Современное образовательное событие как система Т.И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение целей обучения Э.В. Ким Методическая лаборатория географии МИОО.
Advertisements

Определение целей обучения (деятельностный подход) Э.В. Ким, А.И. Крылов методическая лаборатория географии МИОО Великая цель образования.
Современный урок. Что значит – современный? Виды образования: Традиционное Инновационное Шоковое Современный – отвечающий на вызовы времени.
Требования к современному уроку с позиций системно- деятельностного подхода Т.И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.Сухомлинский.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Современное образовательное событие как система Т.И. Фисенко, доцент кафедры ТиМО ХК ИППК ПК.

Какое ОС можно считать современным? Обучающее – чему? Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира Воспитывающее – что? Высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «само процессы», субъективность Развивающее – что? Деятельность, мышление, рефлексию

Выявление проблем ОС Задание для групп. I гр.: - Что следует сохранить в современном ОС? II гр.: - От чего следует отказаться? III гр.: - Что надо улучшить? IV гр.: - Что необходимо внести новое?

Определение приоритетов Очень важные Важные Не важные Не важные Затруд- няюсь Трудно достиг. Легко достиг. Не достиг.Не достиг. Затруд- няюсь

Методология Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

Методологическая рефлексия Умение анализировать собственную научную деятельность и способность к научному обоснованию.

Методологическая культура - это методологическая рефлексия, критическое осмысление, творческое применение определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования. Методологическая культура включает Проектирование и конструирование УВП; Осознание, формулирование, творческое решение педагогических задач; Методологическую рефлексию.

I. Педагогический процесс как система (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко) 1. Любой процесс определяется как -закономерное, -последовательное изменение явления, -его переход в другое явление (согласно исследованиям философов).

3. Педагогический процесс как система Это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанника, учащихся между собой, направленное на решение: образовательных воспитательных развивающих задач.

Сравнительная таблица п / п п / п Элементы педагогического процесса Традиционная модель обучения Свременная модель обучения 1. Функция учителя 2. Функция ученика 3. Мотивы 4. Цели 5. Содержание 6. Методы 7. Средства 8. Формы 9.Результат

Педпроцесс как целостная педагогическая система Целеполагание Учитель Учащийся Результат М О Т И В А Ц И Я Р Е Ф Л Е К С И Я Содержание Методы Средства Формы

Деятельность Д= Ц Сод. М/Ср. Ф Рез.* Реф-я Цель Содержание Формы Методы и средства

Развитие Необратимое, направленное, закономерное изменение (движение) материи и сознания, их универсальное свойство; в результате Р. возникает новое качеств. состояние объекта – его состава или структуры. Всеобщий принцип объяснения истории природы, об-ва и познания. Различают две формы Р.: эволюционную и революцияияионную. Выделяют прогрессивную и регрессивную линии. Изменение осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя цель, средства. результат и сам процесс.

Алгоритм построения дерева понятия 1. Ищите синонимы (Что такое?) 2. Отвечайте на вопрос: «Какой?» (Виды, свойства). 3. «Зачем?» (Функция). 4. «Как?» (Метод).

Развитие изменение процесс преобразования вид необратимое движение необратимое движение прогресс регресс прогресс регресс направленное взаимод-е направленное взаимод-е эволюция революцияия. эволюция революцияия. закономерное новое свойство закономерное новое свойство непрерывное непрерывное состав структура состав структура

Методологические основания урока (ОС, учебного занятия ) Совокупность принципов организации процесса обучения Совокупность способов организации процесса обучения

Принципы обучения Системно-деятельностный подход Гуманизации Гуманитаризации Ответственности Ожидания Включенности Сохранности Потребности

Гуманизация образования 1.Процесс, для которого характерен субъектный тип отношений 2.Признаки: уникальность (ценностное отношение к каждому участнику образовательного процесса как к субъекту собственной деятельности); активность (признание обучаемого инициативным, самостоятельным в своих поступках существом; ориентация педагога на интерактивные технологии обучения, а не информационно-монологический способ преподавания); внутренняя свобода (право выбора обучаемым задания из серии вариативного дидактического материала, варианта решения учебной задачи; для педагога – выбор стратегии, технологий и методики обучения); духовность (ориентация на развитие социально-значимых качеств и способностей через обучение).

