Качество образования в условиях введения ФГОС. Качество образования ( в широком смысле)- сбалансированное соответствие образования ( как результата, как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Advertisements

Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Новые стандарты образования. Миссия методической работы: «Создание условий для безболезненного и грамотного перехода к работе по новым стандартам, выполнению.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- важнейшее условие реализации ФГОС общего.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 1 Новая цель образования С.Н.Махновец, февраль-март.
ФГОС общего образования - основа модернизации российского образования Проект пилотного обучения специалистов из субъектов Российской Федерации, привлекаемых.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
ФГОС как система, обеспечивающая качество образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Организация российского образования. ОБРАЗОВАНИЕ важнейшая социальная деятельность общества системообразующий ресурс социально-экономического и политического.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Котлярова В.Ф., заместитель директора по научно–методической работе гг.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
ФГОС общего образования - основа социокультурной модернизации России.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Педагогический совет : Введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Транксрипт:

Качество образования в условиях введения ФГОС

Качество образования ( в широком смысле)- сбалансированное соответствие образования ( как результата, как процесса, как образовательной среды) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам ( стандартам)

Достижения и конкурентные преимущества. Обостряющиеся проблемы (риски для стабильности). Риски для конкурентоспособности 3

Достижения и конкурентные преимущества По формальным показателям уровень образования населения России является одним из самых высоких в мире. 4

Достижения и конкурентные преимущества Российские учащиеся демонстрируют высокие результаты в международных исследованиях качества математического и естественно научного образования (TIMSS-2007), чтения (PIRLS- 2006) 5 Источник: Агранович М.Л., «Российское образование в контексте международных индикаторов», 2009 г.

Достижения и конкурентные преимущества По формальным показателям подготовки учителей российская система высшего образования не уступает странам с высоким ВВП Достижения и конкурентные преимущества По формальным показателям подготовки учителей российская система высшего образования не уступает странам с высоким ВВП 6 Результаты выполнения заданий по математике российскими студентами педагогических вузов (международное исследование TEDS-M-2008) Источник: Агранович М.Л., «Российское образование в контексте международных индикаторов», 2009 г.

Усиливается образовательное неравенство, формируется сегмент школ с низким качеством образования Школьная система оказывается неготовой к работе с изменяющимся контингентом школьников (например, мигранты) Обостряющиеся проблемы (риски для стабильности) 7

Обостряющиеся проблемы (риски для стабильности) Педагогический корпус практически не обновляется Обостряющиеся проблемы (риски для стабильности) Педагогический корпус практически не обновляется 8 Структура учителей общеобразовательных учреждений по стажу.

Риски для конкурентоспособности Пятая часть российских школьников устойчиво демонстрируют результаты грамотности чтения ниже порогового уровня 9 Источник: Первые результаты международной программы PISA г.

Риски для конкурентоспособности Доля «продвинутых» школьников в России ниже, чем в среднем по странам ОЭСР и значительно ниже, чем в лидирующих странах (Финляндия, Корея) 10

11 Социальные и моральные вызовы школьному образованию морально-нравственная дезинтеграция общества низкий уровень доверия и социальной солидарности нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования усиление миграционных процессов низкий уровень рождаемости снижение физического, социального и психического здоровья населения

Стабилизационный: решение острых проблем и создание условий для устойчивого развития (закрепление начатых преобразований) Модернизационный : новые требования к результатам образования, планирование действий с четкой ориентацией на их достижение Инновационный: выход для достижения новых результатов за пределы ведомственной системы в сферу неформального образования и социализации, использование новых ресурсов. Варианты (сценарии) развития

Институциональные меры Полноценное завершение начатых институциональных преобразований (83 ФЗ, новая модель аттестации, ГИА) Обеспечение эффективного контракта с педагогическими работниками. Нормативное закрепление финансирования новых условий образовательного процесса (включая информационные технологии) Государственные гарантии предоставления услуг дошкольного образования Проекты Поддержка школ с низким качеством образования и учреждений, работающих в сложных социальных контекстах. Стабилизационный 20

Индивидуальные Готовность к жизни и работе в условиях высокотехнологической инновационной экономике Высокий уровень развития социальных компетенций и гражданских установок Системные Низкий уровень неравенства, снижение доли функционально неграмотных Модернизационный сценарий - результаты образования и социализации 14

Институциональные меры Создание национальной системы оценки качества образования и социализации. Закрепление механизмов финансирования, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий учащихся (образование в сети, дистанционное образование). Программы и проекты Обновление образовательных программ по естественным наукам, технологии, экономики и праву. Интеграция образовательных ресурсов интернета (с широкополосным доступом) в образовательный процесс. Модернизационный 20

