для разработки учебно- методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры); проведения процедур стандартизации и унификации в рамках конкретного вида экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей и пр.). МГППУ. Москва, май 20158

Этапы формирования профессионального стандарта Определение области профессиональной деятельности (ОПД) в рамках ВЭД Выделение в ОПД видов и основных задач данного вида трудовой деятельности BТД в форме обобщенных ОТФ Составление перечня трудовых функций ТФ для каждой ОТФ на основе анализа каждого вида и задач ВТД Распределение трудовых функций по квалификационным уровням Отбор наиболее значимых трудовых функций Описание трудовых функций ТФ в виде трудовых действий ТД Привязка ТФ и ТД к соответствующему перечню необходимых компетенций, умений и знаний Определение иных требований в разрезе квалификационных уровней МГППУ. Москва, май 20159

Область действия профессионального стандарта ПРОФЕССИОНАЛЬНЫE СТАНДАРТЫ (выбор трудовых функций, трудовые действия) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в организации (профессиональная роль, должность, трудовой договор) ОПЛАТА ТРУДА (базовый уровень и доплаты) ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (перечень работ, задач и функций) СЕРТИФИКАТ КВАЛИФИКАЦИИ (через ПОА и ОРК) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровни профессионального развития, формируемые компетенции, уровни квалификации по ОРК) ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ (процедуры, экзамен, уровень квалификации) ОЦЕНКА квалификации (аккредитация и сертификация персонала) МГППУ. Москва, май

Содержание профессионального стандарта При формировании описания профессиональной деятельности педагога- психолога, наши эксперты выделили ряд основных профессиональных задач деятельности специалиста по "человеческому фактору" из сферы образования. Выделенные в результате анализа этих задач перечни трудовых действий, включающие комплексы трудовых умений и необходимых знаний, становятся необходимыми и достаточными предпосылками для реализации различных видов деятельности психолога образования. Исходя из этого, формируется содержание профессионального стандарта, которое, в соответствии с компетентностным подходом, предусматривает определение требований к профессиональным качествам (компетенциям - к знаниям, умениям и навыкам) работника, позволяющих ему эффективно выполнять конкретную трудовую функцию. МГППУ. Москва, май

Функциональная схема деятельности Согласно принятым Правительством России, Национальным Советом и РСПП документам, профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области ПД) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников. Структура ПС Пси в разрезе ОТФ предполагает два разных вида профессиональных работ и, соответственно, включает две обобщенных трудовых функции, связанные с работой «внутри» образовательных организаций и оказанием профилированных психологических услуг в специализированных центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Каждая обобщенная трудовая функция подразделяется на набор конкретных трудовых функций, объединяющих родственные классы решаемых профессиональных задач в соответствующих организациях и учреждениях системы общего и профессионального образования, и, значит, предполагающие конкретный набор трудовых действий (см. текст стандарта) Основным структурным элементом ПС – единицей профессионального стандарта - является трудовая функция. МГППУ. Москва, май

МГППУ. Москва, май ПС Пси: Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) Обобщенные трудовые функции Трудовые функции наименование A Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа с обучающимися Психологическая диагностика обучающихся Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

ПС Пси: Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) МГППУ. Москва, май

Учет требований работодателей Эффективный учет требований работодателей на основе профессиональных стандартов осуществляется в дополнение того, что должно быть сделано при создании ФГОС, он возможен при составлении следующих разделов ООП: Виды профессиональной деятельности выпускника (виды профессиональной деятельности указываются в соответствии с ФГОС ВПО и уточняются вузом совместно с заинтересованными работодателями). Задачи профессиональной деятельности выпускника (задачи профессиональной деятельности указываются на основе ФГОС ВПО и ООП и уточняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей). Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО (определяются на основе результатов освоения ОПОП и профессионального квалификационного экзамена). МГППУ. Москва, май

Использование профессиональных стандартов при формировании программ профессионального образования Использование ПС при создании программ профессионального образования и подготовки требует от разработчиков понимания логики построения ПС, знания его структуры, содержания, основных понятий и их корреляции с терминологией документов, регламентирующих процесс профессионального образования. Разработчикам ООП необходимо учитывать, что: создание документов, регламентирующих процесс профессионального образования – ФГОС, ООП – является одним из направлений использования ПС, поэтому формат и содержание ПС не может точно и полно соответствовать ООП; существует рассогласование понятийного аппарата сферы труда и сферы образования; перечни профессий, специальностей и направлений, по которым разрабатываются документы, регламентирующие профессиональное образование, не совпадают с перечнем областей профессиональной деятельности (и/или ВЭД), по которым разрабатываются ПС. МГППУ. Москва, май

Разрыв профессионального труда и профессионального образования Даже разработанные с учетом требований профессиональных стандартов ФГОС профессионального образования могут отставать от быстро меняющихся требований рынка труда, а следом за ними – основные и дополнительные профессиональные образовательные программы. Проблема может быть преодолена путем постоянного обновления профессиональных образовательных программ, а также создания нового поколения ООП с использованием профессиональных стандартов и/или результатов изучения потребностей рынка труда. МГППУ. Москва, май

