К.ф.-м.н. В.В. Саночкин, зам. гл. ред. журнала «Эволюция» vvsano@yandex.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Advertisements

Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Реакция на воздействия внешнего мира проявляется у всех организмов, поскольку она обусловлена раздражимостью. У высших организмов адаптация к внешней.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
По мере развития науки появляются новые признаки, и старые классификационные схемы оказываются недостаточными. Недостаточным оказалось традиционно принятое.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ. ТРИ ОПИСАНИЯ СИСТЕМ.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Понятие информации Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств.
Транксрипт:

К.ф.-м.н. В.В. Саночкин, зам. гл. ред. журнала «Эволюция»

В докладе будет продолжено обсуждение возможности согласования функциональных и атрибутивных взглядов на информацию, начатое в докладе « О возможности согласования различных представлений об информации » на 5- м заседании нашего семинара (1 марта 2012 г.). В первой части доклада рассмотрим, как можно преодолеть традиционную субъективность понятия « знак »; во второй обсудим способность знаков замещать свои значения, а также появление и использование знаков ; в третьей проанализируем особенности существования информации в знаковых сообщениях. 2 2

Часть первая

ЗНАК материальный объект, чувственно воспринимаемый субъектом и используемый : для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака ; для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. В качестве знака могут выступать объекты самого различного типа : предметы, явления, свойства, отношения, действия и т. п. 4 4 * Новая философская энциклопедия в 4 тт. // М.: Мысль, Обычно подчёркивается, что материальный объект может выступать в качестве знака только в особом процессе, называемом знаковой ситуацией или семиозиса, в котором участвует субъект семиозиса. Таким образом, существование знака определяется субъективно, и это ведёт к логическим нестыковкам и недоразумениям.

Знак - символ связан со своим значением только по договору использующих его субъектов и помимо договора никакой связи со значением не имеет. Иконические знаки связаны некоторой степенью схожести со своими значениями. ( Примеры : фотография, чертёж, график, физическая или математическая модель.) Знак - признак или указатель связан с обозначаемым объектом причинно - следственной связью. Признак является следствием по отношению к некоторой причине и потому может выступать в качестве « естественного » знака этой причины. ( Примеры : дым – знак огня, повышенная температура – знак болезни ). 5 5

« Несмотря на интенсивные разработки …, задача построения синтетической концепции знака до сих пор не решена. Это обусловлено, прежде всего, тем, что знаки принадлежат к сложным структурным образованиям, методы исследования которых пока ещё в достаточной мере не разработаны » *. 6 6 Такая оценка подтверждается : неоднозначностью суждений о знаках у разных авторов, вплоть до противоречий между собой и с определением знака ; логическими противоречиями из - за субъективности подхода к знакам ; слабым раскрытием указанных в определении способностей знаков – замещать своё значение и передавать информацию ; приложениями, реализующими современные научные представления, например, автоматическими переводчиками и Интернет - поисковиками. Концепция знака нуждается в совершенствовании. * Новейший философский словарь. // Сост. Грицанов А.А., 1998 г.

Область применения понятий знака и информации со временем расширяется: начальное понимание информации как атрибута общения между людьми развилось до современной её интерпретации как фундаментальной составляющей природы в ряду с материей ; поскольку приведённая классификация объявляет следствие знаком причины, то следующим шагом надо признать объективное существование знаков в неживой природе, ибо причинно - следственные связи сопровождают любое взаимодействие. 7 7

Знаковая ситуация – это ситуация использования знака, в которой действительно нужен внешний субъект - пользователь. Но, если подходить объективно, то знак должен оставаться знаком и тогда, когда он не используется. Аналогично не меняют свои названия сиденье, когда на нём не сидят, подъём, когда по нему не поднимаются или микроскоп, когда им забивают гвозди. Чтобы называть предмет знаком, достаточно принципиальной возможности использовать его в таком качестве. Возможность быть знаком обеспечивается в природе объективной связью предметов или явлений. Субъект не может разорвать эту связь, не может отменить эту возможность, а может только использовать или не использовать её. Значит, все объективно связанные предметы и явления можно называть естественными знаками друг друга. 8 8

