Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях ДО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ МДОУ «Детский сад 32 «Рябинка» Старший воспитатель: Смирнова Ирина Валентиновна.
Advertisements

к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
«Диагностика в разновозрастной группе в условиях ФГОС в ДОУ»
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Целевые ориентиры дошкольного образования Колчева Н.И., методист ОДиНОО.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Целевой раздел ООП ДО. Целевой раздел включает : Пояснительная записка Планируемые результаты.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
МБДОУ д/с 2 «Колокольчик» (ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПРОЕКТ ФГОС ДО) Воспитатель: Т.В. Грудинская 2014 год.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
Транксрипт:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях ДО

Методист Издательства «Учитель» Березенкова Татьяна Валерьевна Методист Издательства «Учитель» Березенкова Татьяна Валерьевна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДО.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута. Построение образовательной среды на основе принципа индивидуализации. Диагностика индивидуальных особенностей детей (педагогический мониторинг и педагогическая диагностика) Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута. Построение образовательной среды на основе принципа индивидуализации. Диагностика индивидуальных особенностей детей (педагогический мониторинг и педагогическая диагностика)

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2, 2011 г. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2, 2011 г.

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Индивидуализация Индивидуализация дошкольного образования; сотрудничество детей и взрослых Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Поддержка инициативы Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей Сотрудничество Организации с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам; Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития). Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Индивидуализация Индивидуализация дошкольного образования; сотрудничество детей и взрослых Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Поддержка инициативы Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей Сотрудничество Организации с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам; Формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования. Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей. Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Предметом педагогической диагностики является освоение ребёнком образовательной программы. Особенностью данного вида диагностики является то, что для каждой образовательной программы должна быть своя диагностическая программа. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования. Психологическая диагностика развития детей - выявление и изучение индивидуально- психологических особенностей детей. Основные понятия ФГОС

направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

ФГОС ДО, предполагает осмысление педагогами двух ключевых идей развития ребенка: индивидуализацию развития социализацию в обществе. Индивидуализация обеспечивает полноценное развитие дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Поэтому в педагогическом сообществе появились такие сходные термины как: индивидуальная траектория развития индивидуальная образовательная стратегия индивидуальный образовательный маршрут ФГОС ДО, предполагает осмысление педагогами двух ключевых идей развития ребенка: индивидуализацию развития социализацию в обществе. Индивидуализация обеспечивает полноценное развитие дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Поэтому в педагогическом сообществе появились такие сходные термины как: индивидуальная траектория развития индивидуальная образовательная стратегия индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный подход и индивидуализация образования Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.). Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.). Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты деятельности. Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты деятельности.

На что должно быть направлено внимание педагогов? Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе. На что должно быть направлено внимание педагогов? Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе. Что предполагает индивидуализация? Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному возрасту и тем самым закладке личности. Что предполагает индивидуализация? Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному возрасту и тем самым закладке личности. На чем основана индивидуализация? На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. На чем основана индивидуализация? На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

1. Развитие индивидуальных способностей детей Заключается в раскрытии неповторимости детской личности. создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности. 1. Развитие индивидуальных способностей детей Заключается в раскрытии неповторимости детской личности. создание таких воспитательных условий, которые стимулируют проявление природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, помогают полноценному формированию его как личности. Направления индивидуализации

2. Индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии в воспитательно-образовательном процессе. Заключается в том, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы От педагога требуется ежедневное применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно- профилактической направленности. Е сли кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, проводится ненавязчивая образовательная деятельность с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации 2. Индивидуальный подход к детям с нарушением в развитии в воспитательно-образовательном процессе. Заключается в том, чтобы педагог, учитывая индивидуальные особенности ребенка, помог ему добиться полного усвоения содержания программы От педагога требуется ежедневное применение воспитательных технологий не только общеразвивающей, но и коррекционно- профилактической направленности. Е сли кто-то из детей не достигает заданного уровня усвоения, проводится ненавязчивая образовательная деятельность с тем, чтобы подтянуть их к уровню, достигнутому всеми. Эта работа носит коррекционный характер и является одной из составляющих процесса индивидуализации

Каждый ребёнок неповторим. У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. У каждого ребенка свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка. В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Выстраивая индивидуальную траекторию развития, педагог учитывает психические и индивидуальные особенности ребёнка.