Гуманитаризация образования 1. Изменение смысла образования: выявление в учебном материале общечеловеческих смыслов и ценностей. 2. Изменение характера познавательной деятельности: акцент не на запоминание, а на понимание и переживание смыслов содержания образования 3.Признаки: развивающая направленность, диалогичность, интегрированность, экзистенциальность, фундаментальность

Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков) Обучение в быстром темпе. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала. Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала. Активное участие обучаемых в процессе обучения. Активное участие обучаемых в процессе обучения.

Фундаментальность образования 1. Глубинные смыслы предмета деятельности: Что я преподаю? ( предмет как мир культуры или как дисциплину учебного плана) Как я преподаю? (какие технологии обучения использую на учебном занятии) Зачем я преподаю ? (какой личностный смысл имеет предмет для обучаемых) 2. Результатом является осмысленное отношение обучаемых к учёбе

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания: Организационный момент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Современная дидактическая структура основана на логике познания: Актуализация (1.мотивационная, 2.содержательная) Изучение нового материала Применение Контроль Рефлексия

Что отличает современный урок от традиционного? Структура Логико-психологическая структура урока (сценарий, режиссура): Завязка (интрига, проблема) Кульминация Развязка

Три ключевые педагогические действия 1. Создать для обучаемого условия для осмысления внутренней проблемы, не пережив которую он не может по- настоящему включиться в процесс обучения. Оказавшись в ней, обучаемый испытывает дефицит опыта, субъективно значимого для его развития. Задача педагога: помочь обучаемым понять очевидность несовершенства того способа действий, которым они владели, следовательно, ощутить смысл, мотив, потребность в развитии своего имеющегося опыта

Три ключевые педагогические действия 2. Создать условия для приобретения обучаемым нового опыта, творческого продукта. Помочь ему перейти через барьер, называемый «зоной ближайшего развития». Задача педагога: «включить» обучаемого в такую ситуацию, в которой он мог бы переживать событие, совершать умственные действия или моделировать нравственные поступки, приводящие его к новому опыту

Три ключевые педагогические действия 3. Помочь обучаемому понять, что он выработал свой новый личностный опыт Задача педагога: создать условия для самоконтроля и самооценивания

Этапы эффективного целеобразования Четко сформулировать конечную цель (Что должно получиться в итоге?). Понять значение этой цели (Для чего необходимо ее достигение, что оно дает?). Определить этапы достигения (Каковы промежутки цели?).

Определить способы достигения цели (Что следует сделать для ее достигения на каждом этапе?). Оценить возможные трудности и выявить способы их преодоления. Определить формы и методы промежуточного и итогового контроля результатов (Оценить, насколько успешно идет продвижение к цели).

Что дает осознание целей? Четкое представление будущего результата деятельности (возможности или невозможности достигения цели). Перспективы, связанные с ее достигением. Определение побочных последствий.

Иерархию целей (наиболее важные, второстепенные). Степени сложности и средств достигения цели. Особенности связи новой цели с предыдущей деятельностью.

Цель Результат Прогнозируемый идеальный образ деятельность образ деятельность Планируемый содержание содерж. противоречьь. содержание содерж. противоречьь. законы действительности законы действительности внутреннее состояние системы (хочу) внутреннее состояние системы (хочу)

Ясное определение целей обучения служит основой Ясное определение целей обучения служит основой –для оценки результатов обучения, –для определения содержания и методов обучения, –для активизации учебной работы обучаемых, превращения их в сознательных участников учебного процесса, –а в конечном итоге - развитию личности учащегося.

Почему важно определение целей обучения Причина 1. Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала, сознательно направлять усилия на достигение целей в процессе обучения.

