Роль корпоративных структур в повышении инновационной активности национальной экономики (на примере государственной корпорации «Ростех») Особенности, проблемы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Advertisements

О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Разработка программы инновационного развития ОАО «Холдинг МРСК» Москва, 2010 ОАО «Холдинг МРСК» Начальник Департамента технического развития и регулирования.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Стратегический проект «Екатеринбург – центр инновационной деятельности и инновационных услуг» Программа : Екатеринбург – межрегиональный центр инновационной.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Транксрипт:

Роль корпоративных структур в повышении инновационной активности национальной экономики (на примере государственной корпорации «Ростех») Особенности, проблемы, перспективы Гумаргалиев Ильзар, МГУ, экономический факультет,

I. Предпосылки формирования госкорпораций

Теоретические предпосылки развития госкорпораций Проблемы государственного регулирования широко рассматривались в политэкономии, начиная с периода промышленной революции и особенно в ХХ-м веке. Об этом говорили и Смит, Маркс, Кейнс, Пигу и другие.

Вклад Шумпетера Особо можно выделить вклад двух исследователей. Во-первых, в 20-е-30 е годы ХХ века Й. Шумпетер обосновал эффективность внедрения инноваций не в условиях свободной конкуренции, а при олигополии и монополии. Также он обосновал необходимость существования крупных фирм в условиях современного рынка и производства.

Вклад Гэлбрейта А чуть позже – в середине ХХ века – Дж. Гэлбрейт в теории «техноструктуры» показал, что определенную часть рынка прочно занимают крупные корпорации, управляющиеся изнутри и влияющие на рынок не только рыночными методами, а комбинацией планирования, административного регулирования, долгосрочных договоров и т.д.

Основа для госкорпораций Выводы Шумпетера и Гэлбрейта стали основой для неортодоксального понимания структуры экономики и позволили создать основу для госкорпораций

Исследованию места государственной собственности в процессе трансформации экономических систем, ее эволюции в количественном и качественном отношении посвящены работы С. Глазьева, Р. Гринберга, В. Черковца, А. Пороховского, А. Хубиева, Н. Осьмовой, С. Киселева, А. Мелентьева, Р. Нуреева, В. Холодкова, Н. Розанова, Г. Иванова, В. Бирюкова и др., которые последние несколько лет затрагивают проблематику функционирования госкорпораций и их влияния на развитие российского госсектора.

Предпосылки для эффективности госкорпораций В современной глобализированной экономике возрастает роль крупных интегрированных структур, они определяют темпы научно-технического прогресса в целом и инновационную составляющую производства и управления а, следовательно, и динамику экономических процессов. Несомненно, что такое влияние является предметом пристального внимания государств, которые пытаются увязать интересы крупных структур с интересами общества. Конкурентоспособность отдельно взятого предприятия, промышленной отрасли, и в целом – государства на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений, развития наукоемких производств, и что является едва ли не главным - эффективностью самих инновационных процессов.

II. ГК «Ростех» - основная информация

О компании «Ростех» «Ростех» (до 23 июля 2014 года «Ростехнологии», но при осуществлении маркетинговой и рекламно- выставочной деятельности название стало применяться ещё с января 2013 года) российская государственная корпорация, созданная в конце 2007 года для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В её состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 13 холдинговых компаний. Восемь из них в оборонно-промышленном комплексе, пять в гражданских отраслях промышленности.

Организации «Ростеха» расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран мира Корпорация создана на основе имущественного взноса, осуществляемого Российской Федерацией.

Структура ГК «Ростех»

Структура – по активами и направлениям

Инновационный сектор

Научный потенциал

Персонал

Технологические платформы ГК «Ростех»

III. Описание проблем

Проблемы Тем не менее, развитие госкорпораций, и в том числе развитие ГК «Ростех», не проходит без проблем. И в период начала и середины 2000-х годов, и, тем более, в кризисной период г.г, и сейчас сохраняются многочисленные проблемы качества экономического роста, развития инфраструктуры и т.д

России либо остается продолжать уповать на сырьевую специализацию, что является наименее выгодным, так как сырье – продукция с достаточно низкой долей передела, либо начать хотя бы перенимать технологии, созданные другими, платя технологическую ренту.

Опережение в развитии Альтернатива – и это самый сложный путь – создавать условия для опережающего развития и реиндустриализации, в основе которого лежит внедрение уникальных технологий и инноваций нового шестого технологического уклада по Кондратьеву. А также ускоренно освоение «отстающих» укладов.

