Целеполагание на уроке: подходы к конструированию целей учителем и учеником О.Б. Даутова, д.п.н., 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий как метапредметных результатов освоения ООП.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Таксономия Выглядит как …… Звучит как ………. Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации.
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной»
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Транксрипт:

Целеполагание на уроке: подходы к конструированию целей учителем и учеником О.Б. Даутова, д.п.н., 2015 г

Цели являются наиболее сильным мотиватором деятельности человека

ЦЕЛИ И СТАНДАРТ Что должен знать учитель: к каким целям мне вести ученика? Где это записано? Что такое целевая программа действий и для чего она нужна? У меня есть цели? Что такое детализация и конкретизация учебных целей? Какие цели бывают? Как связаны цели и принцип структурирования содержания обучения? Как связаны цели и принцип действенности и оперативности знаний, и их системы ? Как связаны цели и принцип осознанной перспективы?

Вопросы для размышления: Сколько может быть целей и сколько может быть задач на уроке? Какие существуют основания для классификации целей и задач урока? Цели могут формулироваться как развивающие, обучающие, воспитательные, или как образовательные? Как соотносятся цели и задачи и предполагаемые результаты? Насколько целесообразным является описание УУД на каждом этапе урока? Не стоит ли за этим определенная «мода»? Как отличить цели реальные, выполнимые и провозглашаемые?

Чем определяются цели?

С чего начать? Создать условия для активного целеполагания: ученик сам формулирует цели урока или присваивает цели, предложенные учителем. Фиксация целей урока: использование различных приемов фиксации целей, предложенных учащимися. Новый язык целеполагания: формулировка целей: формулировка целей через УУД Цель это планируемый результат. «Ученик научится:...» ( в терминах универсальных учебных действий из российского федерального государственного образовательного стандарта)

Целостный процесс обучения Преподавание Учение Цель (учителя) Цель (ученика) Задача 1Задача 2Задача 3 Результат 1Результат 2Результат 3 Результат урока 2. Форма 1. Содержание 3. Метод Организационный Операционально - деятельностный 6. Содержательный (Кириллова Г. Д.)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Для чего нам нужно цели учителя перевести в цели ученика?

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Волевая саморегуляция Волевая саморегуляция Оценка

Цель (идеальная модель результата) Мотив (побуждает и направляет) Потребность (побуждает деятельность) Действия, операции Средства (идеальные и материальные) Предмет Результат удовлетворяющий потребность

Применение Понимание Знание Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения обязательный минимум содержания образования

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения обязательный минимум содержания образования требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения обязательный минимум содержания образования требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу Метапредметные результаты обучения

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Метазнание Диалектичность мышления Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения обязательный минимум содержания образования требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу Метапредметные результаты обучения

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Метазнание Диалектичность мышления Стандарт первого поколения Стандарт второго поколения Предметные результаты обучения Метапредметные результаты обучения Личностные результаты обучения обязательный минимум содержания образования требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу

Оценка Синтез Анализ Применение Понимание Знание Метазнание Диалектичность мышления Предметные результаты обучения Метапредметные результаты обучения Личностные результаты обучения освоение опыта деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению собственные ценностно- смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение компетенциями

Программа формирования УУД/регулятивные УУД: Выпускник/ученик научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей; - устанавливать целевые приоритеты; - самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Программа формирования УУД/регулятивные УУД: Выпускник/ученик научится: - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса и т.п.

Подходы к структурированию: учет структуры понятия «компетенция», принятом в общеевропейском проекте «TUNING» Согласно проекту «TUNING» компетенция включают: «ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ» (знание академической области, способность знать и понимать) «ЗНАНИЕ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации) «ЗНАНИЕ КАК БЫТЬ» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Результаты обучения при этом планируются по следующим группам: знание и понимание (группа А), интеллектуальные навыки (группа В), практические навыки (группа С), переносимые навыки (группа Д).