Почему важно определение целей обучения Причина 2. Без явно заданных целей обучения трудно определить, научились ли учащиеся тому, что от них требуется.

Что значит хорошо определить цели обучения? Четко сформулировать: ясность «исполнения» - что именно сможет сделать обучаемый? определенность условий – при каких условиях он это сможет делать? информация о критериях – насколько хорошо он это сможет делать?

«Ясность исполнения» Формулировка цели всегда сообщает о том, что может сделать обучаемый. Она описывает процесс ( выбирать ) или результат исполнения ( привести примеры ) действий ученика, соответствующих поставленной цели.

Практикум (пример) Требования Стандарта: «В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения» Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Часть 1.

Требования с ясно сформулированным исполнением "После изучения курса …. учащиеся могут: перечислить …..; Указать те …., которые относятся ……….. ; написать названия ……. ; распознавать ……. ; соотносить объекты, …….. ; обосновать …… и т.д..

Описание действия Слова, описывающие "исполнение""состояние" Перечислять Понимать Выбирать Знать Выделять Уметь Указывать Обладать Демонстрировать Ценить Написать Видеть Приводить примеры

«Определенность условий» Формулировка цели сообщает (если это необходимо), при каких условиях ученик может исполнить заданное действие.

Условия исполнения " Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции ". ( Из программы…)

Определенность условий исполнения Обучаемый может определить показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции страны с помощью формулы, где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении

Определенность условий исполнения Сопоставив физическую карту и карту плотности населения определить закономерности … Используя политическую карту мира и таблицу статистических данных «Доля с\х в ВВП стран мира» определите…

«Информация о критериях» Формулировка цели сообщает (если это возможно), насколько хорошо может быть выполнено задание (каков его приемлемый уровень).

Критерии Критерии Перечислить не менее 3 отличий плана, карты и глобуса Привести не менее 3 аргументов, подтверждающих, что Россия – северная страна Сопоставить название страны с её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».

Таким образом, хорошо сформулированные цели обучения определяют… Что должен исполнить обучаемый, чтобы продемонстрировать успешность обучения? Какими источниками при этом может и/или не может пользоваться обучаемый? По каким параметрам определить, что исполнение действительно успешно, а цель обучения достигнута?

Практикум «В результате обучения географии ученик должен знать и понимать производственный потенциал машиностроения, географию отрасли, географические проблемы и перспективы развития». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I, «Основное общее образование»

Практикум. Примеры определения целей обучения Привести не менее трёх примеров –наукоёмких, –трудоёмких, –металлоёмких отраслей машиностроения; Назвать и показать на экономической карте РФ основные районы и крупные центры автомобилестроения; Написать вывод (или привести не менее тех аргументов) о причинах выделения машиностроения как ведущей отрасли промышленности страны.

1. Четкость. Требования к постановке цели 2. Конкретность. 3. Диагностичность

Приемы обучения целеполаганию: ставить вопросы «для чего?», «для какого результата?», «что надо делать?», «как достичь с наименьшими затратами?»; «Какой смысл выполнять упражнение, которое уже выполнено? С какой целью решать задачу, которая уже решена?»; «Мне, конечно, известно, каким образом должно быть правильно выполнено задание. Зачем же тогда, по Вашему мнению, я предлагаю Вам такие упражнения?»; «Могли бы Вы догадаться, какую я преследую цель, предлагая Вам задание выучить наизусть такое длинное стихотворение?»;

Приемы обучения целеполаганию: записывать цель и задачи урока на доске и отмечать выполнение каждой их них по ходу урока; усиливать личную ответственность за выполнение заданий; обеспечивать практическое использование учащимися знаний; предоставлять свободу выбора задания; стимулировать опережение объяснений педагога и самостоятельное знакомство с материалом.

