Уроки русского языка и литературы: поиски и находки В рамках педагогического совета 04.12.15.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация «Оригинальное начало уроков русского языка и литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Беломестненская СОШ Белгородского.
Advertisements

Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
СОСТАВ СЛОВА. Суффикс. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 1 г. о. Новокуйбышевск Самарской области Склярова Наталья Анатольевна.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
Песня - глухой = картина - … Холодно - горячо = движение - … Школа - обучение = больница- … Слагаемое - сумма = множитель - … Нож - сталь = стол - … Клен.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
По дороге к азбуке.. Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Личное местоимение (повторение) + возвратное местоимение Доценко Н. Н. Гимназия 1551.
Жил-был на свете мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки.
Проект Авторы проекта: Учащиеся 1-х классов МБОУ Павинская СОШ Руководители проекта: Учителя начальной школы МБОУ Павинская СОШ. Аверкиева Н.М, Артамонова.
Мы самые главные, Мы самые умные, Мы называем предметы, людей И отвечаем на вопросы падежей!
Сказка «Карандаш и ластик Чистюля » Геометрические сказки.
Транксрипт:

Уроки русского языка и литературы: поиски и находки В рамках педагогического совета

Задача данного этапа урока O создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

O Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге : « Спасибо за урок, дети » говорит о том, что даже у опытного учителя урок « не пойдет », если он не будет начинаться каждый раз по - новому : середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным ( автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока ).

Русский язык

Рефлексия в начале урока Ты мой друг, и я твой друг, Вместе мы семья. То, что не смогу один, Сможем ты и я !

Необычное название темы урока O Зри в корень ! O О языке гладкой куздры и частях речи. O Глагол – самая живая часть речи. O Мальчик и щенок в сложном предложении. O « Опасный » союз и.

Эпиграф к уроку O Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов. O.« Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый " характер "» ( С. И. Львова ). O « Русский язык … обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли » ( В. Г. Короленко ) O. Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла » ( К. А. Федин )

Сценка при изучении темы «Лексика» (элементы театрализации) O - Внучек, принеси - ка мне гарбуз, будем варить кашу ! O - А где он стоит, бабушка ? O - Не стоит, а лежит. O - Не вижу, здесь ничего нет. O - Да это тыква, она на огороде растёт. Почему внук не понял бабушку ?

Неверный ответ O На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки ?

Допущенная ошибка в теме урока. O Тема урока « Вместоимение ».

«Допиши сказку» O Учащимся даётся предварительно домашнее задание дописать сказку по предложенному началу. В начале следующего урока проводим конкурс « Самая интересная сказка » по проверке домашнего задания

Варианты домашнего задания Допиши сказку. O 1) Корень O Жил - был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают : Что с ним делать ? А корень вдруг чудесным образом заговорил : А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. ( Допиши сказку, расскажи, какие слова выросли из корня ХВАТ ). O 2) Приставка O Бродили по свету приставки ДО - и ЗА -. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается. Что делать ? Звать приставки ДО - и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.( Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки ). O 3) Суффикс O Жили да были друзья - суффиксы – ЩИК, - ИСТ, - НИК и - ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс - ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл : пианист, гитарист и баянист. А суффиксы - ТЕЛЬ, - НИК и – ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. ( Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку ).

Пословица к уроку O Слово молвит - соловей поёт. O Слово слово родит, третье само бежит. O Слово жжёт хуже огня. O Умные речи приятно и слушать. O Повторенье – мать ученья. O Повторять да учить – ум точить. O Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.

Пароль O Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному « пароль » по изучаемой теме ( имя существительное, союз, сложное предложение и т. д.)

«Разгадай кроссворд» O Миникроссворд по изучаемой теме

«Хлоп» O Учитель читает слова, из которых нужно выбрать относящиеся к изучаемой теме и хлопнуть в ладоши во время их произношения ( При изучении темы « Фонетика »: гласный, звук, буква, парный, приставка, ударение и т. д.)

«Поиграем»! (по теме «Приставка») Учитель : Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы выполняйте действия : - В - ( включаем ) - Пере - ( переключаем ) - Вы - ( выключаем ) Вы сидите далеко от телевизора. Я называю приставку подо - ( пододвинулись ). А Маша - очень близко. Приставка ото - ( отодвинулась ). Вывод : приставки имеют значение.

