ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Advertisements

ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
ЛЕКЦИЯ 14 ТЕМА 10 ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Тема 9. Теория несовершенной конкуренции МОНОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ.
Типы рыночных структур: Монополистическая конкуренция.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Тема 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 2.1 Конкуренция: понятие, виды, методы конкурентной борьбы 2.2 Совершенная конкуренция: понятие, условия.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
Тема. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции План лекции: 1.Монополистическая конкуренция: сущность, признаки и условия возникновения. 2.Производственный.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
Тема 3. Фирма в условиях несовершенной конкуренции 3.1. Монополия. Причины образования и основные формы 3.2. Поведение фирмы в условиях монополии 3.3.
ТЕМА 7 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОДЕЛЬ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
1 ТЕМА 9. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИИ Вопреки тому что твердят экономисты, альтернативой монополии на крупном рынке является не свободная конкуренция, а.
Транксрипт:

ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ

1. Монополистическая конкуренция 2. Олигополия

Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя

Дифференциация продукции, то есть товары не являются совершенными заменителями Дифференциация товаров может быть основана на: физических характеристиках товара; месторасположении; «мнимых» различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

Дифференциация: вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары на соответствующие и не соответствующие его вкусу

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон и характеризуется высокой эластичностью спроса по цене

Большое количество производителей фирмы обычно характеризуются как абсолютно, так и относительно малыми размерами ; отсутствует возможность сговора и согласованных действий между фирмами ; фирма не может существенным образом влиять на рыночные цены

Низкие барьеры вхождения в отрасль малый эффект масштаба производства ; небольшие первоначальные инвестиции ; небольшой размер уже действующих предприятий Дополнительные издержки на : усиление дифференциации продукции ; рекламу и стимулирование сбыта

Преобладание неценовой конкуренции Три основных стратегии влияния на объем продаж : изменять цены ; производить товар с определенными качествами ; пересмотреть стратегию рекламы и сбыта

Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии Степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта AC P,MR,С Q0 MC MR Q* P* AC P,MR,С Q0 MC MR AC P,MR,С Q0 MC MR

В долгосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции возникает тенденция выравнивания прибылей отдельных фирм на уровне нормальной прибыли ( P – LAC = 0 ) НО отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде, если они : имеют патент ; размещаются в географически выгодном положении ; разработали новую продукцию и применяют новую технологию

шире возможности выбора потребителя ; сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне ; рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены

производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная ; в долгосрочном периоде не достигаются ни производственная эффективность ( AC >AC min ), ни эффективность распределения ( Р м > МС, Р м > АС min ); неполное использование ресурсов и избыточные производственные мощности ; нестабильность и высокая зависимость от внешней среды ; техническая и инновационная отсталость

Рынок состоит из небольшого числа продавцов однородного или дифференцированного товара, очень чувствительных к ценообразованию и маркетинговой стратегии конкурентов

Чистая или однородная олигополия потребители не имеют особых предпочтений к какой - либо фирменной марке, и все товары отрасли являются совершенными заменителями Дифференцированная олигополия товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями, причем разница между товарами может быть как реальной, так и мнимой

1. Немногочисленность фирм в отрасли 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль из - за эффекта масштаба патентной монополии контроля над редкими источниками сырья высоких расходов на рекламу 3. Всеобщая взаимозависимость

олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную ; не имеет заданной кривой предельного дохода ( также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов ); не имеет четкой точки равновесия ; как правило, не может использовать равенство MR = MC для нахождения точки оптимума. Специфика поведения на рынке

Некооперированное Модель Курно Модель ломаной кривой спроса Ценовая война Кооперированное Картель Ценовое лидерство Модель теории игр

P = AVC (1+k) = AVC + k x AVC = AVC + AFC + Pr, где P – олигополистическая цена ; AVC – средние переменные издержки ; k – принятый процент надбавки ; AFC – средние постоянные издержки ; Pr – нормальная прибыль.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты, как правило, используют : тайные соглашения ; молчаливое соглашение или сознательный параллелизм ; передачу информации о ценах через средства массовой информации и т. д. Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий Цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде

Факторы, препятствующие ценовой координации : вход на рынок новых фирм ; нестабильность отраслевого спроса ; технические нововведения ; изменение долей рынка фирм ; крайняя дифференциация продукции ; частое изменение продукции ; появление новых отраслей и т. д. Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят : усиление дифференциации продукции ; рост качества обслуживания ; качество и технические характеристики изделия ; условия кредита ; стиль и дизайн ; долговременность использования и срок гарантии ; реклама и стимулирование сбыта ; расширение номенклатуры продукции Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий