Итоговое сочинение-2015 Автор презентации: Смирнова Н.Л., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Advertisements

Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Дополнение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Методическое обеспечение итогового сочинения в учебном году Методическое обеспечение итогового сочинения в 2014–2015 учебном году.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук,
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
Ростовская область Управление образования города Ростова-на-Дону Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа 16»
О сочинении в учебном году Нормативные документы.
Сочинение в 11 классе (декабрь 2014 г.) (промежуточная аттестация) Эта итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развернутое,
Сочинение по литературе 2015 МКОУ «ИГАЛИНСКАЯ СОШ»
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Обобщение знаний и умений учащихся рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Транксрипт:

Итоговое сочинение-2015 Автор презентации: Смирнова Н.Л., доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Важно помнить Сочинение литературоцентрично (основной объем текста должен быть посвящен анализу конкретных литературных произведений). Это сочинение-рассуждение с жесткой структурой (литературные примеры должны подтверждать идею автора сочинения). Сочинение проверяется формальным способом (по разработанным критериям) Показать умение думать письменно!

Сочинение проверяет широту кругозора умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные литературные произведения владение письменной речью

допуском к ЕГЭ (проверка по пяти критериям по системе «зачет – незачет») формой индивидуальных достижений абитуриента (проверка по 20-балльной шкале) Сочинение является

Посильность Ясность и четкость постановки проблемы При составлении тем сочинений НЕ используются узко заданные формулировки Принципы формулировки тем

Критерии проверки по системе «зачет – незачет» Объем – не менее 300 слов (в 2014 г. 250 слов) Основные критерии 1. Соответствие теме 2. Аргументация. Привлечение литературного материала – не менее одного текста; нельзя искажать содержание, тексты должны не просто упоминаться, а быть опорой для рассуждения

Дополнительные критерии 3. Композиция и логика рассуждения – должна быть тезисно-доказательная часть, логические нарушения не должны мешать пониманию смысла сказанного 4. Качество письменной речи – разнообразие лексики и грамматических конструкций, минимум речевых штампов 5. Грамотность – не более 5 ошибок на 100 слов Критерии проверки по системе «зачет – незачет»

Критерии проверки по 20-балльной шкале К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается только пересказом художественного произведения; и/или допущены 3-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения; и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.. 0

К3. Композиция рассуждения В целом сочинение отличается композиционной целостностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей не более 1-3 нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0

К4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется ограниченностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Сочинение написано бедным, примитивным языком, или низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0 К5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

К6. Речевые нормы Допущено не более 2-х речевых ошибок 2 Допущены 3-4 речевые ошибки 1 Допущено 5 и более речевых ошибок 0 К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущены 4-5 грамматических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок 0 К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки 2 Допущено 4-5 пунктуационных ошибок 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок 0

К9. Грамматические нормы Допущено не более 2-х грамматических ошибок 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок 0 К10. Фактическая точность в фоновом материале Фактических ошибок нет 1 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более) 0

Шкала перевода баллов Отметка по десятибалльной системе Первичные баллы

Какие традиции в раскрытии темы времени сформированы в классической литературе? Направление «Время»

Обратите внимание Тема сочинения и название тематического направления не совпадают Требуется фокусировка

1. Справедливо ли утверждение, что все начинается с детства? 2. Согласны ли вы с тем, что время определяет судьбу и характер человека? 3. Кого можно считать героем своего времени? 4. Может ли человек стыдиться своего поколения? 5. Имеет ли право писатель говорить о «болезни» своего времени, своего поколения? 6. Может ли человек противостоять силе времени, эпохе? 7. Волнуют ли современное поколение проблемы, о которых говорили писатели других времен? 8. Должно ли человечество помнить свое прошлое? 9. Возможно ли будущее без прошлого? 10. Какие нравственные ценности можно считать вечными? Возможные темы сочинений по направлению «Время»

11. Можно ли сохранить человечность «в года глухие»? 12. Как вы понимаете выражение «жить в гармонии со временем»? 13. Время и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс. 14. Можно ли утверждать, что жизнь в переломную эпоху отрицает личную ответственность человека? 15. Что, с вашей точки зрения, имел в виду Б.Пастернак, сказав о художнике: Ты вечности заложник / У времени в плену? 16. События прошлого, которые важны для настоящего и будущего. 17. Что, по-вашему, значит быть героем своего времени? 18. Почему, с вашей точки зрения, фраза из Гамлета Распалась дней связующая нить,/ Как мне обрывки их соединить? (в другом переводе – Распалась связь времён) стала крылатой? 19. Время – линия, круг или спираль? 20. Если бы у меня была машина времени… Возможные темы сочинений по направлению «Время»

Что такое время? Виды времени в литературе. Какое Время и как изображает автор? Каков человек во Времени: - что чувствует, - о чем думает, - как действует (преодолевает трудности, принимает решение, совершает нравственный выбор)? Каково отношение автора к человеку, которого он изобразил? Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор? На этапе работы над направлением «Время»

Время в литературе 1) важнейший элемент, как и пространство, художественного мира (виртуальной реальности) 2) философская категория, которая осмысляется писателем и читателем Время в литературе создается с помощью слова в процессе изображения характеров, ситуаций, жизненного пути героя, его речи и т.д. Время в литературе может менять скорость и направление движения – это зависит от воли автора и имеет художественный смысл Категория «Время»

биографическое (детство, юность, зрелость, старость) историческое (эпохи, крупные события в жизни общества) космическое (представление о вечности и вселенской истории) календарное (смена времен года, будней и праздников) Суточное (день и ночь, утро и вечер) Виды времени в литературе

Почти вся литература пропитана чувством времени, почти в каждом произведении (и в поэтическом, и в прозаическом, и в драматическом) мы обнаруживаем знаки времени Какие знаки времени есть в произведении? Обращаем внимание на образы, соответствующую лексику, соединение различных глагольных форм Время в литературе не только изображается, но и осмысляется Обратите внимание обучающихся

При анализе учитываем Какое время и как изображает автор? Какую эмоцию/мысль о времени и о человеке выражает автор? С осторожностью квалифицируем мысль ученика как неправильную! Учебный анализ текстов

Л. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. М. Горький. Детство. В людях. Мои университеты. С. Т. Аксаков. Детские годы Багрова-внука А.К Толстой. Детство Никиты Жития: как в событиях биографической жизни просматривается Вечность (божий промысел, явление Божьей Матери) И. Тургенев «Мои деревья» О. Мандельштам «Дано мне тело что мне делать с ним…» Цветаева «Моим стихам…» Г.Р. Державин «Река времен» А.С. Пушкин Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский под небом Аустерлица) М.А Булгаков «Мастер и Маргарита» К.Г. Паустовский «Телеграмма» (томительно-долго тянется время у Катерины Петровны) Вадим Шефнер «Миг» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее» (Д. Свифт). 1. Биографическое время

Вопросы к анализу текста В каком времени протекает событие, о котором рассказывается в произведении: в прошлом, в настоящем или в будущем? Прошлое героев присутствует в произведении? а будущее? Что думают герои о прожитой жизни? 2 абзац. Какое слово указывает на время? Какое несоответствие изображается? Каков прямой и переносный смысл этого несоответствия? 3-4 абзац. Какой знак времени есть в этих абзацах? Какой контраст наблюдаем в этих фрагментах? Каков его художественный смысл? Для работы над какими тематическими направлениями можно еще использовать этот текст? Работа над стихотворением в прозе И.С. Тургенева «Мои деревья»

Все временные эпохи человеческого бытия в литературе теку­чи, разомкнуты одна в другую: прошлое соединяется с настоящим и будущим Во многих текстах тема движущегося времени становится определяющей Время всегда связано с раздумьем человека о жизни, о смерти, о судьбе Биографическое время

Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Тургенев «Бежин луг» Бунин «Холодная осень» Как соотносятся в жизни героев мгновение и Вечности (время жизни человека и время природы, космоса)? Как проживает человек отведенное ему время? Как человек пытается остановить / преодолеть бег времени, обрести бес­смертие? Важнейшие знаки времени – мгновение и вечность

Человек - песчинка, а жизнь его лишь мгновение в бесконечном, нескончаемом потоке времени: Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», Тургенев «Бежин луг» Каждый час жизни – частичка бытия, которая уносится в небытие: Пушкин «Пора, мой друг!», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Каждый миг жизни, каким бы он ни был, значим, неповторим и невозвратим: Шефнер «Миг», Бунин «Господин из Сан-Франциско», Тургенев «Мои деревья», Пушкин «Элегия» Детство определяет всю последующую жизнь человека: Горький, Толстой, Распутин «Уроки французского» Жизнь человека и все, что ее наполняет, в т. ч. любовь, дружба, слава, скоротечны: Пушкин «Если жизнь тебя обманет…» Время необратимо, ход времени неумолим: Пушкин «Заклинание», «Прощание», Тургенев «Мои деревья» Попытка удержать бег времени бесплодна: Пушкин «Прощание» Мысли о мгновенности жизни

Время приводит к смерти, к исчезновению, убивает любовь, однако есть способ противостоять убийственному бегу времени Тургенев «Мои деревья» Пушкин «Пора, мой друг, пора!», «Памятник», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Невозможно не согласиться с законами времени, однако внутренне человек сопротивляется жестокому бегу времени. Это выражается в образах молодой жизни и вечной природы Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Вновь я посетил» Трагический в своих последствиях бег времени

Память: сохранение памяти не только в границах жизни человека, но и за ее пределами - память потомков: Пушкин «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» литература как поэтическая память народа: Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Искусство может остановить мгновение, запечатлеть в Вечности: Пушкин «Царскосельская статуя», «Памятник», Ахматова «Приморский сонет» Человеческая жизнь не проходит бес­следно, если она наполнена творчеством: Пушкин «Пора, мой друг!», «Памятник». Прошлое – это не только свер­шившееся, отошедшее в небытие, но и совершающееся: прошлое оживает в памяти и в искусстве. Любовь в широком смысле Силы, способные укротить бег времени

Любовь к истории во всех ее проявлениях, к прошлому своего рода и страны – нравственное чувство Знание истории укрепляет нравственный корень человека, помогает противостоять обстоятельствам, искушениям сегодняшнего дня С чувством времени связано и чувство истории. У отдельных писателей чувство истории обострено 2. Историческое время

Крестьянские восстания в истории России и другие формы освободительного движения Эпоха Ивана Грозного Отечественная война 1812 года 16 век, полонизация западнорусских земель Крымская война Кавказские войны Отмена крепостного права Первая мировая война Революция и гражданская война, гибель царской России Коллективизация Великая Отечественная война Тоталитаризм Исторические события, отраженные в литературе

Как время (эпоха) влияет на характер человека, определяет его характер? Какой нравственный выбор делают герои в процессе жизненного пути, исканий, испытаний? Каковы последствия этого выбора? Есть ли времена, «удобные» для совершения подвига? Как противостоять обстоятельствам? Каковы взаимоотношения отцов и детей в различные эпохи? Как литература сохраняет память о прошлом и устанавливает связь эпох? Нравственные проблемы, связанные с темой «эпоха»

исследовать героя времени А.Грибоедов «Горе от ума», А.Пушкин «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», «Дума»; И.Гончаров «Обломов», Н.Гоголь «Мертвые души», Л.Толстой «Война и мир», И.Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Вишневый сад». М.Шолохов «Судьба человека» выразить сущность времени, его основные черты через характер человека, живущего в данную эпоху А.Грибоедов «Горе от ума», А.Пушкин «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», «Дума»; И.Гончаров «Обломов», Н.Гоголь «Мертвые души», Л.Толстой «Война и мир», И.Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Вишневый сад». М.Шолохов «Судьба человека», М.Булгаков «Белая гвардия», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Распутин «Прощание с Матерой» Обращение к разным историческим эпохам позволяет

показать сочетание в судьбе человека конкретно-исторического и вечного, национального и общечеловеческого А. Грибоедов «Горе от ума», А.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М. Лермонтов «Герой нашего времени», И.Гончаров «Обломов», Н.Гоголь «Мертвые души», Л.Толстой «Война и мир», А.Чехов «Студент» поставить вопрос об исторической судьбе России «Слово о полку Игореве», А.Грибоедов «Горе от ума», А.Пушкин «Капитанская дочка», М.Лермонтов «Дума», Л.Толстой «Война и мир», А. Чехов «Вишневый сад», А.Блок «Двенадцать», М.Булгаков «Белая гвардия», А.Толстой «Петр Первый», М.Шолохов «Судьба человека», А.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Распутин «Прощание с Матерой» Обращение к разным историческим эпохам позволяет

«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А. Кушнер): жизнь каждого человека вписана в конкретно-историческую эпоху «Что ни век, то век железный» (А. Кушнер) Эпоха (время) – это судьба: время определяет обстоятельства взросления человека Историческое время

Историческое время отчасти влияет на характер человека, поскольку определяет обстоятельства формирования его личности, однако личность не лишается свободы выбора, человек несет (должен, не хочет) ответственность за свои поступки «Время – это испытанье» (А. Кушнер) Историческое время – одно из испытаний человека на земле: Пушкин «Капитанская дочка», «Толстой «Война и мир», «Казаки», судьбы поэтов, В. Некрасов «В окопах Сталинграда» («окопная правда» состоит в том, что война – это жестокая бойня и поле для проявления мужества человека, остающегося человеком в самых бесчеловечных условиях) Историческое время

Историческое время всегда ставит перед человеком сложные вопросы, конфликт со временем может быть более или менее острым Конфликт человека с эпохой всегда носит нравственный характер Историческое время – только фон, на котором каждому человеку приходится отвечать на вечные вопросы: как противостоять обстоятельствам, что выбрать? Нравственный выбор, пути противостояния характеризуют внутренний мир человека (Пушкин «Скупой рыцарь») Историческое время

Обращение к прошлому позволяет осмыслить настоящее и будущее: «Иль русский от побед отвык?» (Пушкин «Клеветникам России») Цена независимости государства (Пушкин «Клеветникам России») Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! (Пушкин «Капитанская дочка») Человек может / не-, должен / не- противостоять силе времени, эпохе («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита») Обращение к прошлому позволяет установить диалог эпох о наиболее общих вопросах бытия, поставить проблему судьбы (Пушкин «Песнь о вещем Олеге») Историческое время

обращение к прошлому позволяет поставить вопрос об идеале (Лермонтов «Бородино», Блок «Россия») Писатель может и должен говорить о своем времени, о своем поколении, от имени своего поколения, однако он должен уметь посмотреть на проблему с высоты Вечности Восприятие времени в различные эпохи менялось: в советскую эпоху была актуальна идея ускорения хода времени (Маяковский «Левый марш», «Хорошо») Историческое время

Изображение времен года и восхищение родной природой Красота природы во все времена года соотносится с внешней и внутренней красотой человека Смена времен года символизирует бесконечность жизни, постоянное обновление жизни, ее изменчивость и повторяемость Круговорот времен года и времени суток символизируют бесконечность жизни (Пушкин «Осень», Тургенев «Бежин луг», Тютчев "В небе тают облака...«) Календарное время

Времена года соотносятся с периодами в жизни человека Весна символизирует пробуждение природы и души человека, осень – закат жизни…Ф. Тютчев «Весенние воды», Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Осень у Пушкина – время творческого подъема, остальные времена года его подготавливают: Пушкин «Осень» Зима - символ смерти (могильного холода), враждебных сил, душевного смятения, вселенского отчаяния: Пушкин «Бесы», Тютчев «Зима недаром злится», Пастернак «Зимняя ночь», Тургенев «Мои деревья» Календарное время

Круговорот времени суток символизируют бесконечность жизни (Тургенев «Бежин луг») Утро – это обещание радости, любви и творчества (С. А. Есенин «С добрым утром!», А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...», Пушкин «Зимнее утро») Вечер – обещание отдыха как награды после дневных трудов, после жизненных испытаний ( А. А. Блок «Летний вечер») Суточное время

