Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Березка» 2015 г.
Содержание Программы Введение I. Целевой раздел Программы Пояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Планируемые результаты освоения Программы II.Содержательный раздел Программы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие « Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Игровая деятельность Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III.Организационный раздел Программы Материально –техническая база обеспечения программы Кадровое обеспечение Характеристика предметно-развивающей среды в групповых помещениях Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Модель организации учебно-воспитательного процесса Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания IV. Дополнительный раздел Программы Краткая презентация Программы V. Список литературы Приложения Учебный план Комплексно - тематическое планирование
Нормативно-правовая база: 1. Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 «Об утверждении Сан ПиН «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 462 г. «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». 6. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования детский сад « Березка»
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Программа решает задачи развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с образовательными областями. Для реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, решаются задачи для каждого возраста( от 3 до 7) используются парциальные программы: - О.С.Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой». - О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду». - О.П. Радынова «Музыкальные шедевры» Программа по музыкальному воспитанию - Е.В. Колесникова Программа «Математические ступеньки» - И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - С.Н. Николаева «Юный эколог» Программа и условия ее реализации в детском саду» Региональный компонент реализуется через взаимодействие с социумом: - Музейная программа «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА…» - городской музей - Программа « Общая физическая подготовка – здоровый образ жизни» - МАУ ФСК « Медведь» - Экологическая программа « Росток» - центральная детская библиотека
Расписание дополнительного образования кружок Педтехнологиируководитель Театр - студия « Петрушка » Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой « Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду ». Корякина Е. А. Кружок « Ритмика » Программа « Ритмическая мозаика », автор А.И. Буренина,изд.2000 г Каменских Л. А. Кружок « Театральная азбука »» Программа « Играем в кукольный театр » -Н.Ф.Сорокиной Каменских Л. А. Кружок « Разноцветн ые сказки » Н.В.Нищева Программа « Разноцветные сказки » Корепанова Е.А. КОП « Народные промыслы » Искусство Прикамья (народная роспись по дереву) В.А Барадулин Онорина Т. Ю. Кружок « Волшебная бумага » из природного материала в детском саду » Е.Афонькина А.Н. Малышева « Бумага, ткань,Аппликация » И.В. Новикова « Аппликация конструирование об оригами ». Васильева Т. С. Кружок « Радуга цвета » М,М. Евдокимова « Волшебные сказки » Онорина Т. Ю. Кружок « Школа здорового человека » Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Обухова Л.А., Н.А. Лемяскина Тридцать уроков здоровья для первоклассников Степанова Р. В. Дополнительное образование
Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет Всего в ДОУ детей Количество групп в дошкольном учреждении – 19; Вторая младшая (3-4) – 6 групп Средняя(4-5)- 4 группы Старшая (5 -6) - 4 группы Подготовительная (6-7) – 5 групп
Основные принципы программы: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Направления: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно – эстетическое развитие физическое развитие
Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программа разработана с учётом Федерального государственного образовательного стандарта. Программа дошкольного образовательного учреждения, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми - игра, экскурсия, труд, занятия, экспериментирование, проектная деятельность и организации различных видов детской деятельности. Решение программных образовательных задач осуществляется в разных формах: совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но при проведении режимных моментов.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Традиции учреждения Общегосударственные праздники (День дошкольного работника, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, День семьи, любви и верности и др.); «День рождения детского сада», «День матери», «Масленица», «День Нептуна», «Папа, мама, я – спортивная семья»; Участие детей в делах детского сада; « Семейная мастерская» - оформление творческих выставок.
Кадровое обеспечение Педагогический коллектив: 41 человек Воспитатели - 30; Музыкальный руководитель – 4 Педагог– психолог – 2 Учитель – логопед – 3 Инструктор по ф/к - 2. Образовательный уровень С высшим образованием – 22 % Со средним- специальным – 63 % Первая квалификационная категория – 22% Соответствие занимаемой должности- 64%
Взаимодействие с семьями воспитанников Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия ДОУ с семьей: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в ДОУ и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач; создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ, городе; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников: Сотрудничество - это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников: Консультации Анкетирование Родительские собрания Экскурсии Выставки, фотовыставки Интеллектуальные игры Мастер- класс День открытых дверей Проектная деятельность Семейный театр Семейные праздники( чаепития, посиделки, конкурсы)