1 Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Москва, 29 октября 2015 г. Профессиональные стандарты как основа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Advertisements

О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
О разработке и актуализации ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов Пилипенко.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ»
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Профессиональный стандарт педагога: состав трудовых функций, уровни квалификации, требования к формированию трудовых функций педагогических работников.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
Информация по внесению изменений в ФГОС г.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Об актуализации ФГОС ВО, ПООП ВО и ООП ВО по направлениям подготовки: Водные биоресурсы и аквакультура и Промышленное рыболовство.
Транксрипт:

1 Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Москва, 29 октября 2015 г. Профессиональные стандарты как основа создания новых ФГОС ВО. Особенности ФГОС ВО. Модернизация ФГОС ВПО. Начальник отдела разработки и мониторинга ООП НГО, к.т.н., доцент Берова Инна Григорьевна

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы; компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда; отсутствие современных профессиональных стандартов, позволяющих согласовывать требования к квалификациям сферы труда и сферы образования; недостаточная активность профессиональных сообществ, объединений работодателей в поддержании современных систем квалификации работников; сложности в заполнении вакансий по рабочим и инженерным профессиям. 2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Работодатели применяют проф стандарты с учетом специфики и масштабов деятельности: при определении трудовых функций работников; при разработке штатных расписаний; должностных инструкций, тарификации работ; при создании систем оплаты труда; при аттестации работников; в организации обучения работников. 3

ПОРУЧЕНИЯ И УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов«Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов« 25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Перечень поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. Пр по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г. (ст.III.1)Перечень поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. Пр по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 г. (ст.III.1) Перечень поручений Президента РФ от 27 декабря 2013 г. Пр по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г (cт.IV.10).Перечень поручений Президента РФ от 27 декабря 2013 г. Пр по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г (cт.IV.10). 4

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст Понятия квалификации работника, ПС; - Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника; - Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. 2. Макет ПС (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 147 н); 3. Уровни квалификации в целях подготовки ПС (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н); 4. Экспертный совет по ПС при Министерстве труда и социальной защиты РФ (приказ Минтруда России от 25 марта 2013 года 118 н); 5. План разработки ПС на 2012–2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 года 2204-пр 6. Правила разработки, утверждения и применения ПС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года План-график подготовки ПС в 2013–2014 годах, утвержденный приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 года 565 5

6 Кому и зачем нужны проф стандарты? Государство формировать политику в области занятости населения Работодатели Сфера образования Работающие граждане Молодежь идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и повысить уровень квалификации, стимулировать качество труда работников (в т.ч. путем НСОТ), получать подготовленных в соответствии с ПС (ОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли формировать и обновлять ФГОС и образов. программы, оценивать качество обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей ) определять свой профессиональный уровень, повышать квалификацию, планировать карьерный рост (выбрать программы доп. Обучения в целях непрерывного образования) ПС позволяет выбрать профессию, исходя из требований к компетенции работника, спланировать обучение и профессиональную карьеру

7. Кому и зачем нужны проф стандарты? Подтверждение квалификации не только диплом, но и сертификат – соответствие ПС. ПС для получения сертификата будет единым, государственным, а сертификация будет обязательна. Это положение будет закреплено в ТК, который к концу 2014 года пополнится новыми понятиями: квалификация работника и ПС. При приеме человека на работу, он должен отвечать определенным квалификационным требованиям: от него ожидают, что он начнет работать сразу и без обучения. Соответствие ПС будет ключевым критерием как при трудоустройстве, так и при аттестации. Система оплаты труда будет завязана на ПС. Ранее работодатели руководствовались квалификационным справочниками (ЕТКС и ЕКС), однако сегодня они устарели (описания профессий общие, не дают представления о том, что должен знать и уметь человек, чтобы считаться профессионалом. Теперь справочники заменят ПС. Одним из основных понятий становится ТФ – система действий и соответствующие им знания, умения, навыки. Сокращается перечень профессий. Например, в Европе, их 600– 700, а в наших справочниках – 7,5 тыс. Новая система должна задавать границы, траектории развития карьерного роста.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ (из выступления Л.Ю.Ельцовой на Российско-французской конференции) -НИЗКАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ ПС (ОКОЛО ТРЕТИ РАЗРАБОТЧИКОВ – РАБОТОДАТЕЛИ ИЛИ ИХ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ); -НЕ ВСЕ РАБОТОДАТЕЛИ МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДГОТАВЛИВАТЬ ПС; - РАЗРАБОТЧИКИ ПС ИЗ ЧИСЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕ ВСЕГДА УЧИТЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЬ ОТРАСЛИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ АКТИВНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ Наилучшие результаты работы достигаются при совместной работе над проектом работодателей и образовательных организаций.