Исследование об инновациях В мае 2010 года консалтинговая компания PwC, а также РЭШ, Роснано и РВК провели социологическое исследование среди 2840 крупнейших по годовому обороту компаний России. Была сделана выборка и опрошено 100 руководителей. Итак, какие особенности инновационной деятельности в российских корпорациях согласно этому исследованию. Инновационная активность крупного бизнеса в России, PwC, Москва, 2010

Проблемы Во-первых, характерно то, что только 39% компаний в производили /внедряли инновационные продукты, в то время как внедрением инновационных технологий занимались 73%, а инновационными бизнес- процессами – 66%. Это можно объяснить тем, что крупнейшие компании России приходятся либо на сферу услуг, либо экспортно-сырьевой сектор

Особенности инновационного поведения Доля тех, что внедряли новые продукты, среди частных компаний была в 4 раза выше, чем в компаниях с государственным участием. А доля компаний, вводивших глобально инновационные продукты среди международных компаний, работающих в России, была в 6 раза выше, чем среди российских.

У 55% респондентов в корпорациях были специализированные подразделения по НИОКР и у 35% даже топ-менеджер, отвечающий за это направление. Однако только 17% компании обладали при этом специализированными процессами по сбору инновационных идей внутри компании и лишь 7% системами мотивации сотрудников к инновационной деятельности. Таким образом, прослеживается формальность существования институтов инновационного развития, нежели необходимость.

Среди источников финансирования для создания инновационных продуктов 87% менеджеров назвали собственные средства компании, 18% - государственные (Роснано, РВК и др.), 10% - иностранные инвестиции, 3% - венчурные инвестиции.

Среди основных препятствий росту инновационной активности в стране были выделены (70-90% опрошенных) следующие: 1) избыточная бюрократизированность (назвали 86% опрошенных); 2) несовершенная законодательная среда, недостаточная защита прав инвесторов (77%); 3) недоступность финансирования (75%); 4) малопривлекательные для творческих людей уровень жизни и работы (73%); 5) недостаточная поддержка государства (73%).

IV. Организационно-правовые вопросы

Правовой статус Через опыт «Ростехнологий» можно выйти на обобщение в анализе статуса госкорпораций. Особенности правового статуса заключаются в том, что каждая госкорпорация (ГК) создается на основании собственного федерального закона со своими правилами «игры», своим «правовым полем». Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из-под надзора Счётной палаты РФ (за исключением контроля за эффективным использованием имущественного взноса). ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК.

Контроль деятельности Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой отчетности и иных документов корпорации. Согласно большинству законов о госкорпорациях руководитель ГК назначается Президентом РФ. Президентом, Правительством, а также частично депутатами Госдумы формируются наблюдательные советы, контролирующие вместе с правлением и гендиректором деятельность госкорпораций. Органом внутреннего финансового контроля является ревизионная комиссия.

Сложности статуса В связи с такой двойственностью правовой природы госкорпораций любопытен вопрос несовпадения юридического и экономического содержания понятия «собственность». Формально государственные органы власти контролируют их деятельность, принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, могут изъять у ГК её имущество, сменить руководство, заставить вернуть имущественный взнос, как это было сделано во время обострения кризиса, и т.д. Таким образом, юридически имущество ГК как бы находится одновременно у двух собственников: самого государства и государственной корпорации. Экономическая же природа отношений, как мы увидим дальше, в значительной мере характеризуется частным присвоением доходов. Скорее всего, это положение только закрепится осуществляемым преобразованием ряда госкорпораций в ОАО с дальнейшим частичной приватизацией части государственной доли.

Рынок vs госзаказ Госкорпорации достаточно различны по своей природе и их деятельность сочетает в себе как коммерческую, так и социальную, и общественную. В законодательстве прописан некоммерческий статус ГК, однако им разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Например, часть предприятий «Ростехнологий» являются оборонными, и таким образом на эту госкорпорацию возлагаются и задачи по обеспечению национальной безопасности. Однако коммерческая составляющая проявляется в продаже оружия и военной техники, а также гражданской продукции, созданной на базе военных производств. Это создает неясность в имущественных вопросах, затем, как следствие в организационных планах корпораций, распределении денежных средств, порождает злоупотребление полномочиями со стороны должностных лиц компаний.

