КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ФГОС ДЕКАБРЬ 2015 Логинова Наталья Федоровна
Прежний стандарт (1992 г ) ФГОС Стандарт Как совокупность : - обязательного минимума содержания образования -требований к уровню подготовки выпускников Как совокупность трех систем требований : - к результатам освоения ООП ; - к структуре ООП ; - к условиям реализации ООП Результаты обучения - узко предметные знания, умения навыки, - формируются на определенных предметах, - зафиксированы в виде минимума, - понятно как мониторить -три типа результатов, -не формируются на определенных предметах, -формулирует ОО - не очень понятно как мониторить
Прежний стандарт (1992 г ) ФГОС Процесс обучения полностью регламентирован вышестоящими нормами ОО, педагоги определяют условия, необходимые для достижения результатов Работа учителя - нормированная - один - творческая, проектная - в одиночку не справиться ( необходимость команды ) Фокусклассребенок, его образовательные потребности Ответственность учителя персональная за предметный рез. общая за коллективный результат
Прежний стандарт (1992 г ) ФГОС Оснащенность учителя полученного образования достаточно для решения задач полученного образования не достаточно для решения задач ( должны учить тому, чему сами не учились ) Специфика управления - через администраторов - вертикальный поток информации - через педагогов ( команды ) - горизонтальный поток информации Ответственность ПерсональнаяРаспределенная с ясной зоной ответственности Директорадминистратор Организационный лидер ( выстраивает работу )
Рамки ФГОС - Потребности детей - Системно - деятельностный подход - Формирование условий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - Квалификации ( кадровый потенциал ) педагогов МЕСТНЫЕ ( ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ) ОСОБЕННОСТИ
Что и как делать 1. Коллективная постановка целей 2. Анализ кадровой ситуации 3. Планирование командной работы под задачи с распределением ответственности внутри команд. Внутри возможны разные сценарии разворачивания
Структура управленческой команды
Распределенное лидерство – это необходимость, которая может осуществляться через инновационный проект команды ОО
Распределенное лидерство: совместная постановка целей и планирование ; командная работа под задачи ; передача ответственности командам педагогов, внутри которых она тоже распределятся ; решение задач не имеющих готового алгоритма в меняющихся условиях ( творчество, изобретательность ); организация рефлексии.
Необходимые условия: психологическое равенство членов команды доверие между членами команды, которое должно быть устойчивым ( т. е. непреходящим ) и системным ( а не диадным, существующим между отдельными членами команды )
Что требуется от педагогов: Умение предвидеть Умение осмысливать ситуацию Изобретательность Умение устанавливать отношения
В ситуации инновационной педагогической деятельности, когда привычные критерии и стандартные способы оценки педагогической практики уже не являются адекватными, а новые, как правило, еще не отработаны или не до конца осознанны, возникает необходимость в экспертизе.
Особенности системы образования : изменчивость системы и условий ее функционирования, в том числе внешних требований ; отсутствие эталона, норматива ; большое количество неизмеримых уникальных факторов. Общий смысл экспертизы - прояснение не имеющего очевидного ответа вопроса с опорой на мнение специалистов ( экспертов ) по данному вопросу. Экспертиза становится необходимой и возникает тогда, когда будущее не воспроизводит прошлое. Объект изучения развивающаяся практика.
Оценка Экспертиза Соотнесение объекта с принятым критерием, образцом или нормой Прояснение данной реальности как таковой, вмешательство минимизировано Ориентация на нормы и стандарты, выход за нормы наказывается Ориентация на ценности и смыслы, выход за нормы шаг развития
ДОКУМЕНТ ПРАКТИКА Экспертиза как механизм развития