На чем основывается принцип индивидуализации? Основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Ребенок перестал быть «пустой корзиной», которую взрослый «наполняет «информацией».

Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям и своевременно решать проблемы развития. Почему необходимо начинать с дошкольного возраста? Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.

Кажется невероятным, что совсем недавно воспитатель был обязан всех детей учить совершенно ОДИНАКОВО, по единственной разрешенной программе. Никого не волновало что бывают разные: Дети (у каждого свои интересы и увлечения) Воспитатели (у одного хорошо получаются занятия по математическим представлениям и ознакомлению с окружающим, а другому больше удается изобразительная деятельность) Развивающая предметно-пространственная среда. Современные детские дошкольные организации получили возможность самостоятельно выбирать общеобразовательные программы п которым можно воспитывать детей. Кажется невероятным, что совсем недавно воспитатель был обязан всех детей учить совершенно ОДИНАКОВО, по единственной разрешенной программе. Никого не волновало что бывают разные: Дети (у каждого свои интересы и увлечения) Воспитатели (у одного хорошо получаются занятия по математическим представлениям и ознакомлению с окружающим, а другому больше удается изобразительная деятельность) Развивающая предметно-пространственная среда. Современные детские дошкольные организации получили возможность самостоятельно выбирать общеобразовательные программы п которым можно воспитывать детей. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

В течение нескольких десятилетий единственная Программа обучения и воспитания в детском саду и вся система дошкольного образования были ориентированы на передачу детям знаний, умений и навыков (всем известных теперь ЗУНов). ЗУНы – ориентир достаточно четкий и безусловно имеют определенный развивающий эффект. Казалось бы, что плохого, если ребенок умеет читать, считать, убирать за собой посуду, поливать цветы, рисовать человека и т.п. (например, ребенок читает, то он сможет узнать из книг много нового, если он считает, то это может ему помочь в конкретных житейских ситуациях, ну и вообще легче будет научиться серьезной арифметике.)

Новые программы для дошкольников отказались от ЗУНов как того, что должно быть достигнуто в результате образования. Целью образования в них теперь выступают не знания или навыки ребенка. А что же? Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации. Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. Новые программы для дошкольников отказались от ЗУНов как того, что должно быть достигнуто в результате образования. Целью образования в них теперь выступают не знания или навыки ребенка. А что же? Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации. Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.

Вроде бы, нет ничего плохого в том, что ребенок обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками. Вопрос: Как эти знания или умения ребенка усваиваются? Педагогов интересовало только получение ЗУНов. Было не важно: Было ли ребенку интересно Достиг ли ребенок настоящего понимания Выполняет ли он задания под давлением взрослого или делают это осознанно Педагогов не волновало что: умеющий читать ребенок никогда не возьмет книгу по собственному желанию, занятия на которых его заставляли что-то рисовать, отбили у него вкус к рисованию, может быть, на всю жизнь. ребенок уже привык исполнять поручения и почти не способен проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Вроде бы, нет ничего плохого в том, что ребенок обладает некоторыми знаниями, умениями и навыками. Вопрос: Как эти знания или умения ребенка усваиваются? Педагогов интересовало только получение ЗУНов. Было не важно: Было ли ребенку интересно Достиг ли ребенок настоящего понимания Выполняет ли он задания под давлением взрослого или делают это осознанно Педагогов не волновало что: умеющий читать ребенок никогда не возьмет книгу по собственному желанию, занятия на которых его заставляли что-то рисовать, отбили у него вкус к рисованию, может быть, на всю жизнь. ребенок уже привык исполнять поручения и почти не способен проявлять инициативу и брать на себя ответственность.

Новые программы для дошкольников отказались от ЗУНов как того, что должно быть достигнуто в результате образования. Целью образования в них теперь выступают не знания или навыки ребенка. А что же? Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации. Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. Новые программы для дошкольников отказались от ЗУНов как того, что должно быть достигнуто в результате образования. Целью образования в них теперь выступают не знания или навыки ребенка. А что же? Целью образования является развитие ребенка по принципу индивидуализации. Именно личная заинтересованность и действительная познавательная активность, являются самыми важными в развитии ребенка. И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.