V. Пример реализации высокотехнологичного проекта

Рассмотрим ряд отдельных коопера­ ционных проектов, реализуемых ОАО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова» (ОАО «ПО УОМЗ»). Это ключевое предприятие холдинга «Швабе», входящего в ГК «Ростех»

Суть сотрудничества С 2001 г. ПО «УОМЗ» и фирма «SLE Ltd.» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились об организации производства медико-технических приборов на ПО «УОМЗ» (посредством «отверточной сборки») на основе закупки необходимых деталей у фирмы «SLE Ltd.» (Specialized Laboratory Equipment Ltd.», Великобритания).

Результат проекта Благодаря наличию у ПО «УОМЗ» определенных конкурентных преимуществ, а также правильно организованной работе с партнером их сотрудничество стало успешным.

Критерии успеха Во-первых, данное сотрудничество развивалось под жестким контролем со стороны иностранного партнера, который оказывал помощь в составлении планов работ и контролировал выполнение каждого этапа. Это позволило ощутить «на себе» весь жесткий цикл работ, а с другой стороны удалось получить ценный опыт со стороны зарубежных партнеров.

Маркетинг В третьих, на ПО «УОМЗ» была осуществлена тщательная предварительная подготовка организации сотрудничества: проведено маркетинговое исследование и разработана стратегия продвижения изделий в РФ и страны СНГ.

Повышение качества В-четвертых, расширение сотрудничества осуществлялось постепенно и планомерно посредством поэтапного усложнения процесса сборки, перехода от сборки простых моделей к более сложным, начала сборки изделий для фирмы «SLE Ltd.» на основе режима переработки давальческого сырья (наряду со сборкой изделий для внутреннего российского рынка и рынка стран СНГ).

Показатели эффективности K= Y 1 -C 1 /Y 0 -C 0 K – коэффициент эффективности условной; Y – «выход» денежный «до» – 0 и «после» - 1; С – затраты аналогично. Иногда используются специальные коэффициенты для отражения качественной особенности продукции.

Как результат – ведущие позиции в сегменте медоборудования для новорожденных в РФ, странах СНГ, ряде стран Восточной Европы

Завод также занимает уверенные позиции по производству оборудования гражданского назначения. Маркетинговая стратегия ОАО «ПО «УОМЗ» предусматривает развитие бизнеса по трём основным направлениям гражданской продукции: медицинская техника, энергосберегающая светотехника, приборы для геодезии и оптических измерений.

Направление Основные конкуренты по сегментам присутствия Доля ОАО «ПО «УОМЗ» в 2013 г.,% Неонатальное оборудование Иностранные производители: «Atom» (Япония), «Dräger» (Германия), «Choongwae Medical Corporation» (Ю. Корея), «Ningbo David» (Китай), «Ardo» (Швейцария), «Medicor Eletronics» (Венгрия), «Ginevri» (Италия), «Cobams» (Италия), «Weyer» (Германия), «Ohmeda» (США), «Fanem» (Бразилия). Российские производители: «Аксион» (РФ). 25 %

VI. Зарубежный опыт

Применение зарубежного опыта Также уместно будет упомянуть о зарубежном опыте создания различных институтов (по аналогии с ГК) в разные периоды времени для совершенствования и усиления инновационного развития. Примеры различаются и по организационным формам, и по задачам, но в целом они схожи по упомянутым стимулам

Агентство по передовым оборонным Научно- исследовательским разработкам (DARPA) DARPA было основано в 1958 году в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Перед DARPA была поставлена задача сохранения военных технологий США передовыми. DARPA существует независимо от обычных военных научно-исследовательских учреждений и подчиняется непосредственно руководству Министерства обороны. Штат DARPA насчитывает около 240 сотрудников (из которых примерно 140 технические специалисты); бюджет организации составляет 3,2 миллиарда долларов. Эти числа приблизительны, поскольку DARPA концентрируется на краткосрочных проектах (от двух до четырёх лет), выполняемых небольшими, специально подобранными командами.

