С. Чалганы. 2012 Учитель русского языка и литературы МОКУ Чалганская ООШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Advertisements

Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Методы и приёмы использования технологий, обеспечивающие развитие критического мышления, творческой активности и самостоятельности обучающихся Свишук Е.М.
ПРЖИАЛКОВСКАЯ Н.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДАКТУЙСКОЙ МСОШ 2011 Характеристика приёмов технологии РКМЧП при обучении русскому языку и литературе.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
1 Использование на уроках литературы приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.
Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)
Инсерт 1 этап. Читая текст нужно помечать соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения : V «галочкой» помечается то, что уже известно;
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

С. Чалганы Учитель русского языка и литературы МОКУ Чалганская ООШ

Теоретическая часть

I этап : Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом : V « галочкой » помечается то, что уже известно учащимся ; - знаком « минус » помечается то, что противоречит их представлению ; + знаком « плюс » помечается то, что является для них новым и неожиданным ; ? « вопросительный знак » ставится, если что - то неясно, возникло желание узнать больше. II этап : читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом может осуществляться « на слух ». Подробнее смотри описание приема « Продвинутая лекция ». III этап : Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу : IV этап : Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Инсерт – маркировка текста значками V+-?

1 э т а п : Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме ; 2 э т а п : Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию : 1. Жесткий лимит времени на 1- м этапе 5-7 минут ; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются ; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Мозговая атака

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого - либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является : А ) уважение к различным точкам зрения ее участников ; Б ) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Групповая дискуссия

Подготовительная работа : 1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора : - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории ( в противном случае теряется смысл и логика использования приема ); - Динамичный, событийный сюжет ; - Неожиданная развязка, « открытый » проблемный финал. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку : « первая остановка », « вторая остановка » и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Чтение с остановками

По названию предположите, о чем будет рассказ ? Какие события могут произойти в описанной обстановке ? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев ? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли ? Какие ваши ожидания подтвердились ? Что было неожиданным ? Как вы думаете, чем закончится рассказ ? Как вы бы закончили его ? Что будет с героем после событий рассказа ? Примерные вопросы

А. С Пушкин « Дубровский » Герой романа Внешность героя Предпол-ния о характере Как сложится судьба? Почему? На самом деле Что удивило? Владимир Дубровский Троекуров Маша Троекурова

Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди Кластер

1. Посередине чистого листа ( классной доски ) написать ключевое слово или предложение, которое является « сердцем » идеи, темы. 2. Вокруг « накидать » слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. ( Модель « планеты и ее спутники ») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из « спутников » в свою очередь тоже появляются « спутники », устанавливаются новые логические связи. Этапы составления кластера

Оцените текст с позиции необходимости разбивки его на смысловые единицы. Озвучьте свои « грозди » Помогите ученику выделить смысловые блоки Попросите установить связь между « ветвями » « грозди » Если хотите остановиться на каком то смысловом блоке, то сделайте эту веточку поярче. Рекомендации учителю

Например, при изучении творчества И. А. Бунина в 7 классе : 12 И.А.Бунин «Я происхожу из старинного дворянского рода...», из него же В.А.Жуковский «Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди...богатейшей природы, и прошло все мое детство»- И.А.Бунин Много странствует по Европе и Азии Брат Юлий пробудил любовь к книгам В 1905 поселяется в Москве, дружит с М.Горьким, А.П.Чеховым Литературная судьба складывалась счастливо, его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнезд»

Существительное обозначающее тему Два прилагательных, раскрывающие интересные, характерные признаки явления Три глагола, раскрывающие действия Фраза, которая раскрывает суть явления Существительное, выступающее как итог, вывод Синквейн

Синквейн по пьесе М.Горького «На дне» 14 1Кто? Что?1 существительное Сатин. 2Какой?2 прилагательных Умный, дерзкий. 3Что делает? 3 глагола Играет, спорит, думает. 4Что автор думает о теме?Фраза из 4 слов Не герой дела, а герой слова. 5Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное Правдолюбец.

Напишите письмо от имени главной героини, адресованное матери, в котором она могла бы попросить прощение за свое равнодушие. К. Паустовский « Телеграмма », 8 класс ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИНФОРМАЦИИ

16 М. Булгаков « Мастер и Маргарита », 11 класс Телеграмма Маргариты с бала Сатаны Нахожусь на балу Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено. Но я – королева !

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой - либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии Эссе

Хокку о Данко по рассказу М. Горького « Старуха Изергиль », 7 класс 18 1 Я был кем-то или чем-то. Я видел кого-то или что- то. Я был спасителем. 2 Место и действие (где и что делал). В темном лесу. 3 Определение (как?).Мужественно принося себя в жертву.

Слово буква слог словосочетание текст предложение Этапы творчества А. С. Пушкина : 1. Детские годы 2. Петербург 3. Лицейские годы 4. « Болдинская осень » 5. Ссылка в Михайловское 6. Южная ссылка 7. Последние годы жизни А. С. Пушкина Перепутанные логические цепочки

20 Прием « Знаю – хочу узнать - узнал » Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работа в паре: что я знаю о теме урока? Формулирова- ние целей Соотношение старой и новой информации 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Кто ? Что ? Когда ? Может ? Будет ? Как звали ? Было ли ? Согласны ли вы ? Верно ли ? Таблицы

В « голове » обозначается проблема Верхние « косточки » проблемы Нижние « косточки » аргументы и факты в подтверждение этого « Хвост » - основной вывод Фишбоун

А. П. Чехов пользовался псевдонимами « Человек без селезенки », « Антоша Чехонте ». Ему принадлежит афоризм « Красота спасет мир ». А. П. Чехов по образованию был врачом. Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К. С. Станиславскому. Главное действующее лицо рассказа « Смерть чиновника » - Бризжалов Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице. 23 « Верные – неверные утверждения » А. П. Чехов

24 Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...?

Объединитесь в группы. У каждого должен быть листочек и ручка. Напишите три предложения по теме, затем передайте свой листок соседу. Получив листок соседа, продолжите его работу, написав еще три предложения, передайте соседу. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения. Письмо по кругу

Практическая часть Урок литературы Рассмотрим неизвестный рассказ известного автора

Составляем кластер. - Назовите главные нравственные качества, определяющие личность человека. Стадия « Вызов »

СЛУЧАЙ, ПОРУЧИК ЧЕКМАРЁВ, ВЫИГРЫШ, ЧАСЫ, ДАВАЙТЕ ИСКАТЬ, МЕРЗОСТЬ, НЕ ПОЗВОЛЮ, РАССТУПИЛИСЬ, МИЛЫЕ ТОВАРИЩИ. Выскажите свои предположения по опорным словам.

« Припомнился мне один случай,- сказал дядя. Собрались мы раз у ротмистра фон Ашенберга на именины. А наш гусарский полк воротился тогда из венгерской кампании …. Был с нами корнет граф Ольховский – так себе, однако ничего … добрый малый, хотя наивный и глуповатый. И был в нашей компании поручик Чекмарев, наш общий любимец и баловень. Веселый, щедрый, ловкий, красавец собою, великолепный танцор и наездник – словом, чудесный малый. Кроме того, он был очень богат, и его кошелек был всегда в общем распоряжении. Собрались мы все холостые, веселились на славу. Вдруг кто - то вспомнил, что вчера Ольховский выиграл в карты полторы тысячи, жеребца и часы – брегет. Ольховский нам эти часы показал : с резьбой, украшениями, и когда сверху надавишь пуговку, они мелодично позвонят, сколько четвертей и который час. Хорошие, старинные часы. Ольховский заважничал. - Это редкая вещь. Во всем свете не больше 2 – 3 экземпляров. Чекмарев улыбнулся. - Напрасно вы такого мнения о ваших часах. Я вам могу показать совершенно такие же. Они вовсе не такая редкость. Хотите пари ? - С удовольствием … Когда же вы их достанете ? Но пари показалось обществу неинтересным. Праздник продолжался, прислуга была выслана, двери заперты. Вдруг есаул Сиротко ударил себя по лбу и воскликнул : - Братцы мои ! Совсем забыл, у меня нынче приемка обоза, удирать надо, к восьми часам непременно. Я скоро вернусь. Ольховский, сколько часов теперь ? Позвони - ка ! Подумайте и скажите, что произойдёт дальше. Сверим ваши версии с текстом !

« Мы слышали, как Ольховский шарил по карманам. Вдруг он проговорил : - Вот так штука ! Часов никак не найду. Сейчас только положил около себя, когда ментик снимал. Посветите, господа … Зажгли огонь, принялись искать, но часов не было. Всем сделалось неловко, мы избегали глядеть друг на друга. Иванов внезапно ударил по столу. – Черт возьми ! – закричал он хрипло. - Давайте искать эти поганые часы, Чтоб были ! Мы искали около четверти часа и совершенно бесплодно. Ольховский, растерянный, сконфуженный, пробормотал : Да ну их к бесу, эти часы. господа, чёрт с ними ! Иванов крикнул, выкатывая глаза : - Дурак, наплевать нам на твои часы, понимаешь, прислуги здесь не было ! Было решено, что каждый из нас позволит себя обыскать. Первым подошёл Сиротко, за ним самый старший офицер штаб - ротмистр Иванов. Он выворачивал карманы, словно желая их оторвать, и бормотал, кусая ус ; « Первый раз гвардейцы себя обыскивают. Срам ! Стыд ! Позор моим сединам !» Все поочерёдно были обысканы, остался только один поручик Чекмарёв » Как же будут развиваться события дальше ?

