Автор: Воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Голуб Ж. В.
Федеральные государственные требования Внесение необходимых изменений в образовательную программу и образовательный процесс ДОУ, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования. Эта задача реализуется в проектном режиме, в рамках проекта: «Обновление образовательной программы ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники лет назад, но существует проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.
ПРОЕКТ – ЧТО ЭТО? «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
ИСТОРИЯ ПРОЕКТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1920 г. – США педагог, психолог, философ Джордж Дьюи. Обучение сообразно личным интересам г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхоз труде г. – проектный метод осужден постановлением ЦК ВКП(б) 1950 г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляют планы на день, неделю сообразно своим интересам. Взрослый – помощник в достижении целей. Сейчас проектный метод – основа американской программы СОРОСа «Шаг за шагом», в России – один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПО СОДЕРЖА НИЮ ПО ПРОДОЛЖИ ТЕЛЬНОСТИ ПО ДОМИНИ РУЮЩЕМУ ВИДУ
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ПАРНЫЙ ГРУППОВОЙ ФРОНТАЛЬ НЫЙ ИНДИВИ ДУАЛЬНЫЙ
ПО СОДЕРЖАНИЮ МОНОПРОЕКТ ИНТЕГРАТИВНЫЙ (МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ) ОДНА образовательная область ДВЕ и более образовательных областей
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА СРЕДНЕ СРОЧНЫЙ (от 1 месяца) ДОЛГО СРОЧНЫЙ (полугодие, учебный год) КРАТКО СРОЧНЫЙ (1 – 4 недели)
ПО ДОМИНИРУЮЩЕМУ ВИДУ проект ИССЛЕДО ВАТЕЛЬ СКИЙ ПРАКТИКО- ОРИЕНТИ РОВАННЫЙ ТВОРЧЕС КИЙ КОМБИНИ РОВАННЫЕ РОЛЕВО - ИГРОВОЙ ОЗНАКОМИ ТЕЛЬНО – ОРИЕНТИ РОВОЧНЫЙ
ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ: контролировать свое поведение; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; комментировать свои действия; выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе); организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое); договариваться о правилах; задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать); совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; устанавливать контакты; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения; сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!