Подход 2) учет составляющих результата образования (по таксономии Б. Блума и его последователей) в трех сферах: – когнитивной (познавательной), – аффективной (ценностно-эмоциональной), – психомоторной. Б. Блум предложил организовать когнитивную или познавательную сферу в виде шестиуровневой иерархической структуры: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Эмоциональная сфера охватывает «отношения», «чувства» и «ценности» (т.е. все то, что характеризует эмоциональную составляющую образовательного процесса: от базисного желания и готовности получать информацию до интеграции мотивов, ценностей, взглядов, идей и т.д.). Психомоторная сфера включает в себя, как правило, физические навыки, подразумевающие координацию мыслительной и мышечной деятельности (широко используя в таких областях, как естественные науки, медико- санитарные направления подготовки, искусство, театр, инженерные науки, физическое воспитания.)

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ЗНАНИЕ Воспроизведение важной информации ПОНИМАНИЕ Объяснение важной интерпретации и ПРИМЕНЕНИЕ Решение закрытых проблем АНАЛИЗ Решение открытых проблем СИНТЕЗ Нахождение уникальных ответов к проблемам ОЦЕНКА Вынесение критических суждений, основанных на прочных знаниях дать определение; повторить; фиксировать; перечислить; вспомнить; назвать; рассказать; акцентировать толковать; обсудить; описать; переформулировать ь; распознать; объяснить; выразить; опознать; обнаружить; сообщить; рецензировать интерпретировать ; применять; употреблять; использовать; демонстрировать; инсценировать; применить на практике; проиллюстрировать; действовать; разработать план; описать в общих чертах распознавать; анализировать; различать; оценить; вычислить; привести; экспериментировать; проверить; сравнить; сопоставить; критиковать; избирать; схематически обследовать; дискутировать; ставить вопрос; соотнести; решить; исследовать; классифицировать составить; распланировать; предположить; разработать; сформулировать; систематизировать; компоновать; собирать; составить; создавать; наладить; организовать; управлять; подготовить составить суждение; определить ценность; дать оценку; произвести оценку; сравнить; пересмотреть; оценить; подсчитать

Модификации таксономии Блума Изменения предложенные учеником и последователем Блума Андерсоном в 2001 году. В его работе с соавторами так же выделены 6 стадий мыслительного процесса: Помнить (узнавать, вспоминать) - Понимать (толковать, классифицировать, сравнивать, объяснять) – Применять (осуществлять, приводить в исполнение) – Анализировать (дифференцировать, организовывать, извлекать, распознавать, критиковать) – Оценивать (оценивать, противопоставлять, судить, выбирать, давать оценку) – Создавать (разрабатывать, модифицировать, генерировать, планировать, производить).

Таксономия Андерсона В этом подходе представляется важным включение в качестве высокоуровневой ступени способности к креативному мышлению, творчеству. Выделенные уровни, кроме того, дополнены измерениями знания, такими как: фактические знания (факты, терминология) концептуальные знания (классификации, принципы, теории, модели), процедурные знания (техники, методики, определенные умения, стратегии), мета-когнитивные знания (размышления, самооценка, анализ).

Личностные Креативные Когнитивные Методологические Предметные

Список целей может выглядеть так :( 1) изучить материал модулей; 2) составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте; 3) усвоить основные понятия и законы темы; 4) подготовить доклад по одной из проблем (указать); 5) качественно подготовиться к получению зачета по курсу; 6) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме (указать); 7) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений; 8) углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы (перечислить их); 9) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами; 10) проявить и развить свои способности (назвать их); 11) организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты; 12) научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы; 13) доказывать и опровергать утверждения педагога; 14) свой вариант цели.

Технологии: Модульного обучения ТРКМ ТРИИК

ЦИЗ - выдвижение целей и задач Цели: определяется совокупность основных целей и эталоны их достижения, на которые должен ориентироваться обучающийся. Задачи: формулируются в деятельностном аспекте и предъявляются обучающимся в начале обучения.

Идеал Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого обучающегося Результаты можно измерить Сам школьник может измерить результаты К результатам можно идти в индивидуальном темпе Цели выдвигаются самостоятельно и выступают мотиваторами учебной деятельности