« Ну, Федюша, что же ты, подходи, что же ты ?» - подтолкнул Иванов. … Он стоял, крепко прислонившись к стене, бледный, с вздрагивающими губами, и не двигался с места. _ Иди же, Чекмарёв, все подходили, - подбодрил его Кожин. Чекмарёв медленно отрицательно покачал головой. Я никогда не забуду кривой, страшной улыбки, исказившей его лицо, когда он с трудом выговорил : - Я … себя … не позволю обыскивать … Иванов вспыхнул : Как, чёрт возьми ! Пять старых офицеров позволяют себя обыскивать, а ты нет ? Или у тебя понятие о чести другое ? Подходи, Федька, слышишь ? - Не пойду, - прошептал Чекмарёв. Было что - то ужасное в его напряжённой улыбке, неподвижной позе, в мертвенном взгляде. Иванов переменил тон : - Федюша, я тебя, как сына, люблю … голубчик мой … брось глупости, может, ты из - за этого дурацкого пари,… ну прошу тебя ! Кровь бросилась в лицо Чекмарёву и тут же отхлынула. Губы его задёргались. Он молча покачал головой. Стало ужасно тихо … Иванов вздохнул во всю грудь и сказал глухо : - В таком случае, знаете, поручик,… хотя мы не сомневаемся в Вашей честности … Вам неловко оставаться с нами … Чекмарёв пошатнулся. Казалось, он вот - вот грохнется на пол. Но он справился с собой и, поддерживая левой рукой саблю, медленно прошёл к двери. Мы безмолвно расступились, чтобы дать ему дорогу. Что же произойдёт дальше ?

« Все мы, отрезвлённые и грустные сидели молча. О празднике нечего было и думать. Денщики убирали со стола. Вдруг денщик хозяина воскликнул : « Ваше выск – родь ! Тутечка якись часы !» Мы бросились к нему. На полу, под котелком лежал брегет Ольховскогою. Прислуга была вторично выслана, чтобы обсудить положение. Молодёжь подавала голоса за Чекмарёва, но старики смотрели на дело иначе. _ Нет, господа, он оскорбил всех нас и полк. Почему мы позволили себя обыскать, а он нет ? Когда бы он оскорбил одного офицера – пятнадцать шагов, пистолеты и дело с концом. А тут – другое дело. Нет, он должен оставить полк, и он его оставит ! Мы стали расходиться. Медленно, безмолвно вышли на крыльцо и остановились, чтобы попрощаться. Какой - то человек быстро бежал по дороге. Иванов первым узнал в нём денщика Чекмарёва. Солдат был без шапки, страшно перепуганный. Ещё издали он закричал, еле переводя дух : Ваше - скородь ! Несчастье ! Поручик Чекмарёв застрелились ! Мы кинулись на квартиру Чекмарёва. Он лежал на боку, большой дуэльный пистолет валялся в двух шагах. Я глядел на прекрасное молодое лицо, и мне чудилась на губах мучительная, кривая улыбка. Кто - то сказал : « Нет ли здесь записки ?» Записка нашлась. Она лежала на столе, а на ней – часы - брегет. Как две капли воды похожий на брегет графа Ольховского. Записку эту я помню наизусть ». Что же было в записке ? Самостоятельно придумайте финал рассказа.

« Прощайте, дорогие товарищи. Клянусь Богом, Иисусом Христом, что я не виновен в краже. Я потому не позволил себя обыскать, что в кармане у меня лежал точно такой же брегет, как у графа Ольховского, доставшийся мне от покойного деда. К сожалению, никого не осталось в живых, кто мог бы это подтвердить. Если часы Ольховского найдутся и моя невиновность будет доказана, прошу штаб - ротмистра Иванова все мои вещи и лошадей раздать на память милым товарищам, а часы - брегет оставить себе ». БРЕГЕТ. Военные рассказы. Куприн А. И. Беседа - О чём же этот рассказ ? - Как вы оцените поступок Чекмарёва, его представление о чести с позиций современного читателя ? Записка

стадия « Рефлексия » Синквейн 34 1Кто? Что?1 существительное честь 2Какой?2 прилагательных 3Что делает? 3 глагола 4Что автор думает о теме?Фраза из 4 слов 5Кто? Что? Новое звучание темы 1 существительное

Сайт международного журнала о критическом мышлении « Перемена » Фестиваль педагогических идей Газета « Первое сентября » Козырь Е. А. Характеристика приемов технологии РКМЧ // Русский язык, 07/1999. Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо // Русский язык, 18-19/2005. Вишнякова Е. Е. Не только о технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » // Русский язык, 15/2004. Васюта И., Махотина А., « Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы » 35 Литература

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!