МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Транксрипт:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:

2 Лекционно-практическое занятие ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ

3 Вопросы: 1. Вводные замечания о системном планировании психологического исследования 2. Программа и этапы психологического исследования, включая общие сведения о проблеме, объекте, предмете, цели, гипотезе (гипотезах), задачах, методологии и методике, эмпирической базе психологического исследования, критериях проявления и оценки психологических явлений

1. Вводные замечания о системном планировании психологического исследования

Психологическое исследование: процесс получения новых научных знаний о психологических явлениях: объективный; воспроизводимый; доказательный; точный. «Я и другие», 1971, 2010 (пирамиды)

Теоретическое исследование: гипотезы = ПОСТАНОВКА, концепции и теории = АНАЛИЗ, опытные задачи = ПОСТАНОВКА, методика их решения = РАЗРАБОТКА. Гипотеза - научное предположение для объяснения какого-либо явления, требующего проверки на опыте и дополнительного теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией Гипотеза – циклическая проверка – анализ - обобщение - концепция Концепция - система аргументированных взглядов или суждений, оформляющая то или иное целостное понимание изучаемого явления Концепция – научные факты – устойчивые связи – анализ - обобщение - теория

Эмпирическое исследование: получение фактического материала = = эмпирический факт: измерение оценка обработка осмысление интерпретация = результат: теоретическое обобщение теория + прикладное использование = Прикладное исследование

Теория – эмпирия – практика Фундаментальная исследовательская линия в области человекознания (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов)

9 2 ПРОГРАММА И ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, включая общие сведения о проблеме, объекте, предмете, цели, гипотезе (гипотезах), задачах, методологии и методике, эмпирической базе психологического исследования, критериях проявления и оценки психологических явлений

10 Психологическое исследование МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ («ЧТО И КАК ИЗУЧАТЬ?») Разработка методологической схемы 1 («идеальной») психологического исследования Формулировка темы и обоснование проблемы анализа. Определение «идеального» (теоретического) объекта и предмета исследования. Определение цели изучения. Выдвижение рабочих гипотез. Определение задач исследования психологических явлений МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ («КОГО И КАК ИЗУЧАТЬ?») Разработка схемы 2 («плана-проспекта») исследования с определением реального (эмпирического) объекта, подбором основных процедур сбора и обработки первичных данных

11 Психологическое исследование как методологическая система (методологическая схема 1, «идеальная методологическая») Тема Проблема Объект Предмет Цель Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3 … Задача 1 Задача 2 Задача 3 … Параграф 1 Параграф 2 Параграф 3 … Вывод 1 Вывод 2 Вывод 3 … Заключение с практическими рекомендациями

12 Психологическое исследование (методологические характеристики) Формулировка темы и обоснование проблемы анализа. Точное отражение проблемной ситуации, реального противоречия, определяющего ее

13 Психологическое исследование (методологические характеристики) Определение объекта и предмета исследования Объектом изучения для психолога обычно выступают психологическая явления («идеальный» объект), а также субъекты- носители данных явлений - отдельные люди и группы («реальный» объект). Предмет включает в себя конкретные стороны и свойства объекта, в наиболее полном виде выражающие изучаемую проблему.

14 Психологическое исследование (методологические характеристики) Определение цели изучения. Конечная цель - познание психологических явлений и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование. Ценность анализа определяется не объемом выполненной работы, а реальной пользой, которую изучение принесло для решения задач, стоящих перед психологией.

15 Психологическое исследование (методологические характеристики) Выдвижение рабочих гипотез Гипотеза система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным

16 Психологическое исследование (методологические характеристики) Определение задач исследования психологических явлений Поиск ответов на основные вопросы исследования: Каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

17 Психологическое исследование (методологические характеристики) Разработка методологической схемы 2 («плана-проспекта») психологического исследования

18 Психологическое исследование как методологическая система (методологическая схема 2, «план-проспект») Тема: Проблема: Объект Предмет Цель Гипотезы Гипотеза 1Гипотеза 2Гипотеза 3 Задачи Задача 1Задача 2Задача 3 Методы Методы 1Методы 2Методы 3 База Теоретическая база Теоретическая/Эмпирическая база Эмпирическая база Параграфы Параграф 1Параграф 2Параграф 3 Выводы Вывод 1Вывод 2Вывод 3 Общее заключение с научно-практическими рекомендациями

19 Основные этапы психологического исследования I. Формулировка темы, разработка методологических схем («идеальной» и «плана-проспекта») с обоснованием методологических характеристик (программы) II. Определение конкретного (эмпирического) объекта изучения (выборка), ее обоснование III. Разработка методики исследования психологического явления IV. Пробное исследование («пилотаж»), доработка программы и методики V. Сбор первичной информации VI. Качественная и количественная обработка собранных данных VII. Анализ и объяснение полученных результатов VIII. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций

20 I. Формулировка темы, разработка «идеальной» и процедурно-методологической схем (плана- проспекта) = программы психологического исследования (или обоснование его методологических характеристик) «Стратегический системный документ» психологического исследования, его обязательный начальный этап, включающий теоретическое обоснование и формулировку: - темы исследования - проблемы, объекта и предмета исследования; - целей, гипотез и задач исследования; - методологических принципов исследования; - методов анализа изучаемого явления.

21 II. Определение конкретного (эмпирического) объекта изучения (выборка) Выборка часть генеральной совокупности, изучаемая реально. Важна репрезентативность выборки, т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, иначе полученные данные могут только исказить истинное положение дел.

22 III. Разработка методики исследования психологического явления Методика - система процедур, используемых в процессе изучения психологических явлений, соответствует целям и задачам изучения, обеспечивает получение достаточно полной и достоверной информации. Критерий как «признак» проявления, оценки, определения или классификации психологических явлений. Конкретные процедуры направлены на исследование критериев проявления изучаемого психологического явления.

23 IV. Пробное исследование («пилотаж»), доработка программы и методики Проводится с целью: выявить особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; определить уровень понимания адресованных к ним вопросов; установить побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы.

24 V. Сбор первичной информации Важнейший этап для полной реализации программы анализа, изучения всего того, что планировалось.

25 VI. Качественная и количественная обработка собранных данных Содержательный теоретический анализ изучаемых психологических явлений с использованием математических методов. Предполагает подтверждение (опровержение) рабочих гипотез.

26 VII. Анализ и объяснение полученных результатов Систематизация собранных и обработанных данных. Построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта психологического явления. Установление системы факторов, влияющих на развитие изучаемого психологического явления. Выявление наиболее существенных закономерностей в его динамике.

27 VIII. Обоснование и формулировка выводов, общего заключение и практических рекомендаций Используется как информация, полученная в ходе исследования, так и собственный опыт, знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях психологии.

28 Анцупов А.Я. и др. Проблемы психологического исследования. М.: Студия «Этника», Научное исследование (теория и методика). Учебное пособие / Под ред. В.В. Лебединского. М.: Изд-во МНЭПУ, Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.