Структура Структуру агентства составляют 7 подразделений: Адаптивного управления (AEO) исследования в области построения адаптивных платформ и архитектур, включая универсальные программные платформы, модульные аппаратные средства, многофункциональные информационные системы и средства разработки и проектирования; Оборонных исследований (DSO) исследования в области фундаментальной физики, новых технологий и приборов на новых физических принципах, энергетики, новые материалы и биотехнологии, прикладной и вычислительной математики, медико-биологические средства защиты, биомедицинские технологии. Инноваций в информационных технологиях (I2O) информационные системы мониторинга и управления, технологии высокопроизводительных вычислений, интеллектуальный анализ данных, системы распознавания образов, когнитивные системы машинного перевода; Микросистемных технологий (MTO) технологии электроники, фотоники, микромеханических систем, перспективной архитектуры интегрированных микросхем и алгоритмов распределенного хранения данных; Стратегических технологий (STO) системы связи, средства защиты информационных сетей, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), устойчивость систем к кибератакам, системы обнаружения замаскированных целей на новых физических принципах, энергосбережение и альтернативные источники энергии; Тактических технологий (TTO) современные высокоточные системы вооружения, лазерное оружие, беспилотные средства вооружений на базе воздушных, космических, наземных и морских платформ, перспективные космические системы мониторинга и управления. Биологических технологий (BTO) исследования в области инженерной биологии, включая омиксные технологии, синтетическую биологию, метаболическую инженерию, генную терапию (включая искусственную хромосому человека), и прикладные аспекты нейронаук.

Программа «Факел» (Китай) Программа «Факел» - имеет целью развитие национальной науки и техники и внедрения высоких и новейших технологий. Осуществляется с 1988 г., нацелена на выявление преимуществ научно- технического потенциала Китая, их коммерциализацию путем промышленного производства товаров высоких и новейших технологий и интернационализацию этого производства. Основным источником финансирования программы «Факел» является аккумуляция общественных средств, правительство финансирует только некоторые инициативные проекты. В начальной стадии в проекты программы «Факел» доступ иностранцев ограничивался.

Программа «Факел» (Китай) Программа «Факел» предусматривала создание по всей стране зон развития высокотехнологичного производства. Это специально выделенные районы научных и промышленных центров, площадью в несколько квадратных километров, на их территории размещаются НИИ, соответствующие промышленные предприятия, компании и фирмы по освоению и внедрению новой техники и наукоемких технологий. Со времени принятия программы (август 1990 г.) такие районы были созданы в Пекине, Тяньцзине, Шеньяне, Ухане, Нанкине (более 30 районов). В начальной стадии, а отчасти и сегодня в проекты программы «Факел» доступ иностранцев ограничивался.

Институт промышленной реконструкции (Италия) Институт промышленной реконструкции государственная итальянская корпорация, созданная 23 января 1933 г. и ликвидированная в 2002 г. IRI возник по инициативе Главы правительства Бенито Мусолини и его министра финансов Гвидо Юнга, чтобы избежать дефолта основных итальянских банков (Commerciale, Credito Italiano, Banco di Roma) и вместе с ними краха экономики, которая уже страдала от последствий глобального экономического кризиса начавшегося в 1929 г. В послевоенный период, особенно в 50-х и 60-х годах, деятельность IRI была связана с модернизацией и восстановлением итальянской экономики. К 1980 году, IRI представлял собой государственную промышленно-финансовую группу из примерно компаний с более чем сотрудников.

Институт промышленной реконструкции На протяжении многих лет IRI бы крупнейшей промышленной компанией за пределами Соединенных Штатов Америки, в 1992 году выручка составила около 76 миллиардов долларов. В 1993 г. группа IRI была на седьмом месте в рейтинге крупнейших компаний мира по объему выручки. После приватизации, превратившись в 1992 г. акционерное общество, через десять лет IRI перестал существовать.

VII. Выводы

Возможности госкорпораций Как институт развития госкорпорации имеют большой потенциал. И опыт «Ростех» это показывает. Но необходимо прояснить несколько вопросов. Главное – это уяснение целей общего развития экономики. «Стратегия 2020» должна быть конкретизирована и ее приоритеты должны выполнятся, тогда и госкорпорации будут задействованы эффективно. Затем нужен эффективный менеджмент для решения классической проблемы управления собственностью. Т.е. необходимы механизмы независимого назначения управленческих команд и контроля над ними.

Что делать Еще, что можно отметить – это технологический аудит в широком понимании. Т.е. не только оценка имеющихся активов с технологической очки зрения, но и выбор среди приоритетов и также рисковое развитие новых направлений. Все это невозможно без соответствующей учебной и научной базы. Это формулирует еще одну проблему, которую надо решить. Особый стимул для госкорпораций создают возможности, связанные с замещением импорта, вызванные санкциями против России в течение всего 2014 года. Но эти шансом необходимо воспользоваться и быстро, и умело. В целом, определив этот комплекс проблем, нужно по-новому взглянуть на роль госкорпорации в отечественной экономике с целью стимулирования ее инновационного развития.

Спасибо за внимание!