ЗНАК материальный объект, который может чувственно восприниматься воспринимаемый субъектом и использоваться : используемый для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака ; для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Существование объекта в качестве знака определяется наличием связи со значением, а не фактом использования в таком качестве. Таким образом, существование знака отделяется от его использования, и из понятия исключается субъективность. 9 9

Чтобы лучше понять место естественных знаков, надо отметить, что они не являются знаками общения между людьми. Объективная связь естественного знака со своим значением делает невозможным его воспроизведение отдельно от значения. Например, если « нет дыма без огня », то для получения дыма придётся развести огонь. А в таком случае для человека теряется смысл знака как заместителя значения. Однако для природы это – не помеха. Она постоянно воспроизводит естественные знаки и значения. Эти знаки составляют то, что называют языком природы. На этом языке она шлёт свои сообщения независимо от наличия наблюдателей. Животные, овладев этим языком, т. е. научившись понимать эти знаки, могут спасаться от огня, заранее покидать эпицентры землетрясений, определять время и направление сезонных миграций и т. п. В общении человека с природой этот язык также играет важную роль. Примерами осознания естественных знаков являются народные приметы. Ученые также ищут естественные знаки, например, предвестники землетрясений и извержений вулканов. 10

Если строго следовать логике и научной целесообразности, то оказывается, что из предложенной в семиотике классификации, вытекает существование знаков не только в сообществах живых организмов, но и в неживой природе. Признание этого вывода и отход от субъективного подхода к знакам значительно сблизит функциональную и атрибутивную позиции. Искусственные знаки возникли не на пустом месте. В неживой природе есть предпосылки для возникновения искусственных знаков – естественные знаки. Сходство и различия между естественными и искусственными знаками будет рассмотрено ниже. 11

Часть вторая

13 ЗНАК материальный объект, который может чувственно восприниматься субъектом и использоваться: для обозначения, представления, замещения другого объекта, называемого значением данного знака; для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

14 Образы знака и значения – это комплексы чувств и мыслей, возникающие в субъекте при предъявлении соответствующего объекта. Они запоминаются и могут воспроизводиться. В результате договора возникает связь О-О, по которой знак может активировать образ своего значения даже в отсутствие самого значения и тем самым замещать его. Знак замещает своё значение во внутренних процессах, а не во внешних. Без возникновения указанных образов и связи О-О между ними использовать объект в качестве знака невозможно.

15 1. Как мы выяснили, естественные знаки появляются из - за объективной связи Зн - ЗЗ между объектами. Чтобы использовать знак, субъект должен отразить внешнюю связь Зн - ЗЗ между знаком и значением в своём внутреннем мире в виде связи О О между образами. Тогда по изображенным связям знак сможет активировать образ значения, и, в соответствии с определением, станет способен замещать своё значение в указанном выше смысле. 2. Связь Зн - ЗЗ между знаком и его значением может быть искусственной. Так, в опытах И. П. Павлова на собаках связь между звонком и едой устанавливалась по воле экспериментатора. Далее шёл тот же процесс отражения внешней связи Зн - ЗЗ внутренней связью О О – вырабатывался условный рефлекс, который обеспечивал замещение еды звонком в процессе активации образа еды, что провоцировало слюновыделение. Так звонок становился знаком, а еда его значением. Вместо звонка в опытах Павлова может быть слово. Для человека слово так же становится условным раздражителем, заменяющим некоторый предмет, если постоянно сопровождает его предъявление.

16 3. Согласно словарям, способ возникновения знака - символа – договор, который : устанавливает связь между знаком и его значением ; выделяет посвящённых, которые знают об этой связи. В результате договора устанавливается внутренняя связь О - О между образами знака и значения, но сам знак и значение остаются объективно не связанными. В результате, предъявление значения приводит к воспроизведению знака, а предъявление знака – к активации образа значения. Договорная ситуация отличается тем, что связь между знаком и значением устанавливается сначала не в окружении субъекта, а в его внутреннем мире. Но затем, он начинает воспроизводить связь между знаком и значением своими действиями в окружающей реальности. Например, предъявляя предмет - значение, он произносит соответствующее слово. В результате, договорная ситуация переходит в ситуацию Павлова ( п. 2), когда связь Зн - ЗЗ между знаком и значением искусственно воспроизводится в реальности, подкрепляя ментальную связь О - О у посвящённых в договор, и провоцируя появление такой же связи О - О у окружающих.