Ночь – спутница романтической тайны, поэтического творчества (Пастернак «Зимняя ночь», Фет «Сияла ночь…») Ночь – не только фон, на котором разворачиваются события, это состояние человека или мира, охваченного трагическими страстями (Пушкин «Бесы», Пастернак «Зимняя ночь») Ночь - время, когда человек остается наедине с самим собой и пытается постичь тайну бытия, смысл жизни (Пушкин «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…») Ночь - время, когда отчетливо звучит голос совести, заглушаемый шумом дня ( Пушкин «Воспоминание»)

1. Один текст анализируем фронтально 2. Один текст - индивидуально по опорным вопросам 3. Один текст по выбору ученика 4. Тренировочное сочинение (диф. работа) 5. Взаимопроверка (Что понравилось? Что доработать? Что учесть на будущее?) Организация работы в классе по направлению «Время»

1. Один текст анализируем фронтально 2. Работаем с сочинением-провокатором («Какие нравственные ценности можно считать вечными?» «Путь героя в литературе»): оцениваем по критериям, улучшаем либо на основе провокатора создаем свой текст, в качестве литературного примера приводим проанализированный текст 3. Ряд тренировочных сочинений по одному направлению с использованием взаимопроверки: Что понравилось? Что доработать? Что учесть на будущее? Организация работы в классе по направлению «Время» со слабыми учениками

1. Определить все понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е. дать им четкое толкование (понятийная обработка ключевых слов и обоснование своего толкования). 2. Поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если он есть в формулировке темы. 3. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 4. При необходимости, сформулировать вопрос, вынесенный в название сочинения, своими словами. 5. Ответить на вопрос, вынесенный в название сочинения. Поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в тезисе (см. п.2). 6. Ответить на вопросы: О чем я буду писать? Что я об этом буду писать? Сформулировать мысль, которую будете доказывать. Алгоритм работы над основной мыслью сочинения

После того как продуман основной тезис сочинения, выбран литературный материал, нужно обосновать тему сочинения, то есть написать вступление Главное, чтобы вступление логично подводило пишущего к формулированию основной мысли сочинения. Основная мысль может быть сформулирована в конце вступления или в начале его основной части Основные ошибки: 1. Слишком пространное, большое по объему вступление. Оно уводит пишущего от основной мысли, отнимает время, которого всегда не хватает на экзамене 2. Отсутствие вступления, обоснования темы. Это свидетельствует о несамостоятельности сочинения или о неумении строить текст: пишущий как будто не владеет материалом и не может распределить объем материала на три части высказывания (вступление, основная часть, заключение) Вступление к сочинению

Понятийная обработка ключевых слов, определение их значения (смысловая модель «имя») Ответ на вопрос и его обоснование Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи, рассуждения об ее актуальности Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного» Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема) Возможные варианты вступления к сочинению

Заключение сочинения должно соответствовать следующим требованиям: 1) содержать выводы из написанного в данном сочинении, 2) соответствовать теме сочинения Чтобы проверить, соответствует ли заключение теме, надо поставить вопрос О чем говорится в заключительной части? и ответить на него, перечитав весь текст Чтобы проверить соответствие заключения всему написанному тексту, нужно перечитать сочинение и ответить на вопрос И что из этого следует? Если заключительная часть является следствием из написанного, то логика развития основной мысли сочинения не нарушена Заключение (вывод) к сочинению

Общий вывод Ответ на вопрос, поставленный во вступлении Изложение собственной позиции Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества Расширение проблемы. Новый вопрос Открытый финал Можно сочетать различные варианты заключений Возможные варианты заключения к сочинению

1. Таким образом, обращаясь к произведению (творчеству)…, мы словно вступаем в диалог с автором по проблеме… 2. Поставленный выше вопрос актуален не только в конкретную историческую эпоху, о которой пишет… Данная проблема вечна, так как… 3. Вопрос, обозначенный темой сочинения, значим не только для отдельно взятого человека, но и для человечества в целом, потому что… Возможные варианты заключения к сочинению