Уровни квалификаций уровни Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 6 уровень Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или под- чиненных по достижению цели Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Разработка, внедрение, контроль, оценка и кор­ ректировка направлений профессиональной деятель­но­сти, технологических или методических ре­шений Применение профессиональных знаний технологического или методического харак­тера, в том числе, инновационных Самостоятельный поиск, ана­лиз и оценка профессиональной информа­ции Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата Образовательные программы среднего профессио­нального образова­ния - программы подготовки специалистов среднего звена Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновацион­ной, с принятием решения на уровне крупных организа­ ций или подразде­лений Ответствен­ность за результаты деятельности круп­ных организаций или подразделений Решение задач развития области профессиональной дея­тель­ности и (или) организации с использова­нием разно­образных ме­ тодов и технологий, в том числе, инновационных Разработка новых мето­дов, технологий Понимание методологических ос­нов профессиональной деятельности Создание новых знаний прикладного характера в определенной области Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельно­сти и /или организации Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или спе­циалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Уровни квалификаций уровни Показатели уровней квалификации Основные пути достижения уровня квалификации Полномочия и ответственность Характер умений Характер знаний 8 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновацион­ной) с принятием решения на уровне крупных орга- низа­ций Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и(или) отрасли Решение задач исследовательского и про­ ектного ха­рак­ тера, связан­ ных с повы­ ше­нием эффектив­ ности процессов Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера Оценка и отбор информации, необходимой для развития обла­сти деятельно­сти Программы подготовки научно- педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры- стажировки Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета Дополнительные профессиональные программы Практический опыт 9 уровень Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами Значительный вклад в определенную область деятельности Ответственность за результаты деятельности на национ.или меж­дународн.уров­нях Решение задач методологического, исследовательского и про­ ектного ха­рак­ тера, связан­ ных с разви­ тием и повы­ шением эффективности процес­сов Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотрас­ левого характера Программы подготовки научно- педа­гогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры- стажировки Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Высшее образование Научно-методическое обеспечение Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Руководство НИР, проектной и иной деятельностью Профориентация школьников, поддержка проф. самоопределения студентов Организационно- педагогическое сопровождение группы (курса) Руководство группой преподавателей ДОЛЖНОСТИ ППС: СЛОЖИВШЕЕСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА Профессор Доцент Старший преподаватель Преподаватель Ассистент Перечень ОТФ, ТФ

