Начальник организационно-методического отдела, к.и.н, доцент С.А.Шпагин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Advertisements

ПОРЯДОК проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Главный документ в университете – образовательная программа.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
Нормативные документы, регламентирующие проведение промежуточной аттестации Федеральный закон Российской Федерации от ФЗ «Об образовании.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Порядок разработки, утверждения и обновления основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ»
Нормативное обоснование образовательных программ.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Порядок проведения государственной итоговой аттестации проведения.
Предложения к концепции разработки оценочных средств в системе высшего профессионального образования Проф. Н. И. Максимов.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование 1.Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных.
Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО»
1 Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета.
Транксрипт:

начальник организационно-методического отдела, к.и.н, доцент С.А.Шпагин

Прогноз по утверждению ФГОС-4 – не ранее конца 2016 г. С г. вступает в силу закон 122-ФЗ. Он внес изменения в часть 7 ст ФЗ: формирование образовательных программ осуществляется на основе профессиональных стандартов. К все проф стандарты должны быть утверждены. После года будут проводиться процедуры обсуждения, утверждения ФГОС. Особенность ФГОС-4 – разрабатывается на УГНПиС. Срок обучения по ФГОС-4 не будет жестко задан и будет задаваться диапазонами с учетом направленности ООП. Поступивших на обучение по ФГОС 3+ можно будет доучивать. ФГОС-4 будет вводиться параллельно.

Главная тенденция – дальнейшее свертывание специалитета, особенно в инженерном (кроме Минобороны) и педагогическом образовании. Специалитет в соответствии с поручением Президента РФ при переходе на ФГОС-4 (не ранее ) будет переведен на двухуровневую систему «бакалавр-магистр». Специальности «Экономическая безопасность», «Информационная безопасность» пока сохраняются из-за разногласий между ведомствами.

Компетенция – это максимально обобщенное описание сложного действия, которое должен выполнять выпускник. Это способность, ориентированная на решение круга профессиональных задач. Может ли быть по одной дисциплине одна компетенция? Может, это нигде не регламентировано, особенно если компетенция затрагивает одну область знаний (иностранный язык, физкультура и др.). Но, как правило, формирование компетенции должно носить междисциплинарный характер. Минимальное сочетание: 1 дисциплина (модуль) + 1 практика

Согласно п.10 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности», все компетенции ОК, ОПК и ПК, обеспечиваются дисциплинами базовой части ООП. Необходимо сформировать перечень дисциплин (модулей) базовой части таким образом, чтобы все они «охватывали» весь перечень ОК и ОПК в соответствии с ФГОС ВО. В ООП необходимо предусмотреть уровень сформированности компетенции дисциплинами базовой части ООП, например, на базовом уровне. Дисциплины вариативной части «доформировывают» компетенции на более высоком уровне. Можно самостоятельно сформулировать компетенции для вариативной части (имеются в виду дополнительные компетенции). Исходя из п.10 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности», можно формировать профессиональные компетенции только вариативной частью программы.

Дисциплины могут различаться в зависимости от того, какую часть компетенции (знания, умения, владения) они формируют. При формулировке дополнительных компетенций в общей характеристике ООП и картах компетенций желательно минимизировать использование слова «навык». Уровневые показатели освоения результатов обучения для знаний следует связывать с их полнотой, для навыков – с точностью алгоритма действий. Формулировка «освоение опыта деятельности» может относиться только к практике.

Особенности ОПК и ПК: ОПК – это базовые способности, единые для всей УГНПиС (возможно даже – для широкой предметной области). Они формируют ядро профессиональной деятельности, т.е. базовые способности, необходимые для профессиональной деятельности. ОПК разрабатывается УМО (точнее, координационными советами). ОК/УК разрабатываются Минобрнауки России. ПК будут «уходить» из ФГОС 4 в примерные образовательные программы. ПК определяет направленность (профиль) ООП. ПК разрабатывается УМО. Во ФГОС 4 останутся единые УК на уровень образования, ОПК – на УГНПиС, а ПК будут определять направленность. ОПК и ПК – из профессиональных стандартов.

