РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРАКТИКИ УКЛОНЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Advertisements

1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Финансовый механизм и финансовая политика
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЗАНЯТОСТИ В НЕМ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Налоги индивидуальный подоходный налог социальный налог земельный налог налог с транспортных средств налог на имущество сборы - обязательные налоговые.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
1 Инструменты антикризисного управления: от реструктуризации задолженности до региональных программ повышения финансовой устойчивости предприятий Москва,
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-КЛИМАТА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ.
Д.э.н., профессор Заусаев Вадим Константинович ДальНИИ рынка.
Отличительные особенности бюджетной политики гг.
Бюджетная система, совокупность бюджетов государства, административно - территориальных единиц и бюджетов ( смет ) и счетов автономных в бюджетном отношении.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРАКТИКИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ БУРОВ ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ ГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО «ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХI Всероссийский налоговый форум 2015 «Налоговая политика: итоги года и перспективы» Круглый стол» 3 «Эффективны ли специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства?» Москва: 3-4 декабря 2015 г.

Основные направления дискуссии: Политика государства в сфере поддержки малого среднего предпринимательства. Востребованность налоговой поддержки Контроль государства за уплатой налогов малым и средним предпринимательством Налоговые льготы в современных условиях и перспективы малого и среднего предпринимательства в ближайшем будущем и др. Любая теневая экономическая деятельность приводит к не до поступлению в бюджет налогов в т. ч., и единых страховых взносов, что приобретает государственную важность в условиях экономического кризиса и приближающейся рецессии, когда субъекты хозяйственной деятельности стремятся к уменьшению налоговых и других обязательных платежей

Актуальность проблемы уклонения от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства. Двадцатипятилетний опыт функционирования российского малого предпринимательства (МП) в условиях рыночных преобразований показал недостаточность внимания государства к МП, что сдерживало вклад сектора МП в ВВП (валовый внутренний продукт) страны. Так в гг. ВВП составлял около 20% против 50-70% в развитых странах, а число малых предприятий на 1000 жителей в России – 6-7, тогда как за рубежом – (США, Япония, Великобритания и др.). При этом в большинстве развитых странах малый бизнес создает около 80% рабочих мест, а в России около 20%., В результате по критерию развития малого и среднего предпринимательства, который является одним из составляющих индекса IMD (International Institute for Management Development) в рейтинге Всемирного экономического форума, Россия занимает в среднем место среди 61 исследуемой страны ( гг.). Неадекватные экономические, правовые и институциональные условия для деятельности субъектов МП заставляют эти структуры переориентировать свою деятельность в теневой сектор экономики, что приводит к росту масштабов теневой экономической деятельности (ТЭД), достигающей в России по разным оценкам до 50% объема деятельности и до 85% скрытой заработной платы. За счет этого процесс становления и развития сектора МП в России происходит в условиях доминирования теневых отношений, которые, вместе с тем, как показывают исследования, являются основополагающими в решении проблемы обеспечения безопасности их хозяйственной деятельности. Актуальность определяется еще и тем, что с научных позиций совершенствованию системы государственного противодействия ТЭД уделяется все еще недостаточно внимания, а проблема обеспечения экономического роста за счет минимизации ТЭД субъектов МП в России до сих пор не исследовалась.

Политика государства в сфере поддержки малого среднего предпринимательства. Востребованность налоговой поддержки

