МАДОУ детский сад «Сказка» сентябрь 2015 г. ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЗАБОТЛИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ Тема номера: «День знаний» Читайте в номере: Консультации специалиста «Как организовать логопедические занятия дома» «Выбор песенного репертуара» Калейдоскоп событий Рекомендации воспитателей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Советы доктора Айболита «Компьютер «за» и «против»» Домашняя страничка для маленьких почемучек
Консультации специалиста «Как организовать логопедические занятия дома» Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
В ы б о р п е с е н н о г о р е п е р т у а р а При подборе песенного репертуара необходимо учитывать ряд рекомендаций. 1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Подходящий материал для певческой деятельности с детьми всех возрастов – народные поповки, песни, хороводы (они просты и доступны) 2. Необходимо внимательно просмотреть текст песни, прочитать его выразительно вслух, найти сложные слова и сочетания, фразы, объяснить их ребенку. 3. Обратить внимание на диапазон мелодии песни, который не должен превышать возможности певческого диапазона голоса ребенка. В работе с детьми младшего возраста используются поповки (песенки), построенные на 2 х-4 х (пяти) звуках. У детей среднего и старшего возраста на 6-8 звуках. 4. Важно обратить внимание на протяженность фраз. Чем меньше ребенок, тем короче фразы. 5. Проанализировать особенности мелодии: ритмический рисунок, интонационные трудности. Предложить приемы и способы работы над их преодолением. СОВЕТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Работу над песней условно можно разделить на три этапа: Ознакомление (ее восприятие); Разучивание; Закрепление. Показателем усвоения песни является ее использование детьми в своей самостоятельной музыкально-игровой и других видах деятельности в свободное время и по собственной инициативе. Критерием музыкального развития при этом должно стать не число разученных песен, а музыкальная восприимчивость детей, их красивое, выразительное пение, любовь к нему и потребность в нем.
1 сентября состоялся утренник, посвященный Дню знаний, в гости к ребятам пришли Незнайка, Почемучка и Баба Яга. Вместе со сказочными героями дети путешествовали по стране Знаний.
Детки групп «Ягодка» и «Теремок» ходили на экскурсию в осенний парк, собирали листочки, наблюдали за сезонными изменениями, произошедшими с природой. Продолжали знакомиться с разнообразием фруктов. Пытались определить по вкусу, запаху, форме что это за фрукт.
Самостоятельно готовили овощной салат. Получилось очень вкусно!
Состоялась выставка поделок из овощей. Родители и воспитанники приняли активное участие, проявили фантазию и оригинальность.
Рекомендации воспитателя «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?» Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки? 1. Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых! 3. Вырезание ножницами Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы
коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. 4. Аппликации Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. 5. Работа с бумагой. Оригами. Плетение Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.