Урок русского языкарусскогоязыка в условиях введения ФГОС в основной школеФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Современный урок в условиях реализации ФГОС Учитель МОУ НОШ 1 Федорцова М.А. ФГОС.
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
Формирование УУД на разных этапах урока. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное.
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
Здравствуйте !. (Не)настная погода, (не)настье, (не)верное решение, (не)правда, (не)длинный, а короткий спектакль, (не)друг, а просто товарищ, (не)кто,
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
«Деятельностный подход в реализации ФГОС» Скажи мне, и я забуду Покажи мне, и я запомню; Дай мне действовать самому, и я научусь. (китайская мудрость)
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится.
Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Требования к уроку Традиционный урокУрок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
Транксрипт:

Урок русского языка русского языка в условиях введения ФГОС в основной школеФГОС

«Урок – это зеркало общей и педагоги- ческой культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Наше образовательное учреждение не стало исключением, более того мы начали вводить ФГОС в основной школе с 5 класса. Опыта работы пока нет, но есть некоторые наработки.

Основной формой обучения в школе сегодня по- прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.

- Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа

Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит к формулировке ). Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать занятие, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю, уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать учителю проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Приведу пример с урока на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Части речи СлитноРаздельно Существительные Прилагательные 1) если слово без НЕ не употребляется: неряха неряшливый неряшливо 1) если есть противопоставление с союзом а: не правда, а ложь не правдивый, а лживый 2) если слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ: неправда – ложь неправдивый – лживый 2) с полными и краткими прилагательными, наречиями при усилении отрицания, если есть слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, никогда не

Местоимения Под ударением – НЕ, без ударения – НИ, если НЕ, НИ не отделяются предлогом: никто, ничто некто, нечто Если НЕ, НИ отделены от местоимения предлогом: ни с кем, ни у кого не с кем, не у кого Глаголы Если слово без НЕ не употребляется: Негодовать Негодуя Во всех остальных случаях: не видеть Причастия 1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке.

Знать: - условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями и другими частями речи Уметь: - находить причастия, отличать их от других частей речи; - различать НЕ – приставку, частицу; обосновывать свой выбор; - использовать слова на данную орфограмму в тексте

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, как ее лучше обыграть. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

не по литые цветы не политые вовремя цветы не политые, а засохшие цветы цветы не политы. - Сформулировать правило.

Слитно Раздельно Причастие 1) с полными причастиями, если без НЕ не употребляются: Недоумевающий 2) если при них нет зависимых слов: незаконченное собрание 3) если нет противопоставления с союзом а: незакончившееся собрание 1) С краткими причастиями: собрание не закончено 2) С полными причастиями, если есть зависимое слово: не законченное вовремя собрание 3)Если есть противопоставление с союзом а: не законченное, а начатое собрание 4)Когда НЕ входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, вовсе не, ничуть не: вовсе не законченное собрание

Правописание НЕ с причастиями 1. Слово употребляется без НЕ? НЕТ ДА Пиши слитно 2. В какой форме причастие? В полной в краткой Пиши раздельно 3. Есть ли противопоставление? ДА НЕТ Пиши раздельно 4. Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Пиши раздельно Пиши слитно

Исследование языкового материала Почему разные гласные после шипящих в следующих словах? В дремуч е м лесу Сторожевой катер Хорош е му коллективу В большом доме Еж о вые рукавицы Деш ё вые товары Ж ё лтый листок

Проблема урока: какую букву – О, Е или Ё -нужно писать под ударением после шипящего? Обобщение знаний о правописании гласных О, Е, Ё после шипящих и ц в корне, суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных.

Цели урока - Как вы думаете, что мы с вами должны повторить? - Сформулируйте цели урока.

Цели урока 1. Находить орфограмму – буквы О, Е, Ё после шипящих в корне слова, в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных. 2. Правильно писать слова с изученными орфограммами. 3. Графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

3 – й шаг. Планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу.

4 – й шаг. Планирование решений проблемы. Например, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом, с таблицей. Учителю необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (алгоритм, схему, набор тезисов, таблицу), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.

5 – й шаг. Планирование результата. Учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность педагога на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС 1. Подготовка к уроку Пользуется строго структурированным конспектом урока Педагог пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет- ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами 2. Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Самостоятельная деятель- ность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи. 3. Формулирование заданий для обучающихся Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните. Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите, выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи интернета

Образовательная среда Создается учителем Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио. Основная оценка – оценка учителя. Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ. Ориентир на самооценку обучающегося, формиро- вание адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Рассмотрим алгоритм действий учителя по внедрению технологии оценивания учебных успехов. Обсудите с учениками цели оценивания. Во – первых, постарайтесь объяснить, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие. Во – вторых, они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи.

2. Объясните ученикам и обсудите с ними правила оценивания. 1) трава не скошена (кр. прич.) 2) нескошенная трава (нет завис. слова) 3) не скошенная вовремя трава (завис. сл) 4) недоумевающий взгляд (не употр.) 5) не обдуманный, а опрометчивый поступок (есть противоп. с союзом а) «5» - 0 ош. «4» - 1 ош. «3» - 2 ош. «2» - 3 ош.

Словосочетания записываются под диктовку: 1. листок не напечатан 2. пол не подметён 3. не выполненное учеником поручение 4. нерассказанная история 5. неисследованная местность 6. никем не исследованная местность 7. вовремя не выученный урок 8. урок не выучен 9. невыученный урок 10. не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Самопроверка или взаимопроверка. «5» - 0 ош. «4» ош. «3» ош. «2» - 5 ош.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МОЗАИКА ОЕ глянц…выйчуж…й больш…йплюш…выйкамыш…- вый парч…вый пунц…выйбеж…выйключ….войхолщ…вый грош…выйперц…выйгруш…выйалыч…вый свинц…выйколюч…гоглянц…выйерш…вый

Оценочный лист Номер задания Оценка Задание 1. Восстановить текст Задание 2. Заполнить таблицу Задание 3. Орфографическая мозаика. Задание 4. Буквенный диктант. Итоговая оценка.«5» баллов, «4» , «3» , «2» - ниже 10. Оценка учителю по 10- балльной системе

На уроке ученик сам определяет свою оценку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право корректировать оценки, если докажет, что ученик завысил или занизил её. За письменные задания оценку определяет учитель. Ученик имеет право исправить ее, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.

Как выводить итоговые оценки? Рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.