ПРИМЕР разработки ПС «Буровой супервайзер» 12

ПРИМЕР разработки ПС «Буровой супервайзер» 13 Обобщенные трудовые функции Трудовые функции коднаименование уровень квалификац ии наименованиекод уровень (подуровень) квалификации А Технологический контроль и управление процессом бурения скважины 6 Обеспечение выполнения подрядными организациями проектных решений при бурении скважины А/01.66 Контроль безопасности ведения буровых работ в соответствии с правилами безопасности А/02.66 Координация и управление работой бурового и сервисных подрядчиков на буровой площадке А/03.66 Оперативное руководство персоналом бурового и сервисных подрядчиков при возникновении нештатных и аварийных ситуаций А/04.66 Технический контроль состояния, работоспособности бурового оборудования и условий хранения материалов на буровой площадке А/05.66 Информирование заказчика о ходе производственного процесса бурения А/06.66 В Технологический контроль и управление процессом бурения скважин на месторождениях 7 Обеспечение выполнения подрядными организациями проектных решений при бурении скважин на месторождениях В/01.77 Оперативное руководство персоналом бурового и сервисных подрядчиков при возникновении нештатной и аварийной ситуации В/02.77 Оперативное руководство буровыми супервайзерами, работающими на месторождениях В/03.77 Информирование заказчика о ходе производственного процесса бурения скважин на месторождениях В/04.77 I I. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида трудовой деятельности)

ПРИМЕР разработки ПС «Буровой супервайзер» 14

ПРИМЕР разработки ПС «Буровой супервайзер» 15

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ-СЕРТИФИКАЦИЯ Соответствие ПС придется подтверждать с помощью сертификата (Рос.газета 5875 (202)). И его получение не будет бесплатным. Выдавать его будут независимые комиссии, региональные, отраслевые, куда на паритетных началах войдут представители и государства, и бизнеса. Они будут проводить оценку специалиста - соответствует он профессии или нет. Стандарт для получения сертификата будет единым, государственным. Сертификация будет обязательна для тех, чья работа связана с технологическими рисками, и добровольна для всех остальных. Это связано с тем, что раньше все были уверены в том, что диплом гособразца показывает стандартные знания человека. Сейчас, в условиях коммерциализации и снижения качества образования, не приходится ориентироваться только на наличие диплома, поэтому министерство задумалось о введении сертификации. 16

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА (СЕРТИФИКАЦИЯ) КВАЛИФИКАЦИЙ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ Сертификация квалификаций – это определение соответствия уровня теоретических знаний,практических навыков и умений, достаточных для выполнения трудовых функций в конкретной профессиональной деятельности на основе сдачи экзамена Основныепринципысистемы: Независимость (от государственных органов, конкретных работодателей; организаций, осуществляющих образовательную деятельность) Добровольность прохождения оценки квалификаций соискателями Сертификацию проводят организации, аккредитованные (уполномоченные) общероссийскими объединениями работодателей, на основе установленного ими порядка. Соискателями являются: -Работники по направлению Работодателей; -Граждане, направленные органами службы занятости; -Выпускники образовательных организаций; -Самостоятельно обратившиеся граждане.

Актуализация ФГОС ВО с учетом принятых ПС п.1 разд. II Методических рекомендаций по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки РФ от 22 января 2015 г. ДЛ-2/05 вн: Разработчик ФГОС самостоятельно отбирает ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС ВО характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу Перечень ресурсов утвержденных ПС: 1. Информационный портал profstandart.rosmintrud.ru, раздел «Реестр профессиональных стандартов». 2. «Российская газета». 3. СПС «Консультант Плюс», «Гарант». 18

Изменения, предполагаемые к внесению в ФГОС ВО в соответствии с принятыми ПС Раздел IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу: Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ – внесение изменений в пп. 4.1– 4.4 Раздел V. Требования к результатам освоения основной образовательной программы: Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций; Актуализация профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных профессионально- специализированных) компетенций Раздел III. Характеристика направления подготовки: Дополнение перечнем ПС (с указанием НПА по их утверждению) – п

Актуализация ФГОС ВО с учетом принятых ПС Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО Отбор соответствующих ПС на основании анализа: - вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС; - уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования. (Приказ Минтруда от 12 апреля 2013 г. 148 н): 20

Актуализация ФГОС ВО с учетом принятых ПС Подготовка редакции приказа о дополнении раздела III ФГОС ВО п.3.7 Раздел III дополнить п.3.7 следующего содержания: «ФГОС ВО учитывает требования следующих профессиональных стандартов: … …»*. *Вносится перечень учтенных ПС с указанием реквизитов НПА по их утверждению. Пример: Бухгалтер (утв. приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г н). … 21

ДОРАБОТКА ФГОС ВПО ФГОС ВО Вступление в силу Закона «Об образовании» и ряда других документов привело к необходимости переработки действующих ФГОС ВПО!