Несмотря на все усилия, предпринимаемые со стороны правительства России, и многообразие мер по поддержке и развитию МП, существенного прорыва и значительного роста масштабности компаний в этом секторе, которые способны были бы создать существенный вклад в экономику регионов, пока не происходит Малое предпринимательство достигло объективного уровня своего развития, соответствующего выбранной модели российской экономики: «…российский малый и средний бизнес, вероятно, достиг уровня насыщения и его доля в ВВП и общем числе занятых (при¬мерно %) значительно отстает от показателей высокоразвитых стран, но соответствует российским реалиям. Нельзя исключить, что наращивание господдержки МСП приведет лишь к росту «пузырей» и бесполезному расходованию бюджетных средств» (А. Виленский) Анализ развития и становления малого предпринимательства в России позволил выявить основное противоречие этого процесса – несовпадение целей, которые определяются национальными интересами и интересами хозяйствующих субъектов малого бизнеса. И этот факт необходимо учитывать при совершенствовании государственной поддержки малого предпринимательства и разработке системы государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Повышение результативности исследования малого предпринимательства видится в системном применении мониторинга состояния сектора МП, как информационно-аналитического инструмента, дающего возможность наблюдать их деятельность в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов.

Проведенный анализ государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (МП) в Российской Федерации (в трактовке Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации 2007, показал декларативность заявленных целей в сравнении с фактическим состоянием сектора МП, так например: меры нормативно-правового регулирования (по обеспечению финансовой поддержки субъектов МП) – недоступность и дороговизна заемных финансовых средств, недостаточный объем финансирования развития сектора МП из региональных бюджетов – около 1-2 %; основные цели (обеспечение занятости населения и развитие самозанятости) – в развитых экономиках малый бизнес создает около 80% рабочих мест, в России около 20%; основные принципы (разграничение полномочий по поддержке субъектов МП между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) – региональные органы государственного управления не обладают преимуществами при разработке и реализации мер регулирующего воздействия в отношении субъектов предпринимательства, что связано с отсутствием прямой заинтересованности в развитии МП и недостатком финансовых средств, направляемых на поддержку и развитие сектора МП.

Кол-во контрактов, заключенных с субъектами МП по процедурам, проведенным для субъектов МП: за 2012 г. и за 2013 г. (14,2 % и 13,9 % соответственно от общего числа контрактов). Стоимость контрактов ,8 млн. руб. за 2012 г. и ,1 млн. руб. за 2013 г. (2,7 % и 3,1 % соответственно от общей суммы контрактов).

Проведенные исследования в т. ч. эмпирического характера (анкетирование, экспертные оценки) и мониторинг,, позволили выявить ключевые причины слабого развития МП и формирования ТЭД субъектов МП присущие всем периодам становления и развития МП, обусловленные: неэффективной институциональной и инфраструктурной средой в т. ч. неразвитой нормативно-правовой базой, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства, высокими трансакционными издержками; высоким уровнем системной коррупции, интегрированной во все сферы общества; насущными потребностями в экономической безопасности, нереализованными в легальном секторе экономики, что обеспечивается за счет теневой экономической деятельности; малоэффективной налоговой системой и нерешенной проблемой возмещения НДС при использовании малыми предприятиями специальных налоговых режимов, высокой налоговой нагрузкой на денежные доходы наемных работников малых предприятий и предпринимательский доход; отсутствием гарантий защищенности жизни, здоровья, собственности, контрагентов, информации, контрактов, противоправных действий третьих лиц; рациональным поведением экономических субъектов, обусловленным антропологическим фактором – стремлением субъектов к выживанию или наживе; недоступностью финансовых ресурсов, что обусловлено высокими ставками их привлечения и недостаточностью выделяемых государством и регионами финансовых средств, направляемых на поддержку развития малого предпринимательства; низким уровнем рентабельности бизнеса, завышенной регламентацией экономики, что подтверждается отсутствием доступа к жизненно важным товарам, работам и услугам, в т. ч. государственным закупкам.

Налоговые льготы в современных условиях и перспективы малого и среднего предпринимательства в ближайшем будущем и др.