Связь профессионального труда и профессионального образования Обеспечивается процедурой создания, утверждения и применения профессиональных стандартов, реализуемой в соответствии с постановлениями Правительства России, Национальным Советом и РСПП: разработку профессиональных стандартов проводят соответствующие объединения работодателей и крупные организации; при необходимости им оказывается организационно-методическая поддержка; обсуждение и экспертиза проектов профессиональных стандартов являются открытыми, к их проведению привлекаются все заинтересованные стороны, что обеспечивает объективность результатов; профессиональные стандарты, разработанные работодателями (бизнес сообществом) и прошедшие апробацию в отрасли, доказавшие свою эффективность и качество, и утвержденные Комиссией РСПП, передаются в Министерство образования и науки и рекомендуются к использованию учреждениями профессионального образования при разработке проектов образовательных стандартов и программ. МГППУ. Москва, май

Пользователи ПС Основными пользователями профессиональных стандартов являются: руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций, специалисты в области сертификации персонала, специалисты, разрабатывающие государственные образовательные стандарты и профессиональные – основные и дополнительные образовательные программы, а также психологи и профконсультанты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры МГППУ. Москва, май

Социальный и экономический эффект ПС Разработка профессионального стандарта психолога сферы образования позволит: совершенствовать образовательные программы и учебно-методические материалы по специальности с учетом потребностей работодателей, разработать объективные средства оценки индивидуальных достижений студентов и выпускников; проводить оценку квалификации и сертификацию психологов; проводить профориентационную работу с абитуриентами с опорой на учет требований реальной профессиональной деятельности специалистов- психологов. Разработка и продвижение профессионального стандарта психолога образования направлены на повышение заинтересованности будущих и действующих работников в получении специальности, обеспечение процесса адаптации и закрепления выпускников в системе образования и, как следствие, на повышение общественного рейтинга профессии. МГППУ. Москва, май

МГППУ. Москва, май Направления работ и рекомендации по апробации и внедрению стандарта педагога-психолога На основании предложений участников общественно-профессионального обсуждения и с целью эффективного внедрения профессионального стандарта педагога-психолога, разрабатываемого Московским городским психолого- педагогическим университетом, сформулированы рекомендации: 1. Необходимо предусмотреть поэтапное введение профессионального стандарта педагога-психолога, включающее апробацию содержания стандарта, разработку механизмов его использования и, при необходимости, последующую коррекцию содержания профессионального стандарта. Механизмом апробации может стать создание при головной организации-разработчике региональных пилотных площадок с добровольным участием организаций и учреждений соответствующего профиля.

МГППУ. Москва, май Направления работ и рекомендации по апробации и внедрению стандарта педагога-психолога 2. В качестве возможного механизма внедрения профессионального стандарта целесообразно использовать общественные ассоциации, в первую очередь, ФПОР, и поручить им решение следующих задач: профессионально - общественный мониторинг процесса обсуждения, апробации и внедрения профессионального стандарта; мониторинг процесса внедрения стандарта на региональных пилотных площадках; оказание информационной, правовой, методической и иной поддержки организациям пилотных площадок; педагогическим вузам и центрам повышения квалификации специалистов; обеспечение сетевого взаимодействия специалистов, образовательных организаций, органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности профессиональным стандартом; своевременное информирование органов власти и управления о нарушениях прав специалистов и организаций вследствие ошибочных трактовок положений профессионального стандарта.

МГППУ. Москва, май Направления работ и рекомендации по апробации и внедрению стандарта педагога-психолога 3. Введение нового профессионального стандарта должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. В целях повышения эффективности внедрения профессионального стандарта в рамках целевых программ Минобразованию России следует предусмотреть отдельные мероприятия по разработке и реализации программ подготовки кадров через систему дополнительного образования. 4. По итогам апробации профессионального стандарта и результатам пилотных проектов следует предусмотреть возможность изменения соответствующих ФГОС - федеральных государственных образовательных стандартов высшего психолого-педагогического образования и согласования их содержания со стандартом профессиональной деятельности педагога-психолога.

МГППУ. Москва, май Направления работ и рекомендации по апробации и внедрению стандарта педагога-психолога 5. Введение профессионального стандарта педагога-психолога потребует внесения изменений в действующие нормативные документы, определяющие трудовые отношения между работниками и их работодателями. В частности, необходимо разработать систему общественно-профессиональной сертификации (оценки уровня профессиональной квалификации) специалистов с выдачей соответствующего профессионального сертификата. 6. Введение профессионального стандарта педагога-психолога приведет к необходимости изменить процедуры замещения и аттестации работников при замещении должностей работников: необходимо определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести профессиональный экзамен на право допуска к профессиональной деятельности и организовать необходимую стажировку будущего работника как оптимальный способ введения его в профессию.

МГППУ. Москва, май Направления работ и рекомендации по апробации и внедрению стандарта педагога-психолога 7. Одновременно с введением в действие профессионального стандарта целесообразно создать новые организационные и нормативные механизмы аттестации и сертификации персонала педагогов-психологов, начать разработку отраслевой системы квалификационных требований, определяющих содержание профессиональной квалификации, а также - механизмы ее применения, в том числе, с целью оценки повышения эффективности деятельности, оплаты труда и поддержания уровня квалификации работника (развития профессиональной карьеры).

МГППУ. Москва, май СПАСИБО за ВНИМАНИЕ Более подробную информацию смотрите на сайтах