Новые ресурсы Интерес и участие семей, домашнее образование: семейное чтение - важнейший фактор высоких показателей чтения российских школьников по итогам начальной школы (PIRLS) Дополнительное образование: около 40% детей дошкольного возраста и 70% детей учащихся средних общеобразовательных учреждений занимается в секциях или на курсах Интернет: 48% школьников лет используют Интернет ежедневно, 74% из них – как источник обогащения знаний. Детские индустрии: годовой чек на игрушки на семью составляет не менее 110 $, в 2008 году рынок детских товаров практически не сократился Время: наша страна имеет самое короткое начальное и среднее образование учебный год в РФ почти на месяц короче, чем в других странах; общее учебное время в РФ на 25% ниже, чем в ОЭСР 16

Институциональные меры Закрепление равного доступа к бюджетным ресурсам организаций всех форм собственности, работающих в сфере образования и социализации детей. Закрепление механизмов финансового обеспечения альтернативных форм получения общего образования. Создание интегрированного социального учреждения. Закрепление механизмов поддержки индустрии товаров и услуг для детей. Проекты : Поддержка субъектов РФ, реализующих проекты модернизации системы внешкольного образования, летнего отдыха, социализации и самоорганизации детей. Создание в крупных и средних городах центров ранней диагностики и развития детей раннего возраста. Создание эксплораториумов в крупных и средних городах, в т.ч. на базе вузов и научных учреждений. Медийно-социальный молодежный проект «Краеведение». Инновационный 17

Переход от социализации адаптивной к социализации неадаптивной, формированию способностей ответственного социального действия, к сознательному участию в социальных процессах 18 Задачи воспитания и социализации

Отказ от подхода учрежденческого (когда единственным и основным институтом образования является образовательное учреждение) и создание социального пространства, интегрирующего усилия различных институтов социализации 19 Пути решения задач

20 Основная цель российского образования Новая цель образования Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

21 Образование должно обеспечить подготовку поколения свободных, критически мыслящих, обладающих широким кругозором, уверенных в себе людей, способных формировать духовную, гражданскую и политическую культуру демократической России достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса укрепление национальной безопасности

Возможности сетевого образования: образовательные сообщества становятся основным элементом образования на протяжении всей жизни обмен опытом участников образовательных сетей способствует их взаимному развитию образовательные возможности старших школьников приближаются к образовательным возможностям взрослых лучший образовательный опыт общедоступен – выравнивание образовательного пространства от поддержки отдельных талантов к формированию креативного потенциала города, региона, страны 22

23 Социокультурная модернизация Целенаправленная государственно-общественная политика по формированию активности граждан во всех видах социально-экономической деятельности, их способностей к духовно- нравственному, гражданско-патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни

образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества ФГОС – общественный договор, конвенциональная норма образование рассматривается как система системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса 24 Концепция социокультурной модернизации

Главная задача ФГОС : создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно- образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей 25 Концепция социокультурной модернизации

Ключевые компетенции участников сетевого интеллектуального сообщества: умение определять свою роль в команде (лидера,координатора, участника, помощника) умение подбирать под конкретную задачу конфигурацию интеллектуальной сети и состав участников умение принимать разнообразие точек зрения, преодолевать групповые, в т.ч. межкультурные различия способность оценивать и принимать коллективный опыт, прогнозировать развитие событий и явлений, опираясь на опыт участников интеллектуальной сети умение презентовать свои результаты 26

Школа готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного реализовать принципы Конституции: демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр. ФГОС- инструмент исполнения Конституции Российской Федерации 27

основная образовательная программа - свобода и ответственность учитель – обеспечивает достижение требований к результатам освоения ООП директор и завуч – специалисты по организации образовательного процесса, распределению ресурсов для достижения наилучшего результата родители, органы общественно-государственного управления - активные участники организации образовательного процесса 28

от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки 29

от минимального содержания образования к индивидуальному максимуму результата ВПЕРВЫЕ : ФГОС разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования основой и условием эффективного внедрения ФГОС в реальную жизнь становится новая организационно-экономическая модель стандарт предусматривает внеурочную занятость системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП 30

31 ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ Стандарт как совокупность трех систем требований

Требования к условиям реализации основной образовательной программы Кадровые условия Финансово-экономические условия Материально-технические условия Психолого-педагогические условия Информационно-методические условия

Требования к структуре ООП Структура основной образовательной программы Внеурочная деятельность Учебный план Целевой раздел Организационный раздел Содержательный раздел Пояснительная записка Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты Система оценки Программа учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами Система условий реализации ООП

кадровый потенциал системы общего образования материально-техническая оснащенность школ (школьная инфраструктура, оборудование, информационная образовательная среда) учебно-методические и информационные ресурсы (различные типы интерактивных мультимедийных электронных школьных учебников) современная инфраструктура (дистанционное обучение, профильное обучение, научно-техническое творчество) новые финансово-экономические механизмы реализации ФГОС 34