Доминирование ТЭД подтверждается не только теоретическими и эмпирическими исследованиями, экспертными оценками и опросами, но и низкой рентабельностью хозяйственной деятельности малых предприятий, что особенно характерно для депрессивных субъектов РФ. Так, по статистическим данным рентабельность малых предприятий (включая микропредприятия) за годы по России колеблется в пределах от 3,5 до 5,0 %, а в субъектах РФ Байкальского субрегиона в пределах 1,7-2,0 % по Республики Бурятия и Забайкальскому краю и 2,0-3,4 % по Иркутской области (Таблица ). Субъект РФ Иркутская область 2,032,6 3,48,0 Республика Бурятия 2,02,6 2,26,7 Забайкальский край 2,01,7 2,70,9 Таблица – Рентабельность малых предприятий (с микро предприятиями) по Байкальскому региону за гг., %, (рассчитано автором)

Международная исследовательская организация Tax Justice Network (TJN), занимающаяся независимыми расследованиями в области уклонений от уплаты налогов, в конце 2011 г. составила своеобразный рейтинг стран – мировых лидеров по потерям налоговых поступлений из-за масштабной теневой экономической деятельности в рамках национальной экономики (млрд. дол.): США – 337,3; Бразилия – 280,1; Италия – 238,7; Россия – 221; Германия –215; Франция – 171,3; Япония –171,1; Китай – 134,4; Великобритания – 109,2; Испания –107,4. В процессе трансформации теневых экономических отношений их субъекты, предпринимательство, с одной стороны, и государство, с другой, меняют собственную систему ценностей и взаимоотношений, что приводит к модификации их социально-экономических интересов и потребностей, и заставляет совершенствовать механизмы ТЭД и соответственно формы ее сокрытия теневой экономической деятельности. Уклонение от уплаты налогов субъектами МП связано с неэффективными экономическими и финансовыми условиями: дефицитом собственных финансовых ресурсов; недоступностью заемных средств; повышением уровня конкурентоспособности; оплатой теневых издержек.

Объективная оценка масштабов ТЭД субъектов МП возможна при использовании метода расхождений – сравнении двух или более достоверных источников. В качестве специальных расчетных показателей применяются аналитические показатели: рентабельность; сальдированный финансовый результат. При этом используется метод мягкого моделирования – выделение и использование совокупности факторов, определяющих ТЭД с целью расчета ее относительных объемов – уровень скрытой заработной платы. Предлагаемая методика расчета базируется на сравнении величины рентабельности малых предприятий со средними, которая является заниженной (2-3% против 10-15%), что позволяет рассчитать полный финансовый результат, при реальном уровне рентабельности. Показатели Число малых предприятий, тыс. 1644,31836,42003,02063,1 Численность работников, тыс. чел. 9790,210421,910755,710775,2 Среднемесячная заработная плата, руб Фонд заработной платы, млрд. руб. 1452,91968,82156,82320,71 Доля скрытой заработной платы, % 50 Скрытый фонд заработной платы, млрд. руб. 1452,91968,82156,82320,7 Сумма неуплаченного НДФЛ, млрд. руб. 188,87255,94280,38301,69 Страховые взносы, % Сумма неуплаченных страховых взносов, млрд. руб. 377,75669,39647,04696,21 Доля теневого оборота, % 40 Теневой оборот, млрд. руб. 7573,529044,089385,489912,64 Рентабельность, % 3,43,7 5,3 Сальдированный финансовый результат, млрд. руб. 535,9474,1950,21437,1 Налог на прибыль, % 20 Сумма налога на прибыль, млрд. руб. 107,1894,82190,1287,41 Сумма неуплаченного налога на прибыль, млрд. руб. 42,8737,9376,04114,96 Всего получено налогов, млрд. руб. 673,811020,151117,461285,31 Всего недополучено налогов, млрд. руб. 609,49963,261003,461112,86 Анализ масштабов уклонения от налогов малыми предприятиями по России за гг.