Что отличает современный урок от традиционного? Содержание урока Структура и логика содержания: Теория в практике (а не от теории к практике) Общее в частном (а не от частного к общему) Целое в части (а не от частей к целому) От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)

Формирование целостной картины мира как цель обучения Традиционное представление о целостной картине мира физика химия биология математика история

Формирование целостной картины мира как цель обучения Современное представление о целостной картине мира физика химия биология математика история Философия

Культурологическая концепция содержания образования (Краевский, Скаткин, Лернер) Черпает содержание в культуре общества, передавая молодому человеку социальный опыт: Знания (я понимаю) Способы деятельности (я могу) Опыт творческой деятельности (я могу по-своему) Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (я хочу, мне надо, понятно)

Содержание образования («интеграционный подход» И.Я.Лернера М.Н.Скаткина) 1. Знания 2. Умения и навыки 3. Опыт творческой деятельности 4. Эмоциональ но-ценностное отношение к миру

Система знаний Знания Природа общество мышление техника сп. деят. Основные понятия и термины; Факты повседневной действительности и науки; Знания о способах деятельности; Основные законы науки; Теории – системы основных идей в той или иной области знаний. Идеи, гипотезы.

Универсальные учебные действия Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные

Способы мыследеятельности Ставить цель Слушать Выделять главное Сравнивать Обобщать, делать выводы Критически относится к получаемой информации Аргументировать Творчески мыслить (создавать собственные средства)

Творчески мыcлить: –Поставить цель интеллектуальной деятельности. –Выделить противоречььия, которые необходимо разрешить. –Установить научную норму, по которой протекает изучаемый процесс. –Изменить эту норму (через другие научные нормы) для разрешения противоречььия.

3. Опыт творческой деятельности Проявления творческой деятельности Самостоя тельный перенос знаний и умений в новую ситуацию Видение новой проблемы в знакомой ситуации Построение принцип иально нового способа решения Самостоя тельное комбинир ование известных способов деятельно сти

Основные цели дидактического структурирования 1. Разработать такую структуру учебного материала, которая оказалась бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её хранения в долговременной памяти ученика 2. Отыскать и заложить в создаваемую структуру способ уплотнения (свёртывания) материала 3. Обеспечить системность (целостность) знаний и способов действий (чтобы учащийся видел отдельные разделы и темы в их связях и отношениях)

Отбор и дидактическое структурирование содержания учебного материала определить составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи, принципы, правила, способы действий) выстроить эти элементы в определённых связях и отношениях, отражающих технологию их распознавания учащимися, упорядочивание и систематизацию, а также выявление и объяснение их сущности продумать логику учебных задач, обеспечивающих воспроизведение учащимися известных правил в изменённой ситуации и продуцирование (создание новых вариантов)

Система Система – греч. порядок расположения частей целого, план, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном порядке. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Элементы любой системы могут быть также системами и включать в себя другие элементы. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые включают в себя системы неорганической природы (физические, химические, геологические и т.д.). Особый класс материальных, живых систем - социальные системы. Абстрактные системы – являются продуктом человеческого мышления (понятия, гипотезы, теории, научные знания и т.д.).

Модуль Система: 1. Структура системы: 1.1. Элементы системы: 1.2. Функции элементов системы: 1.3. Виды связей: 1.4. Функции видов связей: 1.5. Функция системы: 2. Нормы связей (отношений) 3. Метод функционирования системы: 4. Результат функционирования системы:

Стержневые идеи учебного предмета (содержательные линии) Ведущие стержневые идеи учебного предмета – это такие положения (понятия, законы, принципы, теории, методы наук), которые выражают сущность изучаемого материала, определяют его внутреннее единство и органическую целостность.

Структура содержательных линий по алгебре Кл. Линия уравнений Линия неравенств Вычислитель ная линия Формально- операт. линия Фукциональная линия 5- ый Реш. ур. на основе зав. меж. комп. Понятие Н. Двойное неравен. Натур.числа. Десятич. дроби. Распред. закон умножения Числовой луч 6- ой Свойства уравнений Строгие и нестрогие неравенст. Об. дроби. Пол. и отр. числа. Числ. прямая. Координатная плоскость. 7- ой Линейное уравнение. Системы уравнений. Степень с натуральным показателем Действия со степенями. Одночл. и многочл. Формулы сокр. умнож. Понятие функции. Линейная функция.