Надо ли всегда разрешать ребенку заниматься тем, что ему больше нравится и не стараться вовлечь его в другие виды деятельности? индивидуального подхода в воспитании. На первый взгляд, такое отношение к ребенку выглядит, как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребенка. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована лишь как временная мера. Педагог должен постараться, с помощью исключительно игровых приемов, вовлечь ребенка в разные виды деятельности, расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к совместной игре с другими детьми. индивидуального подхода в воспитании. На первый взгляд, такое отношение к ребенку выглядит, как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребенка. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована лишь как временная мера. Педагог должен постараться, с помощью исключительно игровых приемов, вовлечь ребенка в разные виды деятельности, расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к совместной игре с другими детьми.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ В ПОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧТО ВАЖНО? Личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, устремления. Взаимодействие направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. ЧТО ВАЖНО? Личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, устремления. Взаимодействие направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детской организации или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.

Что необходимо для достижения индивидуализации образовательного процесса? Что необходимо для достижения индивидуализации образовательного процесса? Систематизировать имеющийся теоретический и практический материал по индивидуализации образовательного процесса. Определить уровень развития каждого ребенка. Найти эффективные средства индивидуализации процесса обучения. Запланировать соответствующие виды деятельности с учетом разных уровней развития детей. Систематизировать имеющийся теоретический и практический материал по индивидуализации образовательного процесса. Определить уровень развития каждого ребенка. Найти эффективные средства индивидуализации процесса обучения. Запланировать соответствующие виды деятельности с учетом разных уровней развития детей.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Процесс обучения и воспитания В ДОО в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. В связи с этим перед воспитателями, логопедами психологами дошкольной образовательной организации стоит задача по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута

ИОМ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении: Интеллектуального Эмоционально-волевого Деятельностного Нравственно-духовного

Создание в детском саду условий, способствующих : позитивной социализации дошкольников социально личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, этетического, физического и других видов развития личности. Создание в детском саду условий, способствующих : позитивной социализации дошкольников социально личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, этетического, физического и других видов развития личности. Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

организация движения (развитие общей и мелкой моторики); развитие навыков (культурно-гигиенических и социально- коммуникативных); формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования); развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); формирование представлений о пространстве, времени и количестве. Исходя из Основной Общеобразовательной программы ДО, индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя следующие направления:

Опора на обучаемость ребенка Соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития) Предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, которая определяет проектирование ИОМ. Соблюдение интересов ребенка. (« на стороне ребенка») Предполагает решение ситуации с максимальной пользой для ребенка Отказ от усредненного нормирования. Предполагает избегание оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенком. («Навешивание ярлыков») «Норма – это ни что-то среднее, а то что лучшее, что возможно: в конкретном возрасте; для конкретного ребенка; при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков). Опора на обучаемость ребенка Соотнесение уровня актуального развития и зоны ближайшего развития) Предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, которая определяет проектирование ИОМ. Соблюдение интересов ребенка. (« на стороне ребенка») Предполагает решение ситуации с максимальной пользой для ребенка Отказ от усредненного нормирования. Предполагает избегание оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенком. («Навешивание ярлыков») «Норма – это ни что-то среднее, а то что лучшее, что возможно: в конкретном возрасте; для конкретного ребенка; при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков). Принципы разработки ИОМ дошкольника

Непрерывность (гарантирование непрерывного сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы). Предполагает прекращение поддержки специалистом только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден Мультидисциплинарность. Предполагает кооперацию действий различных специалистов, владеющих разными предметами, профессиональным видением тех аспектов развития, которые присуще данному специалисту. (Тесное взаимодействие и согласованность работы специалистов «команда» в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута или иных аспектов индивидуального развития ребенка.) Принцип опоры на детскую субкультуру. Предполагает проживание полноценного детского опыта, обогащенного собственными традициями, нормами и способами. Непрерывность (гарантирование непрерывного сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы). Предполагает прекращение поддержки специалистом только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден Мультидисциплинарность. Предполагает кооперацию действий различных специалистов, владеющих разными предметами, профессиональным видением тех аспектов развития, которые присуще данному специалисту. (Тесное взаимодействие и согласованность работы специалистов «команда» в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута или иных аспектов индивидуального развития ребенка.) Принцип опоры на детскую субкультуру. Предполагает проживание полноценного детского опыта, обогащенного собственными традициями, нормами и способами. (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

1 этап. Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития; 2 этап. Наблюдение: Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; Наблюдение за ребенком в свободной деятельности; Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; 3 этап. Диагностика: Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование) Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка Подбор методик, определение методов и приемов работы Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

