ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУХАНИСТОВ А.А.- ЛАУРЕАТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2001»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ СОШ 1 города Верхнеуральска Учителя немецкого языка Чудовой Светланы Борисовны Верхнеуральск Верхнеуральск
Advertisements

Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации МОУ «СОШ» с. Эльбрус Зам директора по ИКТ: Османова Аминат Ильясовна.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ Вагина Е.Е., методист НМЦ ПО УИПК ПРО.
М астер-класс как форма распространения собственного педагогического опыта Антоневич А.Ю., методист по управлению инновационными процессами МОУ МЦ.
Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!
« Новые формы методической работы. Мастер - класс.» МОУ Большеокуловская СОШ.
Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы.
Что такое мастер-класс?. Какова идея, принцип мастер-класса? Я знаю как, я вас научу!
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
Мастер-класс «Организация мобильного социального обслуживания граждан, проживающих в отдаленных районах сельской местности» БУ ХМАО – Югры «Методический.
Что такое мастер- класс?. Технология Технология проведения мастер- класса Я знаю как, я вас научу!
ПРОКОФЬЕВА Н.Е. председатель предметно-цикловой комиссии ППТК.
ГОТОВИМ МАСТЕР - КЛАСС. (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего.
Что такое мастер- класс? - это одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
Методика проведения мастер-класса. Девиз проведения мастер-класса «Я знаю как я вас научу»
Что такое мастер-класс? Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс.
Что такое мастер- класс? Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс.
Мастер-класс как эффективная форма повышения квалификации.
Мастер-класс: содержание, технология проведения Шарлаева Ирина Вениаминовна зам. директора МАУ ДПО«ЦРО»
Технология проведения «Мастер - класса». Мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества у Мастера, одна из эффективных форм распространения собственного.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ БУХАНИСТОВ А.А.- ЛАУРЕАТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА 2001»

Обычному человеку путь от А до Я абсолютно очевиден, и они считают, что тут нет места для объяснений, а УЧИТЕЛЬ должен видеть ступеньки этого пути, объяснения. 2

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС? Эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных практических методов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников занятия. 3

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. Мастер-класс современная форма проведения обучающего тренинга- семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания Мастер-класс (от английского masterclass: master - лучший в какой-либо области, class - занятие, урок) является семинаром, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, что мастер-классы не показывают, а проводят. 4

СЧИТАЮ, ЧТО : Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс для учителей это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Основной целью мастер-класса является обмен опытом с коллегами. Мастера своего дела делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс - это передача действующей технологии. Основной принцип мастер-класса – Я знаю, как это делать, и я научу вас. 5

В мастер-классе должно четко прослеживаться, что именно представляет учитель - прием, метод или технологию. Логично упомянуть, дать комментарий, где используется, какие результаты даёт. Отметим, что мастер-класс не должен сводиться к лекции, но и играть в течение всего мастер-класса тоже не стоит. Во время мастер-класса старайтесь показывать не только себя, но и участников вашего мастер-класса, аудиторию. Не бойтесь задавать трудные вопросы. Не стоит долго добиваться того ответа на поставленный вопрос, который нужен вам. Почти всегда приветствуется юмор, возможно привлечение членов жюри в происходящее. В качестве рефлексии можно попросить коллег - преподавателей других предметов ответить на вопрос, что они могли бы взять для осуществления собственной педагогической деятельности из проведенного мастер-класса. 6

КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ-МАСТЕР? Это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь личностного и профессионального роста, достигший на этом пути определенных успехов. 7

КАКОВА ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА? Позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов профессиональной деятельности. 8

9 Мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Мастер через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога. Мастер работает вместе со всеми, передаёт авторские технологии.

АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ: Речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи); Мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице; Пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников); 10

Умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности; Искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия; Педагогическую импровизацию: умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; 11

АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЮТСЯ ЧЕРЕЗ: Психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»; Коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию, чувство времени 12

ЛИЧНОСТНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников. Равенство всех присутствующих, мастер не должен быть «над». Сравнение результатов без духа соревновательности. Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 13

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА? 1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов и учащихся. 2. Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды. 3. Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии 14

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ МАСТЕР-КЛАССА? Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии Мастера, инициирующий поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников. 15

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА? Технологический подход (А.В.Машуков) Индукция СоциализацияРефлексия Разрыв Афиширование Социо- конструкция Само- конструкция 16

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА? Технологический подход (Г.А. Русских) Краткая характеристика основных идей технологии Рефлексия Определение проблем в работе учителя- мастера Определение перспектив в работе учителя- мастера Проведение имитационной игры 17

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА Презентативность Эксклюзивность Прогрессивность Мотивированность Оптимальность Эффективность Технологичность Артистичность Общая культура 18

КАКОВЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАСТЕР-КЛАССА? 1. Мотивация осознанной деятельности всех учителей, принимающих участие в работе; 2. Методически грамотное построение показа форм, методов организации педагогической деятельности; 3. Рефлексия деятельности Мастера и участников. 19

КАКОВ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА? 1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: 1. Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся; 2. Краткое обоснование основных идей технологии; 3. Описание достижений в опыте; 4. Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник; 5. Определение проблем и перспектив в работе учителя. 20

КАКОВ ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА ? 2-ой шаг. Представление системы уроков: 1. Описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта; 2. Определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям. 3-ий шаг. Имитационная игра. Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы. 21

4-ый шаг. Моделирование: 1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею; 2. Обсуждение авторских моделей урока 5-ый шаг. Рефлексия. 1. Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и участников мастер-класса 22

ПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ Выраженность инновационной идеи, уровень её представленности, культура презентации идеи, популярность идеи в пе 6 педагогике, методике и практике образования. Эксклюзивность Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей. Прогрессивность Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта. 23

МОТИВИРОВАННОСТЬ Наличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии. Оптимальность Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным). Эффективность Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. 24

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции). Артистичность Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта. Общая культура Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. 25

ИТАК, ОБОБЩАЯ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ВЫШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, МОЖЕМ ВЫДЕЛИТЬ ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР-КЛАССА, А ИМЕННО: новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы; метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер- класса; формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам; представление возможности каждому участнику отнестись к предлагаемому методическому материалу; процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание; форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. 26

Литература Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. – Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно- методическое пособие. – М. : АПКиППРО, – 168 с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. - М. : НИИ школьных технологий, с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М. : НИИ школьных технологий, с. 27

28 А дальше сами сами… Желаю вам успехов!!! Творчества и вдохновения!!! С наилучшими пожеланиями Сан Саныч.