8-ой Квадр. ур. Дробно- рационал ьные. ур. Числ. Н. и их св-ва. Н. с 1 перем. Сист.Н. Ирр. числа.Сте пень с целым показат. Рац.др. Преоб. выр., содержащ корни п- ой степ. Обратная пропорциональн ость 9-ый Нер. 2-ой степ. Реш. Н. методом интервалов Корень п- ой степени Преобр-е выраж., содер. корни п- ой степ. Квадратичная функция 10-ы Тригоном етрическ. уравне- ния Простейшие тригоном. неравенства Вычислен ие производ ных Триг.Ф.Иссл. Ф. с помощью произв. и построения графиков. 11- ый Ирр.ур. Показ. и логарифм.уравн. Показ. и логарифмич еские неравенства Логарифм числа Вычисл-е интегра- лов Первообр. Ф. Степенная, показ-я и логариф-я Ф.

Технологическая карта темы Тема: Цель (способ): Уроки Тема Ученик должен знать Ученик должен уметь Контроль Тип урока Оборудование Домашнее задание

Карта самооценки ученика Вариант 1 Что должен знать Знаю Моя оценка Оценка учителя Мои затрудн ения Рекомен дации учителя Что должен уметь Умею Моя оценка Оценка учителя Мои затрудн ения Рекомен дации учителя

Метод Метод – 1) приемы исследования, применяемые в науке; 2) способ достигения какой-либо цели в познании и практике; 3) упорядоченная деятельность; 4)совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Характеристика методов обучения (В.В. Гузеев) 1. Репродуктивный метод Д1 Д2 Дn Исход ные данн ые ПР1ПР 2 Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 2. Алгоритмический метод Д1 Д2 Дn Исход ные данн ые Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 3. Частично-поисковый метод Исходные данные ПР1 ПР2 Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 4. Проблемный метод Исход ные данн ые Кон. рез.

Характеристика методов обучения (Гузеев) 5. Модельный метод Кон. рез.

Рациональное сочетание форм и методов обучения Формы Формы МетодыГрупповая Индивидуал ьная Парная Коллективна я (микрогруппа ) Воспроизво дящий Алгоритми ческий Частично- поисковый Проблемны й Модельный

Рациональное сочетание форм и методов обучения Формы Формы МетодыГрупповая Индивидуаль ная Парная Коллективная(микрогруппа) Воспроизвод ящий +!+-- Алгоритмиче ский ++!+- Частично- поисковый -+!+ Проблемный--+! Модельный---+!

Задание 4 Обсудите высказывание психолога К.Роджерса: «Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору, чтобы он не пошел по своему, ошибочному пути. Но если я доверяю способности индивида развивать свою собственную потенциальность, то я могу предоставить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбрать свой собственный путь и свое собственное направление в процессе учения»

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение; проблемарешение Способ решения

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение; Мыследеятельностное обучение;Мыследеятельностное обучение Продуктивные технологии

Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы коммуникативные технологии; Информационно- коммуникационные технологии; Технология КТД; ТРИЗ; технологии дифференциации; Технологии индивидуализации

Что отличает современный урок от традиционного? Средства обучения Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб- камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

Результаты обучения Компетентность Целостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности

Рефлексия, анализ, самоанализ Рефлексия (от лат.- обращение назад) – отражение, исследование познавательного акта. Термин «рефлексия» означает обращение сознания на самого себя, размышление над своим психическим состоянием. Рефлексия – это мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Цель рефлексии: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, типы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.

Рефлексия, анализ, самоанализ Анализ (от греч. - разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части и последовательное рассмотрение каждой из частей, делающей предмет таковым, какой он есть. Цель анализа: познание частей как элементов сложного целого. Вместе с тем, анализ видится как проникновение в суть дела, как движение «до оснований, до корней, до сердцевины», как действие, стремящееся дойти до понимания и причинного объяснения событий. Анализ как выявление и оценка причин различных отклонений и несогласованности предполагает соотнесение того, что происходит с нашими ценностями, целями, нормами.

