Основы интегрированного обучения Метельская Ю.С. Методист МОУ ГЦРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция.
Advertisements

Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Инклюзивное образование: понятие, принципы, возможности организации Заведующий МДОАУ «Детский сад комбинированного вида 4» Ильина О.В. «
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Особенности сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ в современных условиях развития образования.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Основы интегрированного обучения Метельская Ю.С. Методист МОУ ГЦРО

24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Конвенция о правах инвалидов

3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией. Федеральный закон от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Закон РФ «Об образовании». Приоритетный национальный проект «Образование». Постановление Правительства РФ от N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на годы" Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.Н., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Письмо Минобрнауки РФ от 7 июня 2013 г. ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании». Правовое регулирование образования детей с ОВЗ

Письмо Минобрнауки РФ от АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами». Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" Письмо Министерства образования Российской Федерации от /901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» Письмо Минобрнауки от ВК268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"

Гарантия права на образование. П.1 ст. 5 гарантирует право каждого человека на образование. П.2 ст.3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Закон «Об образовании»

Исходя из указанных положений в п.1 пп.5 ст.5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Закон «Об образовании»

Дается определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»- это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий. Понятие дети с особыми образовательными потребностями шире понятия дети с ОВЗ. К детям с особыми образовательными потребностями относятся и одаренные дети и дети, социально незащищенных слоев населения ( дети из неблагополучных семей, дети семей мигрантов и т.д.) Закон «Об образовании»

Определение «специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ» (п.3 ст.79) – это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Закон «Об образовании»

Определение «инклюзивное образование» (п.27 ст.2) – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу. Согласно подп.1 п.5 ст.108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения. Закон «Об образовании»

Общее образование. Ст.79 общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях, создаются специальные условия для получения образования указанным учащимися. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Закон «Об образовании»

Правила приема в ОУ. Ребенку с ОВЗ не могут отказать в приеме в образовательную организацию по месту жительства в связи с состоянием его здоровья. При поступлении такого ребенка, исходя из ст.79, его обучение должно быть организовано по адаптированной образовательной программе, чем обеспечивается инклюзивное образование. Закон «Об образовании»

Закономерность интеграции Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные учебные заведения – закономерный процесс. Она осуществляется как в зарубежных странах, так и в странах постсоветского пространства (в Белоруссии, Армении, на Украине, в Казахстане).Организация интегрированного обучения – это ответ на государственный заказ и социальный запрос общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Определение интеграции Термином «интеграция» обычно обозначают выборочное помещение учеников с особенностями психофизического развития в обычные общеобразовательные школы. Сторонники данного подхода считают, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в обычной общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Система специального образования остается в целом неизменной.

Определение инклюзии Термин «инклюзия» характеризует более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Полное включение означает, что все ученики независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками. Главное отличие инклюзивного подхода от интегративного состоит в том, что при инклюзии в обычных школах меняется отношение к детям с ограниченными возможностями и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения.

Специальное образование "Обычное" образование Специальное образование «Обычный" ребенок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы «Особый» ребенок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы

Интегрированное образование

Инклюзивное образование Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Адаптация системы к потребностям ребенка

Понятие социально- образовательной интеграции Под социально-образовательной интеграцией понимается особая педагогическая система, которая: во-первых, принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития; во-вторых, имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся предметно- развивающую, материально-техническую и образовательно- воспитательную среду; в-третьих, обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родительской общественностью, так и со специалистами иных (не только образовательных) министерств и ведомств, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся в социуме.

Принципы интегрированного обучения Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: 1) ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии; 2) обязательной коррекционной помощи каждому ребенку с ОВЗ, интегрированному в общеобразовательное пространство; 3) обоснованном отборе детей с проблемами в развитии для интегрированного обучения. При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри общегосударственной системы образования.

Факторы успешности интеграции Успешность интеграции детей с отклонениями в развитии зависит: от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, важное значение имеет эффективность отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающие технологии, от отношения к таким детям со стороны окружения, та образовательная среда, в которую ребенок интегрируется. реализация интегрированного обучения предполагает обязательное руководство учебно-воспитательным процессом специалистами, которые могут помочь обычным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.