4 этап. Работа: Подбор индивидуальных заданий Связь с родителями и педагогами Домашние задания Корректировка задач, методов работы с ребенком 5 этап. Контроль: Итоговая диагностика Представление работ ребенка на мероприятиях ДОО 4 этап. Работа: Подбор индивидуальных заданий Связь с родителями и педагогами Домашние задания Корректировка задач, методов работы с ребенком 5 этап. Контроль: Итоговая диагностика Представление работ ребенка на мероприятиях ДОО

1. Наблюдения. Необходимы для выявления групп дошкольников, которые испытывают трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные) Все наблюдения должны фиксироваться. 1. Наблюдения. Необходимы для выявления групп дошкольников, которые испытывают трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные) Все наблюдения должны фиксироваться. Наблюдения бывают: спонтанные плановые. Наблюдения бывают: спонтанные плановые.

Плановые наблюдения – это запланированное наблюдение за тем или иным ребенком, либо за группой детей. (Сбор информации с определенной целью.) Педагог ставит перед собой конкретную цель, которая поможет получать информацию только в одном аспекте развития ребенка, который его интересует. Все результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует в регистрационных формах и использует затем для оказания ребенку помощи в его развитии, подбирая для него соответствующие методы и подходы, организуя, таким образом, контекст индивидуального развития. Плановые наблюдения – это запланированное наблюдение за тем или иным ребенком, либо за группой детей. (Сбор информации с определенной целью.) Педагог ставит перед собой конкретную цель, которая поможет получать информацию только в одном аспекте развития ребенка, который его интересует. Все результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует в регистрационных формах и использует затем для оказания ребенку помощи в его развитии, подбирая для него соответствующие методы и подходы, организуя, таким образом, контекст индивидуального развития. Спонтанные наблюдения происходят не преднамеренно в течение дня, в различных режимных моментах, они фиксируются в блокнот в виде коротких записок. Обычно спонтанные наблюдения проводятся в начале учебного года. Спонтанные наблюдения происходят не преднамеренно в течение дня, в различных режимных моментах, они фиксируются в блокнот в виде коротких записок. Обычно спонтанные наблюдения проводятся в начале учебного года.

При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой- либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты). При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой- либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка. Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты). Наблюдение за поведением в группе: Определяется уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Для определения конкретных видов поведения, подлежащих отслеживанию, целесообразно завести журнал наблюдений за ребенком. Журнал наблюдений за ребенком: обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждый из областей развития. Журнал наблюдений за ребенком: обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях. содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждый из областей развития. Воспитатель использует эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности для индивидуального образовательного маршрута ребенка, основываясь на принцип заложенный во ФГОС ДО – индивидуализация. Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты – наблюдений, видеонаблюдение.

1. Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным. 2. Определите 35 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. 3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. 4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития. 1. Определите цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным. 2. Определите 35 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. 3. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. 4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой в тот момент играл Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития. Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.

2. Диагностика (мониторинг) Выявляет причины, по которым у ребенка возникают определенные трудности. Диагностические процедуры проводятся совместно с педагогом психологом. Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают. (на начало и конец сопровождения ребенка) 2. Диагностика (мониторинг) Выявляет причины, по которым у ребенка возникают определенные трудности. Диагностические процедуры проводятся совместно с педагогом психологом. Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают. (на начало и конец сопровождения ребенка) Педагогическая оценка развития ребенка. Диагностика отклонений развития ребенка. (Специалисты: логопед, психолог, врач) Дифференциация детей на подгруппы по разным уровням развития: одаренные дети, нормально развивающиеся, дети с отклонениями в развитии Педагогическая оценка развития ребенка. Диагностика отклонений развития ребенка. (Специалисты: логопед, психолог, врач) Дифференциация детей на подгруппы по разным уровням развития: одаренные дети, нормально развивающиеся, дети с отклонениями в развитии

Принципами педагогической диагностики выступают: (Афонькина Ю.А.) принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования; принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка; принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка. Принципами педагогической диагностики выступают: (Афонькина Ю.А.) принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его взросления, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования; принцип доступности диагностических методик и процедур для применения образовательной деятельности без разрушения ее «естественной ткани взаимоотношений» педагога и ребенка; принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.