Итак, три описанных ситуации отличаются только способом возникновения связи между знаком и значением, т. е. способом появления знака. 1. Знак естественного происхождения объективно связан со своим значением и возникает вместе с этой связью. 2. Знак искусственного происхождения возникает при установлении связи со своим значением в результате повторения однотипных действий живыми субъектами во внешнем мире. 3. Знак договорного или ментального происхождения возникает в результате связи со значением через внутренний мир субъекта. Последний реализует затем эту связь во внешнем мире своими действиями, что для окружающих становится ситуацией искусственного происхождения знака п.2. Во всех трёх случаях знаки используются одинаково – для замещения своего значения, как причины активации его образа. Во всех случаях для этого используется внутренняя связь между образами знака и его значения. 17

Можно наметить примерно такую гипотезу развития знаков. Естественные связи и соответствующие им знаки возникали в неживой природе по мере её развития. Они являются элементами природных систем и составляют язык природы. Так или иначе, их использует всё живое с целью адаптации к природным условиям. Возникновение живых существ и выполнение ими некоторых шаблонных действий привело к появлению в природе искусственно поддерживаемых этими действиями связей, и соответствующих этим связям знаков и значений, которые дополнили язык природы. Отражение этих связей и использование этих знаков необходимо живым существам для взаимной адаптации и эффективного взаимодействия. При этом новые связи и знаки возникали сначала спонтанно в ходе самоорганизации живых систем. Те из них, которые наиболее эффективно обеспечивали устойчивость и взаимодействие живых систем, распространялись и закреплялись в живых сообществах. Наконец, появление сознания сделало возможным произвольное создание искусственных связей и соответствующих знаков. Реализация этой возможности способствовала социализации живых систем и ускорила их развитие. При этом надо отметить, что искусственные знаковые системы во многом предназначены для описания и коллективного использования реальных предметов и явлений. Поэтому отношения и преобразования знаков не могут быть произвольными. Они проходят отбор на соответствие реальным отношениям и свойствам значений знаков. 18

В частности, теперь можно однозначно ответить на вопрос о микроскопе, которым забивают гвозди. Микроскоп стал знаком ментального происхождения ( рис. 5), так как сначала кто - то решил его использовать в качестве молотка и, тем самым, связал их ментальной связью О - О в своём внутреннем мире. Если это решение он реализует, а другие работают молотками, то возникает связь Зн - ЗЗ в реальности, и ситуация переходит в искусственную. Микроскоп используется в качестве знака, когда напоминает о молотке, активирует его образ, замещая молоток, как знак замещает значение. Объективный подход к знакам позволил: установить разное происхождение знаков; найти сходство и различия знаков разных по происхождению; классифицировать их по этому признаку; предложить гипотезу их эволюции от естественных к ментальным. 19 В результате проделанных рассуждений получена информация, снимающая по некоторым вопросам неопределённость.

Часть третья

Обсудим вторую функцию знаков, указанную в определении – передавать информацию. Как выполняется эта функция ? Разобраться в этом помогает концепция « Информация - структура », которая утверждает, что информация – это структура, передаваемая по причинно - следственным связям. Как известно, информация существует на материальном носителе. Чем отличается этот носитель до и после размещения информации ? Только упорядоченной структурой, созданной на нём из его элементов. Поскольку ничего кроме этой структуры на носителе не добавилось, информации нет иного места кроме как в этой структуре. В случае аналогового сообщения эта структура в чём - то аналогична источнику информации. В случае знакового сообщения эта структура иерархична. На каждом уровне в ней можно выделить элементы двух типов : знаки и связи между ними, которые образуют знаки следующего уровня. Например, буквы связаны в слова, слова – во фразы и т. д. 21