Председатель Правительства России В.В. Путин: «одна из задач модернизации российской школы обновить школьную сеть страны и создать комфортные условия для работы и обучения детей» (Поручение Правительства РФ по реализации задач модернизации региональных систем общего обра зования) 35

ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ- ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

включает: комплекс информационно -образовательных ресурсов на различных носителях совокупность средств обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса систему педагогических технологий организационно-экономические и финансовые механизмы кадровое обеспечение

обеспечивает: содержательную, методическую, технологическую целостность образовательного процесса эффективную реализацию ФГОС (планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг) сетевое взаимодействие участников образовательного процесса сетевое взаимодействие школы с другими организациями социальной сферы поддержку деятельности педагога

39 Комплекс средств обучения Дистанционное обучение on-line, off-line Система управления школой (организационные и финансово-экономические механизмы) Система оценивания Система учебников со «шлейфом» Основная образовательная программа Комплекс курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Формирование и развитие УУД Методическая поддержка Проектная и научно- исследовательская деятельность Развитие критического мышления Духовно-нравственное воспитание и др. Формирование ИКТ- компетенций

ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов ИОС, имеющей единую методологическую основу «Деятельность-образование-личность» избыточность ресурсов, обеспечивающая развитие индивидуальности функциональное разнообразие элементов ИОС, обеспечивающее освоение различных видов деятельности

система учебников: дополненная учебно-методическими пособиями обеспечивающая методологическое единство ИОС (включая проектную и учебно-исследовательскую деятельность и формирование УУД) имеющая цифровую поддержку, в т.ч. on-line единая цифровая платформа средства обучения по всем учебным предметам и видам внеурочной деятельности система управления школой система оценивания система повышения квалификации и непрерывной поддержки деятельности педагогов, в т.ч. в дистанционной форме

Целевой раздел: Планируемые результаты Система оценки достижения планируемых результатов Содержательный раздел: Программа УУД (формирование ИКТ- компетенций, учебно-исследовательская, проектная деятельность) Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации (духовно-нравственное воспитание, профориентация, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни), Организационный раздел: Учебный план Система условий реализации ООП План внеурочной деятельности

43 Оснащение образовательного процесса может осуществляться на одном из двух уровней: минимальном повышенном Образовательное учреждение, оснащенное на повышенном уровне, может служить ресурсным центром в условиях сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Комплекс средств оборудования- конструктор, позволяющий создавать образовательную среду, отвечающую требованиям ФГОС

44 Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта: общешкольное оснащение оснащение предметных кабинетов оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно- исследовательская и проектная деятельность.

разнообразие взаимодополняющих форм и методов оценивания системный подход к оценке результатов освоения ООП накопительная система достижений обучающихся («портфолио») 45

Управление школой в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями Принципиальные отличия: рефлексия на всех уровнях и этапах деятельности управленческое мышление руководителей принципиальное отличие целей: деятельностный подход – развитие личности как субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за свою жизнь и свое отечество принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат новая информационно-деятельностная образовательная среда новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях социум как партнерская среда; школа как открытое для взаимодействий образовательное пространство 46

Современные педагогические технологии для реализации ФГОС: Технология развития критического мышления учащихся Технология проектного обучения Технология проблемного обучения Технология формирования универсальных учебных действий Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов 47

Технология достижения образовательных результатов в с использованием современных средств обучения Технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде Способы формирования и оценки универсальных учебных действий 48

49 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования

50 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

51 Содержание школьного образования Проблемы: увеличение разрыва между содержанием школьного образования и современной социокультурной ситуацией несоответствие современного содержания школьного образования задачам реализации системно-деятельностного подхода закрытость системы общего образования от внешнего влияния в вопросах разработки содержания Развитие образования и науки, экономики и социальной сферы возможно только на междисциплинарной основе (конвергенции знаний), взаимодействия науки и технологий

Проблемы: переизбыток информации обилие недостоверной информации недостаток педагогически адаптированной для школьников информации учебная литература – источник информации с высоким уровнем репутации (остров доверия ) 52

53 Новое содержание образования формирование содержания с учетом реализации системно-деятельностного подхода введение интегрированных предметов (метапредметов) непрерывное обновление содержания и сохранение фундаментальных основ знаний

задают принципы организации деятельностного содержания образования формируют виды и способы деятельности, необходимые для глубокого понимания ситуации в культуре, науке, экономике, политике, социальной сфере, самоопределения и эффективной деятельности в конкретной ситуации освобождают учебное время для реализации индивидуальных образовательных интересов 54

55 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 56