3. Беседа и анкетирование родителей Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления индивидуального образовательного маршрута 3. Беседа и анкетирование родителей Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления индивидуального образовательного маршрута

4. Конструирование. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, на основе выявленных трудностей и установленных причин, которые вызывают эти трудности. Определяются методы педагогической поддержки и содержание запланированной работы. 4. Конструирование. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, на основе выявленных трудностей и установленных причин, которые вызывают эти трудности. Определяются методы педагогической поддержки и содержание запланированной работы. 5. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения. 5. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения. Основным способом реализации индивидуальных образовательных маршрутов является ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА.

6. Завершающая диагностика. Выявление результативности выстроенного маршрута. (сохранились имеющиеся трудности в развитии дошкольника или не сохранились) Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают. (на начало и конец сопровождения ребенка) 6. Завершающая диагностика. Выявление результативности выстроенного маршрута. (сохранились имеющиеся трудности в развитии дошкольника или не сохранились) Результаты диагностических процедур заносятся в таблицу, где указываются выявленные трудности и причины, которые их вызывают. (на начало и конец сопровождения ребенка) Все этапы позволяют составить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты, учитывая разнообразные методы педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин, которые способствуют возникновению этих причин.

Образовательная работа по решению задач программы. Коррекционно-развивающая работа воспитателей по заданию специалистов Развитие творчества, раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Образовательная работа по решению задач программы. Коррекционно-развивающая работа воспитателей по заданию специалистов Развитие творчества, раскрытие потенциальных возможностей ребенка.

развитие движений по заданию инструктора физкультуры по заданию учителя – логопеда; педагога-психолога; музыкального руководителя; по разделам программы Коррекционная вновь поступившие дети в ДОО дети, отсутствующие в ДОО длительный период (санаторий, по болезни, отпуск родителей) Компенсирующая развитие творчества (в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности) работа с детьми с опережающим темпом развития (одаренные дети) Дополнительная

Нет рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям: Знание и понимание детей, Любовь к детям Основательный теоретический баланс, Чуткость Способность педагога размышлять и умение анализировать Нет рецептов на все случаи жизни, так как сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но все же основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям: Знание и понимание детей, Любовь к детям Основательный теоретический баланс, Чуткость Способность педагога размышлять и умение анализировать Внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности. «Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» (Януш Корчак)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования целевых ориентиров дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования целевых ориентиров дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.97 п.3) …«мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.97 п.3) …«мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как: наблюдение; контроль; предупреждение. Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как: наблюдение; контроль; предупреждение. Что такое мониторинг ? Общая цель мониторинга - оценка качества образовательного процесса дошкольной организации и группы в частности На что направлен мониторинг? Направлен (В соответствии с ФГОС ДО) : на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы; на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы; на оценку образовательных условий. Направлен (В соответствии с ФГОС ДО) : на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы; на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы; на оценку образовательных условий.

Основной смысл мониторинга в ДО - совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом. Предмет мониторинга образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Предмет мониторинга образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Есть ли смысл в проведении мониторинга в дошкольной организации? Освоение процедуры мониторинга педагогическими работниками – залог повышения качества образовательной деятельности детского сада.

Педагогическая диагностика - это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка- дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Педагогическая диагностика проводится не ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. В чем главное предназначение педагогической диагностики? анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих; накопление и распространение педагогического опыта; стимулирование творчества, педагогического мастерства. Педагогическая диагностика - это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка- дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Педагогическая диагностика проводится не ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. В чем главное предназначение педагогической диагностики? анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих; накопление и распространение педагогического опыта; стимулирование творчества, педагогического мастерства. Что такое педагогическая диагностика?

1. "Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса". Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Предполагает последующее составление индивидуального образовательного маршрута, рекомендаций, определяющих способы ее реализации (в том случае если предметом изучения были особенности индивидуального развития) 1. "Выявление особенностей (объект и предмет диагностики конкретизируются) для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса". Такая формулировка цели диагностической работы предполагает, что рекомендации будут определять содержание и/или способы развивающей, а при необходимости коррекционной, работы со всеми, чьё состояние или развитие являлось объектом изучения. Предполагает последующее составление индивидуального образовательного маршрута, рекомендаций, определяющих способы ее реализации (в том случае если предметом изучения были особенности индивидуального развития) Каковы цели педагогической диагностики?