Формы интегрированного обучения 1) комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; 2) частичное, когда учащиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в обычных классах; 3) временное, когда дети, обучающиеся в спецклассах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения; 4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным имплантантом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками;коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Значимость социальной адаптации при интегрированном обучении Особую значимость при организации интегрированного обучения приобретает способность педагога-психолога и социального педагога обучать учеников, моделировать различные социальные контакты, воспитывать у детей с отклонениями в развитии социальную выносливость

Модель социально-образовательной интеграции Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса: 1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по основным и адаптированным программам; 2) обучение в отдельных классах по рекомендованным ПМПК адаптированным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк); 3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения; 4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

Основные з а д а ч и психолого-медико- педагогического сопровождения: 1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целях определения соматического, социального, психологического и образовательного статуса и содержания коррекционно-педагогической помощи для осуществления интегрированного обучения. 2. Разработка и реализация индивидуальных коррекционных программ психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного обучения, направленных на их оздоровление, развитие, обучение, воспитание и раскрытие личностного потенциала. 3. Оказание консультативной помощи родителям, учителям общеобразовательных классов в вопросах развития, воспитания и содействия социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии. 4. Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути детей, получивших образовательно-воспитательную и коррекционно-педа- гогическую помощь, оказание им консультативных услуг, анализ эффективности проведанных мероприятий

Направления психолого-медико- педагогического сопровождения Медицинское Психологическое Социально-педагогическое Педагогическое Логопедическое Важно как можно раньше начать коррекционное воздействие и определить продолжительность этой работы, время ее завершения, а также перспективы самостоятельной жизни ребенка с отклонениями в развитии в социуме.

Роль дополнительного образования Четвертый – развивающий блок обеспечивается всей системой дополнительного образования, наличие которой необходимо для учреждения, приступившего к реализации данной модели социально-образовательной интеграции.

Роль дополнительного образования Коррекционно-воспитательная работа в условиях интеграции предполагает, наряду с коррекцией психических функций и познавательного развития, интенсивное накопление детьми социального опыта, его постоянное обогащение и обобщение, формирование умения выстраивать межличностные отношения в группе.

Роль дополнительного образования Совместное обучение в полной мере не решает всех вопросов взаимодействия здоровых детей и их сверстников с отклонениями в развитии. У каждого ребенка с психофизическими нарушениями должен накапливаться свой собственный опыт выстраивания социальных отношений. Крайне важно, чтобы он научился осознавать собственную индивидуальность, чувствовать личную ответственность за свои поступки и деятельность, свое поведение, имел свою точку зрения. Подготовка таких детей к независимой, самостоятельной жизни в общеобразовательном учреждении возможна, если все учащиеся вовлечены в совместную внеклассную, внеурочную деятельность, в которой они могли бы проявить свои лучшие личностные качества и реализовать творческие способности. Для этого в школе необходимо развивать систему дополнительного образования.

Роль дополнительного образования Искусство – универсальный способ освоения каждым человеком окружающего мира. Свой внутренний мир ребенок с ОВЗ может выразить в движении, рисунке, поделке, эмоциональном исполнении песни, что подчас ему трудно сделать на учебных и коррекционных занятиях. Творчество способствует: формированию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков, становлению мотивации развивающейся личности, обеспечивает стремление к познанию, обобщению имеющегося социального опыта, Занятия пением, музыкой и танцами воздействуют и на физиологические процессы, развивают дыхательную, артикуляционную и двигательную системы организма. Кроме того, школьникам оказывается психолого-педагогическая помощь и поддержка в индивидуальном развитии. В результате происходит не только коррекция имеющихся отклонений, но и создается и развивается пространство детского психологического благополучия и комфорта.

Выбор направления дополнительного образования Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, выбирать направление дополнительного образования необходимо с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьника, пожеланий ребенка и его родителей. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка, но при этом следует обязательно учитывать рекомендации психоневролога и педиатра.

Критерии эффективности интегрированного образования 1) успешность овладения образовательной программой учащимися с отклонениями в развитии; 2) отсутствие пропусков занятий учащимися без уважительной причины; 3) положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости учеников, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников; 4) наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья друзей среди одноклассников; 5) активное участие детей в кружках и секциях дополнительного образования; 6) участие родителей в процессе сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и в жизни их класса; 7) участие детей в коллективных видах детской деятельности в учебное и внеурочное время

Роль школьного ПМПк в организации интегрированного обучения Школьный психолого-медико-педагогический консилиум – это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью своей деятельности. Его цель – создание системы психолого-медико- педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями в условиях общеобразовательного класса.

Состав консилиума руководитель консилиума (человек, имеющий специальное – дефектологическое – высшее образование) врач-педиатр врач-психиатр (на договорной основе), учитель-дефектолог педагог-психолог учитель-логопед социальный педагог.

Презентация составлена по материалам: Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова: Дрофа;Москва; 2008 Официальный сайт Министерства образования и науки РФ – Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов – ФГНУ "Институт коррекционной педагогики" РАО - ФГОС

Спасибо за внимание! Контактная информация Метельская Ю.С