Если концепция « Информация - структура » верна, то информация в знаковом сообщении на каждом уровне может содержаться только : в структуре каждого знака ; в виде связей между знаками. Убедимся, что это так. Информация в сообщении может быть целевой и нецелевой. Целевая – это информация, для передачи которой сообщение создано. Нецелевая – вся остальная информация в сообщении, попадающая в него независимо от создателя сообщения по технологическим причинам. Она отражает, как правило, обстоятельства создания и существования сообщения. 22

Технология и условия изготовления, особенности создателя сообщения оставляют следы в структуре знаков и сообщения. Эти следы являются нецелевой информацией, ибо позволяют узнать об обстоятельствах создания и существования сообщения, но это не является целью создателя сообщения. Например, по особенностям структуры можно различить рукописные и печатные знаки, установить их принадлежность к определённому языку или языковой группе. По подчерку или по тембру голоса можно опознать автора сообщения. Нецелевую информацию в сообщении часто используют криминалисты и разведчики. 23

Информацию о своём значении знаки могут переносить в меру того, насколько структура значения в них воспроизведена. Иконические знаки и знаки - признаки в некоторой части воспроизводят структуру своего значения и в меру этого переносят информацию о нём. Скажем, чертёж несёт информацию об изделии, а дым – о распространённости огня. Договорные знаки ( например, буквы и слова ), а это почти весь язык, структуру значения никак не отражают, и поэтому информацию о значении переносить не могут, в принципе. Это легко проверяется экспериментально и хорошо согласуется с функцией знака, указанной в определении – замещать своё значение, активируя уже имеющуюся у получателя информацию о значении. 24

Информация о значениях договорных знаков передаётся всегда помимо этих знаков в виде целевой информации – значение знака нужно предъявить или объяснить, чтобы в субъекте появился образ значения, без которого использовать знак невозможно. Также целевой обычно является информация об отношениях между значениями знаков. Её невозможно передать в структуре самих знаков. Например, в словах « стул » и « стол » невозможно передать, что один возле другого. Такая информация выходит за границы каждого из знаков, и её можно передать только через отношения между знаками, через структуру их связей. Убедимся в этом на примерах слова и фразы. 25

Чтобы озвучить написанное слово, надо заранее знать значения букв – соответствующие им звуки. Но буквы информацию о звуках не переносят, и если показать кому - то букву, звука он не услышит. Кто - то должен эти звуки показать. После этого буквы смогут активировать запомненную информацию о звуках и « запускать » произношение. В отличие от информации о звуках, которую надо иметь заранее, перечень и порядок следования звуков в написанном слове заранее знать не надо – эта информация передаётся в каждом слове. Информация о перечне звуков передаётся связью букв со словом – тем, какие буквы в слове содержатся. Информация о порядке звуков передаётся порядком следования букв, т. е. совокупностью связей между буквами. Таким образом, касательно звуков в написанном слове передаётся информация только об их перечне и порядке, причём передаётся она не самими буквами, а структурой слова – связями букв между собой и с составленным из них словом. Как видим, любое слово подтверждает концепцию « Информация - структура ». 26

В предложении целевая информация также передается не словами, а его структурой – связями слов между собой и с самой фразой. Чтобы продемонстрировать это, разберём простое предложение из букваря : « Маша варит кашу ». Значение каждого из этих слов надо знать заранее, и только в таком случае каждое из них при чтении вызовет соответствующий образ или понятие. То есть, кто такая Маша, что такое каша и что значит варить, мы должны знать ещё до получения фразы. Эти слова не доставляют нам информацию о своих значениях, а активируют в нас то, что мы уже знали. Напротив, какие слова будут во фразе и как они будут связаны заранее знать невозможно. Это и есть доставляемая фразой информация. Именно эти связи снимают неопределённость, то есть являются информацией. Как видим, пример фразы также подтверждает концепцию «Информация-структура». 27