2. "Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения". Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной. 2. "Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения". Диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углублённом обследовании или консультации у специалиста. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной. 3. "Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов 3. "Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности". В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов

Главной проблемой на пути педагогов является непонимание: «Непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений. Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа: не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику; не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой. Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляли собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников. Главной проблемой на пути педагогов является непонимание: «Непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений. Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа: не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику; не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой. Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляли собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников. «Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?».

АБСОЛЮТНО МЕНЯЮТСЯ СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ И АНАЛИТИКЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ При заполнении такого рода таблиц не должны использоваться оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный». Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования. Мы просто констатируем факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. При анализе полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику. АБСОЛЮТНО МЕНЯЮТСЯ СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПОДХОД К ТРАКТОВКЕ И АНАЛИТИКЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ При заполнении такого рода таблиц не должны использоваться оценки в цифровом эквиваленте (баллы, проценты), а также оценки в уровневом диапазоне со значениями «высокий, средний, низкий» или «достаточный/недостаточный». Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования. Мы просто констатируем факт, не придавая ему субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности. При анализе полученных результатов мы не сравниваем результаты детей между собой. Педагог сопоставляет только индивидуальные достижения конкретного воспитанника, его отдельно взятую динамику. В рамках реализации ФГОС ДО содержание таковых диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения г. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения г.

показатель у ребенка сформирован с превышением нормы, опережающее развитие. показатель у ребенка сформирован, соответствует возрасту показатель у ребенка проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты. показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты показатель у ребенка сформирован с превышением нормы, опережающее развитие. показатель у ребенка сформирован, соответствует возрасту показатель у ребенка проявляется неустойчиво, отдельные компоненты недостаточно развиты. показатель не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты

Психологическая диагностика развития детей Используется при необходимости (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Используется при необходимости (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей). Проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Наглядность. Наглядность заключается, прежде всего, в проведении открытых просмотров всех воспитанников по одним и тем же критериям. Наглядность. Наглядность заключается, прежде всего, в проведении открытых просмотров всех воспитанников по одним и тем же критериям. Принципы педагогической диагностики Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Систематичность. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность. Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения. На что необходимо опираться при проведении педагогической

Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз). Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач. Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы. Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми Основная первичная (в начале учебного года). Выявление фактического состояния диагностируемого объекта, его специфические особенности и тенденции развития (прогноз). Основная итоговая (в конце учебного года). Оценивание результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования воспитанниками, степень решения педагогами поставленных задач в начале года и определение перспективы дальнейшего развития детей с учетом новых задач. Промежуточная (может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно - с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития). Выявление динамики развития, оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии в освоении им основной общеобразовательной программы. Оперативная диагностика (в рамках конкретной образовательной работы с детьми) Оценка качества решения текущих задач, выбор верной тактики взаимодействия с детьми Виды педагогической диагностики

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗВОЛЯЮТ ВОСПИТАТЕЛЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗВОЛЯЮТ ВОСПИТАТЕЛЮ: Расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка Корректировать воспитательный процесс Совершенствовать способы работы с детьми Обогащать содержание воспитательного процесса

уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия ; построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия ; построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Что необходимо для успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов?

ИОМ приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. ИОМ помогает приобрести детям компетентность и уважение. ИОМ способствует готовности браться за более сложные задания. ИОМ помогает осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели. В обстановке, где дети ориентируются на реализацию собственных интересов, у них развивается чувство собственной значимости и инициативы. ИОМ приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом освоения знаний. ИОМ помогает приобрести детям компетентность и уважение. ИОМ способствует готовности браться за более сложные задания. ИОМ помогает осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели. В обстановке, где дети ориентируются на реализацию собственных интересов, у них развивается чувство собственной значимости и инициативы. ВЫВОДЫ: Каждый ребенок – это особый мир, познавать его может только, тот, кто умеет вместе с ним разделить его огорчение и тревоги, его радости и успехи.

Детство – пора удивительная и уникальная. Слабый и беззащитный может стать сильнее, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком и чтобы рядом находился понимающий взрослый. Детство – пора удивительная и уникальная. Слабый и беззащитный может стать сильнее, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком и чтобы рядом находился понимающий взрослый.

Спасибо за внимание!