«Разгадай шараду» (по теме «Местоимение») Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – школьный столик твой ( Пар - та )

Шарады O Корень мой находится в цене ; В очерке найди приставку мне ; Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. ( О - цен - к - а ) O В списке вы мой обнаружите корень ; Суффикс – в собрании встретите вскоре ; В слове рассказ вы приставку найдете ; В целом – по мне на уроки пойдете. ( Рас - пис - ание )

«Кто прав?» O Предлагается два варианта ответа на вопрос. Какой вариант правильный ? Почему ? O ( сторожил или старожил ? Обедает или объедает ? и т. д.)

«Почему не иначе»? При изучении темы « Лексика » учитель предлагает подумать, почему так называются месяцы : O Сентябрь - седьмой месяц римского года (« сэптэм » - « семь ») O Декабрь – десятый месяц

«Что общего»? (при изучении темы «Лексика») O Что общего между словами « медведь », « ведьма », « невежда »? ( Все слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть « знать »: « ведающий мёд », « знающая, знахарка », « мало знающий человек »).

«Странные подарки» (при изучении темы «Омонимы») O Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка : « Артем ! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне ». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. « В чем дело, Артем ?» – спросили они. Что перепутал Артем ?

«Непонятное слово» (при изучении темы «Омонимы») O Учительница написала Ане в дневник : « Не забудь принести на урок атлас ». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала : « А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку ». Аня очень удивилась : « Какая Африка ? Какая Америка ? У меня материал однотонный ». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла... O Что поняла Аня ?

«Разгадай загадку» (по теме «Местоимение») - Какие личные местоимения мешают движению транспорта ?( Я - мы ) O - Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево ? ( оно, тот ) O Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево ? ( он – но ) O В каком местоимении два звука, но одна буква ? ( Я )

«Прочитай наоборот» O При изучении темы « Фонетика » прочитай слово по звукам наоборот ( люк, куль, шалаш и т. д.) Пулька или Пончик ? O Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада ? ( В имени коротышки звуков меньше, чем букв )

«Глокая куздра…» O « Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем « Синтаксис », « Морфология », « Состав слова ».( Определить части речи, члены предложения, морфемы ). «) «))

Литература

«Выбери меня» O Учащимся предлагается из альбома иллюстраций отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор

«Разгадай кроссворд» O Предлагается мини кроссворд по изучаемой теме

Составь кроссворд «Сквозная буква» O П O У O Ш O К O И O Н O Используй имена героев изучаемого произведения, названия произведений писателя и т. д. Буква заданного слова может стоять в начале, в середине или в конце подобранного слова.

О чём произведение? O Что по названию произведения, которое вы ещё не читали, можно сказать о нём ? (« Кавказский пленник » Л. Н. Толстого, « Муму » И. С. Тургенева, « Кусака » Л. Андреева и т. д.)

Задай вопрос по произведению O Учащиеся одного ряда задают интересный вопрос, подготовленный дома или в начале урока, по тексту изучаемого произведения учащимся другого ряда или называют конкретную фамилию отвечающего ( по выбору )

Выставка иллюстраций по изучаемому произведению O Угадай, какой эпизод изучаемого произведения изображён.

Выставка рисунков учащихся «Угадай эпизод» O Учащиеся предлагают свой рисунок для определения эпизода изучаемого произведения

«Поставь по порядку» O Расположи по порядку иллюстрации к изучаемому произведению

«Чей предмет»? O Учитель показывает предмет и предлагает определить, какому герою изучаемого произведения он принадлежит ( При изучении комедии « Ревизор »: собачка - Аммосу Фёдоровичу, шпага – городничему )

Литература: O 1. Баев П. М. « Играем на уроках русского языка », Москва, « Русский язык », 1989 г. O 2. Окунев А. А. Спасибо за урок, дети ! О развитии творческой способностей учащихся : Книга для учителя : Из опыта работы. М.: Просвещение, O 3. Откупщиков Ю. В. К истокам слова. М.: Просвещение,1986 O 4. Успенский Л. В. Слово о словах. Ленинград, 1954 O 5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В. П. Аникина. М.: Художественная литература, 1988