Договорные знаки не передают целевую информацию в себе, а активируют для использования соответствующую им информацию, уже имеющуюся у принимающего субъекта. Эту функцию, согласно определению, может выполнять любой объект. Субъектам достаточно согласовать между собой связь произвольного объекта с имеющейся у них информацией о значении. Поэтому одно значение может иметь множество различных обозначений – синонимов. Напротив, поскольку информация передаётся в виде структуры сообщения, эта структура не может быть произвольной. Она должна соответствовать содержанию передаваемой информации : буквы в слове, должны быть выстроены в определённом порядке, слова во фразе должны объединяться соответствующими связями. Итак, анализ знаковых сообщений подтверждает концепцию « Информация - структура »: как целевая, так и нецелевая информация в сообщениях передаётся структурой сообщения, и в этом смысле, знаковые сообщения не отличаются от аналоговых. 28

В конце концов, знаковые сообщения – это составленные из знаков искусственные системы. В своей основе они не отличаются от любых других систем, в том числе естественных : все системы являются совокупностями объектов, объединённых некоторыми связями или структурой. Структура или её часть может передаваться из одной системы в другую и даже между системами разных видов. В частности, она передаётся из естественных систем в знаковые, когда структура реальности описывается средствами знаковой системы, и обратно, когда структуры, запечатлённые в знаковой системе, воплощаются в реальности. Представление информации, как структуры, переносимой любыми системами, состоящими хоть из натуральных объектов, хоть из замещающих их знаков, может стать основой для согласования функциональных и атрибутивных взглядов на сущность информации. 29

Сделанные выводы заставляют задуматься, почему, несмотря на то, что информация может храниться и передаваться любыми системами, человек использует для этого в основном знаковые системы. 1. Дело в том, что знаки, замещая при общении свои значения, дают возможность воспроизводить и передавать структуры, не используя для этого несущие эти структуры оригинальные объекты, которые бывают слишком громоздкими и неуправляемыми. Правда, для этого во внутреннем мире субъектов должна присутствовать информация о значениях знаков. 2. Ещё одним преимуществом знаковых сообщений является то, что их структура полностью определяется использующими их субъектами, тогда как структура естественных систем определяется законами природы и часто неподвластна субъекту. Именно возможность произвольно менять структуру знакового сообщения позволяет воспроизводить и передавать с его помощью любые структуры без ограничений. Это могут быть и естественные структуры природных явлений, и искусственные структуры внутренних ощущений и мыслей субъекта, и даже структуры, которые не имеют материального воплощения, скажем, образы русалки или дракона. 30

Полная управляемость и универсальность делает знаковые сообщения незаменимыми при обмене информацией между субъектами. Однако, признавая важность знаков для общения, нельзя забывать и про аналоговые механизмы передачи и хранения информации. Ведь даже структура знаков часто воспроизводится и передаётся аналоговым способом. Например, очертания букв с данной страницы на сетчатку ваших глаз передаются по аналоговому световому каналу. Аналоговые и знаковые способы передачи информации тесно переплетаются. 31

32 На этом принципе основаны воспитание и образование.

1. Преодолена субъективность подхода к знакам и показано, что они могут объективно существовать в неживой природе. 2. Показано, каким образом знаки замещают своё значение, как они появляются и используются. На этом основании предложены классификация знаков по происхождению и гипотеза эволюции знаков. 3. Рассмотрен способ передачи информации в знаковых сообщениях, а также формирование и распространение ментальных систем с помощью этих сообщений. В целом, приведённые рассуждения на новом материале подтверждают концепцию « Информация - структура », которая утверждает, что в любом случае, включая естественные взаимодействия и искусственные коммуникации, информация – это структуры, которые могут распространяться и быть связанными благодаря причинно - следственным связям. 33

Подтверждается также возможность согласования на базе этой концепции атрибутивных и функциональных подходов к пониманию сущности информации. Знаковая и структурная интерпретация информационных процессов являются просто двумя разными языками, выделяющими разные их аспекты. Знаковая интерпретация больше сосредоточена на изменениях, сопровождающих информационные процессы, а структурная – на том, что остаётся неизменным. В докладе показано, что оба эти языка могут использоваться совместно, плодотворно дополняя друг друга для более ясного и адекватного описания информационных процессов. 34