Внесение изменений в действующий ФГОС ВПО На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2013 года, все УМО должны были до 25 мая 2013 года внести изменения в действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Письмо Министерства образования и науки РФ от АК-895/05 "О новой редакции ФГОС ВПО" с утвержденными макетами ФГОС ВПО было выслано в УМО вузов. До сих пор не приняты ФГОС ВО в полном объеме по всем уровням подготовки!

. 24 Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО Квалификации: Академический бакалавр Прикладной бакалавр УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2013 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО Квалификации: Академический бакалавр Прикладной бакалавр УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________2014 г. ____ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ Направление подготовки НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО

Внесение изменений в действующий ФГОС Раздел 1. Область применения – изменения не вносились Раздел 2. Используемые сокращения - (стр.1 Приложения);(стр.1 Приложения); Раздел 3. Характеристика направления подготовки – таблица 1 исключена, все данные указаны текстом, включая использование ЭО, ДОТ, возможность реализации сетевой формы обучения и указание языка обучения. (стр.1 Приложения);(стр.1 Приложения);

Внесение изменений в действующий ФГОС БЫЛО: III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ п Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях, осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах. Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в образовательных организациях осуществляется в ОЧНОЙ форме. п Срок получения образования по программе бакалавриата по очно- заочной и заочной форме обучения должен быть увеличен не менее чем на 6 месяцев и не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения (на усмотрение образовательной организации) СТАЛО: Текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану; предусмотрено использование ЭО, ДОТ, возможность реализации сетевой формы обучения; указан язык обучения.

27 Внесение изменений в действующий ФГОС БЫЛО: Объекты профессиональной деятельности бакалавров ( «Нефтегазовое дело») (в большинстве случаев различны для программ АБ и ПБ) АБПБ СТАЛО: Объекты профессиональной деятельности бакалавров объединены для программ АБ и ПБ!

Внесение изменений в действующий ФГОС Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускника – изменения не вносились.

Внесение изменений в действующий ФГОС СТАЛО: Указаны Виды профессиональной деятельности, Программа бакалавриата формируется в зависимости от видов профессиональной деятельности и требований к основной образовательной программе: образовательная программа, ориентированная на научно- исследовательский и педагогический виды деятельности далее программа академического бакалавриата, образовательная программы, ориентированные на практико-ориентированный вид образовательной деятельности, далее программа прикладного бакалавриата.

Внесение изменений в действующий ФГОС 4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: производственно-технологическая, организационно- управленческая, научно-исследовательская, проектная. При разработке и реализации программы М организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа М формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы: ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) проф. деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры); ориентированной на производственно-технологический, практико- ориентированный, прикладной вид (виды) проф. деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

Внесение изменений в действующий ФГОС Раздел 5. Требования к результатам освоения ООП – (см.стр.1 Приложения);(см.стр.1 Приложения);

Внесение изменений в действующий ФГОС п.5.2. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); - способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); - способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

Внесение изменений в действующий ФГОС - способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); - способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия (ОК-6); -способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); -способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); -способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Внесение изменений в действующий ФГОС 5.3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): … ОПК для программ академического и прикладного бакалавриата (магистратуры) одинаковы и обязательны к освоению.

Внесение изменений в действующий ФГОС 5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата : Далее перечисляются ПК, а не ПК и ППК (для программ бакалавриата)!!!

Внесение изменений в действующий ФГОС Раздел 6. Требования к структуре программы – см. стр.2-3 Приложения.см. стр.2-3 Приложения.