Рефлексия, анализ, самоанализ Осознать систему своей работы, свои достигения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивать на практике методику выбора оптимальных методических вариантов помогает учителю самоанализ урока. Кроме того, самоанализ нацеливает на улучшение планирования урока и системы урока не по формальным, а по сущностным основаниям.

Уровни умений, мотивов и качества знаний. Мотив АктивностьУмения Качество знаний уровни творче ский Потребность в познава- тельной деятельности Творческий уровень активности творениеПРАВИЛЬНОСТЬПОЛНОТАДЕЙСТВЕННОСТЬОСОЗНАНОСТЬСИСТЕМНОСТЬПРОЧНОСТЬ эврист ически й Устойчивый интерес Эвристически й уровень активности Частично- поисковые алгори тмичес кий Ситуативный интерес Интерпретиру ющая активность Репродуктивны е в изменен ной ситуации ученич еский индиферрент ность Воспроизводя щая активность Репродуктивны е в стандарт ной ситуации

Общие требования к написанию конспекта урока/учебного занятия: Конспект урока/учебного занятия должен быть связан с изучением нового для учащихся учебного материала. Во вступлении необходимо пояснить тремя предложениями, в каком классе в соответствии со ступенью обучения проводится урок, по какой учебной программе, какова специфика обучаемых (класс общеобразовательный, профильный или принадлежащий учреждению I – VIII видов т.д.).

Общие требования к написанию конспекта урока/учебного занятия: В ходе написания письменной работы педагогу предлагается сформулировать цели и задачи урока, продемонстрировать умение отбирать и структурировать предметное содержание урока в соответствии с целью и поставленными задачами, а также владение методами и приёмами, обеспечивающими организацию учебной деятельности, направленной на достигение учащимися планируемых результатов.

Основные составляющие конспекта урока/учебного занятия: тема урока; тип урока с точки зрения преобладающего вида учебной деятельности (репродуктивное заучивание, проблемное изучение материала, интерактивная групповая работа, ролевая игра и т.д.); связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету; перечень источников информации и оборудования, используемых учителем при подготовке к уроку;

цель педагогической деятельности на уроке; задачи педагогической деятельности на уроке; описание содержания основных этапов урока/учебного занятия: вводного, основного, обобщающего, заключительного; описание организации достигения учащимися планируемых результатов на каждом из этапов урока/занятия; домашнее задание.

Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока - умеет вывести обучающихся на значимую и привлекательную для них цель - поставленные цели, направлены на диагностируемый результат обучения - обсуждает с обучающимися план действий по реализации цели занятия - демонстрирует реализацию цели в этапах урока как систему действий учителя и учащихся по ее достигению - обсуждает с обучающимися критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов

Компетентность педагога в области мотивирования обучающихся - предлагает задания, способствующие актуализации личностного опыта - предлагает задания, способствующие пониманию ограниченности имеющихся у обучающихся знаний и умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы - демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока - умеет создавать ситуации, обеспечивающие обучающимся успех в учебной деятельности - поддерживает интерес к познанию посредством организации самооценивания обучающимися степени достигения цели учения

Компетентность педагога в содержании деятельности (уровень владения учебным материалом по предмету): - демонстрирует знание основ преподаваемого предмета - демонстрирует целостное видение данного урока как элемента всей темы - умеет сочетать предметные и метапредметные знания и способы деятельности - в качестве источников информации привлекает различные тексты, электронные образовательные, человеческие ресурсы - демонстрирует использование учащимися инструментов преобразования информации в индивидуальной и коммуникативной деятельности при работе с различными источниками

Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности): - используемые на учебном занятии методы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала - умеет включить в активную продуктивную (частично-поисковую, проблемную, творческую) деятельность всех обучающихся - владеет методами рационального сочетания индивидуальной, парной, коллективной, групповой форм деятельности обучающихся - умеет сочетать методы педагогического оценивания, и самооценки обучающихся - организует рефлексию обучающихся относительно поставленной ими цели учения

Компетентность педагога в области профессионально-педагогической позиции и личностных качеств - демонстрирует демократический стиль в общении с обучающимися - реализует право обучающегося на ошибку и ее исправление - проявляет искренний интерес к позиции каждого учащегося - высказывания учителя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи - обеспечивает направленность деятельности каждого обучающегося на развитие личностных качеств

Задание 3 Как Вы понимаете выражение «образовательная ситуация»?

Образовательные ситуации 1 типа Задействованы механизмы рефлексии (почему я пришёл к такому выводу?) Задействован механизм стереопизации (умение выслушать другого, найти общее с другими позициями и т.д.) Приоритетное значение в развитии личности имеет механизм персонализации (эмоционально- образное представление результата посредством выявления личностных смыслов, авторского видения, собственных трактовок и т.д. как основы софункционирования рефлексии и стереопизации)

Примеры образовательных ситуаций 1 типа Как образно, в виде пословиц и поговорок, можно представить прямо пропорциональную зависимость? (математика) На основе анализа характера героев произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и ассоциаций, которые вызывают эти герои у Вас, представьте каждого из них в виде определённой геометрической фигуры и объясните свой выбор (литература)

Примеры образовательных ситуаций 1 типа составление образных характеристик объектов (описание события из окружающего мира ) игровое представление понятий, правил, законов кинестетическое представление процессов (выполнение экспериментального задания) эмоционально-образное представление исторических событий творческое моделирование процессов, картин, портретов цветовое представление понятий музыкальная интерпретация научных мнений, процессов и т.д.

Образовательные ситуации 2 типа Преимущественное значение имеет механизм стереопизации (работа в группе) Задействованы механизмы рефлексии и персонализации (каждый учащийся выполняет тот вид деятельности, который для него наиболее значим – генерирует идеи, рисует, распределяет обязанности и т.д.) Для организации ситуаций используются методы дискуссий, проектов, игр и т.д.

Примеры ситуаций 2 типа английский язык: каждая из трёх групп составляет на листе ватмана представляет проект защиты экологии природы (со всеми обозначениями на английском языке) русский язык, тема «Склонение имён существительных». Учитель: «Мы закончили изучение темы, но к нам в класс пришёл ученик, который её ещё не изучал. Как ему помочь?» (ребята, разделившись на группы, стараются изобразить структуру темы так, чтобы она была наглядной и простой для понимания, затем структурные элементы наполняют содержанием)

Примеры ситуаций 2 типа обобщение, систематизация сравнительный анализ выбор научных позиций научные обоснования исторических оценок оппонирование составление текста задачи

Образовательные ситуации 3 типа Приоритетное значение для развития личности имеет рефлексия Используются методы объяснения (интерпретации), упражнений

Примеры ситуаций 3 типа ошибочное (об этом знает на начало урока только учитель!) решение задачи, выполнение упражнения попытка объяснить ошибочный результат лабораторной работы на основе имеющегося опыта самооценивание учебных достигений на основе критериев самооценивание результатов своих действий на основе алгоритма

План организации работы над учебной ситуацией ввести обучающихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как; выработать вместе с ними критерии (способы) оценки результата; дать им возможность построить способ действия; обеспечить правильную оценку результата;

Компетентность в области организации учебной деятельности Учитель организует деятельность учащихся на каждом из этапов урока: вводном, основном, обобщающем и заключительном Учитель владеет методами организации индивидуальной, парной, групповой деятельности учащихся Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать Учитель организует рефлексию обучающихся относительно поставленной ими цели учения Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

Закономерности процесса общения 1. Контакт 2. Выявление общей проблемы 3. Совместный поиск решения 4. Совместное получение результата Степени вовлечённости участников общения