это совокупность требований к содержанию, показателям, критериям, средствам формирования и оценивания компетенции в результате освоения основной образовательной программы (ООП) Паспорт компетенции разрабатывается по каждой компетенции, определенной ФГОС ВО, а также вариативной частью программы

Паспорт компетенции Содержание модулей (дисциплин) Учебный план (логика построения) Статус модуля (дисциплины) Технологии и методики преподавания и обучения Оценочные средства Трудоемкость освоения

1. Общее назначение компетенции 2. Содержательное описание компетенции 3. Показатели, критерии, средства формирования и оценивания компетенции

Базовая часть Вариативная часть Универсальные (общекультурные) компетенции Общепрофессиональные компетенции Установлена ФГОС Единые для уровня образования Единые для УГНПиС ВО Устанавливается образовательной организацией. Определяет направленность (профиль) образовательной программы НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Оценивается уровень сформированности профессионально-личностных качеств Проводится на основе фондов оценочных средств, единых для уровня образования Оценивается уровень готовности к выполнению общепрофессиональных действий (широкий бакалавриат) Проводится на основе фондов оценочных средств, единых для УГНПиС ВО Оценивается способность выполнять конкретную профессиональную деятельность (прикладную или исследовательскую или педагогическую) Проводится с применением оценочных средств, позволяющих определить степень готовности выпускника к замещению конкретной должности Профессиональные и профессионально- специализированные компетенции

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ( за исключением специалитета) Базовая часть УК (ОК) Вариативная часть ОПК ПК, ПСК Кто отвечает за разработку оценочных средств? Когда проводится оценивание? Кто оценивает? Эксперты группы модернизации содержания образования МОН УМО по УГНПиС По мере овладения компетенцией в рамках промежуточной аттестации, в том числе путем зачета курса, освоенного на базе онлайн-платформы Педагоги, не принимавшие участия в реализации дисциплины (модуля) Автоматизированная оценка (на основе онлайн платформы либо с применением иных электронных средств) Образовательная организация с участием работодателей по каждому из профилей программы В рамках государственной итоговой аттестации с учетом профиля программы Государственная аттестационная комиссия: Председатель – из иной организации, состав 50% вуз / 50 % работодатели На любом из этапов освоения ООП После 2 курса (Б) / после освоения базовой части (М)

Нормативная база пока не ожидается. Примерно через полгода будут выпущены новые методические рекомендации. Необходимо использовать формы договоров, приведенные в методических рекомендациях. Механизм финансирования сетевого обучения еще прорабатывается. Пока нет изменений в Бюджетный кодекс, лучше работать со всеми партнерами по бартеру (студент на студент). Оплата деньгами создает серьезные риски для вуза. Договор сетевого обучения на предприятии рекомендуется заключать только на практику.

Иностранных обучающихся зачислять с даты прибытия (не позже 15 октября) - как указано в направлении. Срок будет считаться с этой даты. Можно делать для иностранцев другой календарный график (с неопределенной датой начала обучения). Чтобы посадить их в стандартные группы обучающихся, необходимо зачислять их с 1 сентября и формировать индивидуальный план. Но в случае их позднего прибытия могут возникнуть проблемы с заполнением ВПО-1.

Исчерпывающий перечень ситуаций перевода определен ст. 34 ФЗ «Об образовании». Перевод с одного уровня образования на другой (например, с бакалавриата на специалитет) не предусмотрен. Так как уровни образования автономны, каждому из них присвоен образовательный ценз, нет норм, приравнивающих уровни. При выходе обучающихся из академического отпуска или повторного обучения по ГОС в случае, если данные программы уже не реализуются, обучение осуществляется по максимально близкой ООП (в пределах одной УГНПиС) по переходнику. Академическая разница ликвидируется в общем порядке или составляется ИУП.

УЧЕБНАЯ ПО ВИДАМ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДДИПЛОМНАЯ (ЕСЛИ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВКР) ПО ТИПАМ УСТАНОВЛЕНЫ ФГОС ПО СПОСОБАМ СТАЦИОНАРНАЯ ВЫЕЗДНАЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОЛЕВАЯ ПО ФОРМАМ НЕПРЕРЫВНО ДИСКРЕТНО РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ ОЦЕНИВАЮТСЯ И УЧИТЫВАЮТСЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Не рекомендуется соединять подведение итогов практики с промежуточной аттестацией (Как ликвидировать задолженность по практике?) РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ ОЦЕНИВАЮТСЯ И УЧИТЫВАЮТСЯ В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Не рекомендуется соединять подведение итогов практики с промежуточной аттестацией (Как ликвидировать задолженность по практике?)

17 Положение о ГИА Требования к программе ГИА устанавливаются п.11 и 12 «Порядка проведения ГИА». В неё должны быть внесены компетенции, определяющие профессиональную деятельность (профессиональные компетенции – ПК). ОК и ОПК в ФОС ГИА не вносятся. Их сформированность проверяется на промежуточной аттестации. Вносимые в ГИА ПК могут пройти экспертизу у работодателей. Сформированность части ПК может оцениваться портфолио. Порядком проведения ГИА, п.10 установлено 2 формы: гос. экзамен и защита ВКР. Единственное число означает, что 2-х и более гос. экзаменов быть не может. Срок проведения ГИА – до 30 июня с интервалом между испытаниями не менее 7 дней. Но в «Порядок проведения ГИА» вносятся изменения. Предполагается формулировка: «ГИА должна заканчиваться за 15 дней до истечения нормативного срока обучения».

Положение о ГИА Один председатель/комиссия утверждается на одну ООП (направление, ряд ООП). Может назначаться один председатель ГЭК на несколько ООП и к нему несколько заместителей (по количеству ООП). Вносятся изменения в Положение: «Заместитель председателя ГЭК утверждается распорядительным актом руководителя организации по представлению председателя ГЭК». При этом, лицо, назначаемое заместителем председателя ГЭК, должно отвечать всем требованиям, предъявляемым к председателю. Соотношение представителей работодателей и ППС вузов в составе ГЭК: Если в составе ГЭК 4 человека, то 50:50 с учетом того, что председатель является членом ГЭК от работодателей. Если в составе комиссии >4 человек, то 2 работодателей. Минобрнауки РФ не устанавливает процедуру проверки ВКР на внешние заимствования. Вуз размещает ВКР только на внутреннем сайте вуза – это единственное, что требуется в соответствии с «Порядком проведения ГИА». В ТГУ обязанность проверять ВКР на плагиат возлагается на научных руководителей.

Положение о ГИА АПЕЛЛЯЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕНЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСОГЛАСИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКЛОНИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ УДОВЛЕТВОРИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ ОТКЛОНИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ УДОВЛЕТВОРИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ ОТКЛОНИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ И СОХРАНИТЬ РЕЗУЛЬТАТ УДОВЛЕТВОРИТЬ АПЕЛЛЯЦИЮ И ВЫСТАВИТЬ ИНОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОВТОРНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году; 6.3. Учебная нагрузка педагогических работников включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности … 6.5. Соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601

Что входит в контактную работу преподавателя (до 900 часов)? Согласно приказу Минобрнауки 1367, п.54: занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся ГИА Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной». Сюда же входят дополнительные виды учебной работы (в том числе в связи с электронным обучением и ДОТ), предусматривающие работу с обучающимися, конкретные перечни устанавливаются.

Как устанавливается минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем – в ЗЕТ, часах, как-то еще? Для кого устанавливается этот показатель: для преподавателей, обучающихся, тех и других? Для обучающегося минимальный объем контактной работы определяется в ЗЕТ, по отдельным дисциплинам учебного плана, регламентируется локальным актом организации, в первую очередь – ООП, и по некоторым дисциплинам устанавливается соответствующим ФГОС ВО. Для преподавателей этот минимум определяется в часах.

Каков механизм перераспределения учебной работы НПР в пределах нормы 900 часов на 1 ставку в интересах преподавателей, вовлеченных в реализацию стратегии вуза? Определяется локальными актами вуза. Примеры: Вуз имеет право ввести такую нормировку для преподавателей, чтобы им было выгодно разрабатывать online-курсы. Ведущие ученые могут работать вообще без аудиторной нагрузки – только в виде научного руководства аспирантами. При реализации проектной деятельности группа разбивается на подгруппы по 5 человек и часы идут каждому плюс 8 часов на консультирование студентов по проектам (вместо 3 часов на курсовую). Часть нагрузки переводится в режим консультативной работы. Опыт МАМИ: физкультура – 2 часа аудиторных, остальное – самостоятельная работа.