Внесение изменений в действующий ФГОС СТРУКТУРА ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» Структура образовательной программы Объем (трудоемкость учебной нагрузки обучающихся) в зачетных единицах Программа академи- ческого бакалавриата Программа приклад- ного бакалавриата Блок 1 Образовательные модули (дисциплины), в т.ч Базовая часть Вариативная часть Блок 2 Практики Вариативная часть Блок 3 Государственная итоговая аттестация Вариативная часть 6-9 Объем программы бакалавриата 240

Внесение изменений в действующий ФГОС СТРУКТУРА ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО» Структура образовательной программы Объем (трудоемкость учебной нагрузки обучающихся) в зачетных единицах Блок 1 Образовательные модули (дисциплины), в т.ч Базовая часть Вариативная часть Блок 2 Практики Вариативная часть Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9 Вариативная часть 6-9 Объем программы магистратуры 120

Внесение изменений в действующий ФГОС Для бакалавриата: Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Отличие программ академического бакалавриата от программ прикладного бакалавриата заключается в разных объемах практик.

Внесение изменений в действующий ФГОС Образовательная организация может предоставить возможность приобретения рабочей профессии для программы бакалавриата. Для программы «прикладного бакалавриата» получение одной или нескольких рабочих профессий обязательно. В ООП необходимо указывать способ получения рабочей профессии.

Внесение изменений в действующий ФГОС Раздел 7. Требования к условиям реализации программ – см. стр.4 Приложения.см. стр.4 Приложения. Раздел 8. Оценка качества освоения ООП – исключен.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО БАК, МАГ) VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ 7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата (магистратуры) Организация должна располагать материально- технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО)

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО БАК, МАГ) В случае реализации программы Б(М) в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы Б(М) в сетевой форме В случае реализации программы Б (М) на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы Б(М) должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. 1 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО БАК ) БАК Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации (согласно Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, 33, ст. 4378).

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО МАГ) МАГ

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО БАК, МАГ) 7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы БАК (МАГ) Реализация программы БАК (МАГ) обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы БАК (МАГ) на условиях гражданско-правового договора Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу БАК (МАГ), должна составлять не менее 70 процентов.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО БАК Нефтегазовое дело) Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в РФ) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в РФ), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (на примере ФГОС ВО МАГ Нефтегазовое дело) Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисл. значениям ставок), имеющих ученую степень (в т.ч. ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в РФ) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в РФ), в общем числе научно- педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 80 процентов для программы академической магистратуры; 65 процентов для программы прикладной магистратуры Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее: 20 процентов для программы академической магистратуры; 10 процентов для программы прикладной магистратуры.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (ФГОС ВО МАГ) МАГ Общее руководство научным содержанием программы МАГ определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в РФ), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международномых конференциях.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (ФГОС ВО БАК, МАГ) 7.3. Требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению программ магистратуры Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории. Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (ФГОС ВО БАК, МАГ) Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы Бак (Маг, С), включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно- методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно- образовательную среду организации. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью. В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (ФГОС ВО БАК, МАГ) Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению) Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе Б (М,С) Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Внесение изменений в действующий в п.7. ФГОС ВО (ФГОС ВО БАК, МАГ, СПЕЦ) 7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный

Внесение изменений в действующий ФГОС Благодарю за внимание тел. 8(499)

СРАВНЕНИЕ ФГОС ВПО (2010) и ФГОС ВО (2015) Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение программы ФГОС ВПО – перечень лабораторий, аудиторий ФГОС ВО – подробное описание оборудования по всем лабораториям, аудиториям, классам

СРАВНЕНИЕ ФГОС ВПО (2010) и ФГОС ВО (2015) Материально-техническое и учебно- методическое обеспечение программы Пример написания раздела ООП ВО приведен в отдельном файле «ПРИМЕР НАПИСАНИЯ РАЗДЕЛА МТО ДЛЯ НГД» (7 страниц)

Внесение изменений в действующий ФГОС Благодарю за внимание тел. 8(499)