Исследования предпочтений предпринимателей по использованию той или иной системы показали, что большинство предпринимателей платят налоги по общей системе налогообложения (около 45%). Из специальных налоговых режимов предпочтение отдается: при розничной торговле – ЕНВД, при оптовой торговле, аренде, посреднических услугах – упрощенной системе. Патентная система является узкоспециализированной, сложной, что привело к невостребованности ее среди представителей малого бизнеса. Особенно хочется отметить не согласованность интересов государства и предпринимателей при переориентации последних на патентную систему налогообложения, проявляющаяся в усилении контроля над доходами предпринимателей государством и не эффективными, громоздкими учетом и отчетностью, связанными с обязательным представлением предпринимателями книги учета и доходов при использовании патентной системы налогообложения. Системы налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе специальных налоговых режимов – УСН и ЕНВД, используемые в настоящее время, характеризуются рядом существенных недостатков, в том числе: сильной дифференциацией в уровне налоговой нагрузки по видам и подвидам экономической деятельности и в территориальном разрезе; отсутствием гарантированной системы контроля и эффективного администрирования малого бизнеса; использованием данных режимов средним и крупным бизнесом в целях минимизации налоговых платежей; сохранением спорных и неоднозначных толкований норм законодательства; дестимулирующим распределением уровня налоговой компетенции бюджетных полномочий в отношении специальных налоговых режимов в части УСН и ЕНВД между уровнями власти; относительно низкой долей поступлений в бюджетную систему страны доходов от УСН и ЕНВД; несоответствием состава льготируемых видов экономической деятельности приоритетным, направлениям развития экономики страны.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ПРАКТИКИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

При решении задачи по минимизации масштабов ТЭД в секторе МП в основу должна быть положена концепция регулирующего воздействия государства, направленного на минимизацию ТЭД, основанная на создании условий, при которых осуществление деятельности в теневом секторе экономики стало бы не выгодным. Схема процесса формирования системы государственной поддержки МП и противодействия ТЭД, должна быть основана на идентификации ТЭД, как основной угрозы социально- экономическому развитию и включать в себя мониторинг и оценку уровня развития сектора МП в регионе; модернизацию существующей нормативно-правовой системы обеспечения деятельности; формирование модели развития сектора МП в системе государственного противодействия ТЭД, учитывающей баланс между интересами и потребностями субъектов МП и государства; оценку и совершенствование эффективности системы государственного противодействия теневой экономической деятельности и государственной поддержки и развития сектора малого предпринимательства.

Разработанная структура полной и оплаченной цены доступа и методика расчетов масштабов ТЭД в секторе МП, позволяют рассчитать оптимальное соотношение объемов теневого (Vтэ) и официального секторов экономики субъектов МП, при котором экономика МП сохранит свою привлекательность для нормального функционирования всех субъектов МП через определение цены внелегальности и цены подчинения закону: Vтэ(Цпз, Цвн) = (Цвн : Цпз) 100%;

Концептуальные положения и направления формирования модели государственного противодействия теневой деятельности субъектов малого предпринимательства с целью ее минимизации с применением системы регионального мониторинга теневой экономической деятельности в секторе МП как информационно-управленческой основы обеспечения избирательности воздействий на хозяйствующие субъекты, учитывающая степень вовлеченности субъектов МП в теневой сектор экономики и ее масштабы с применением механизма стимулирования переориентации деятельности малых предприятий в официальный сектор экономики: При реализации предлагаемых основ формирования политики государственного регулирования развития МП в регионах с целью обеспечения экономического роста предполагаются следующие нормативы экономических индикаторов его развития: доведение числа функционирующих малых организационно-экономических структур до объективно необходимой критической массы – с до 25 малых предприятий на 1000 человек; увеличение вклада сектора МП в ВРП регионов с 13 до 40 %, увеличение численности рабочих мест создаваемых субъектами МП до уровня экономик развитых стран – с 20 до 60-70% от общего числа рабочих мест; увеличение численности инновационно-ориентированных малых предприятий – с 7-20 единиц малых предприятий от общего числа до 20 % от действующих на территории региона; уменьшение масштабов теневой экономики в секторе МП до уровня экономик развитых стран – с до %.

Реализация современных подходов к регулированию развития сектора МП в регионе нуждается в разработке действенного инструментария, учитывающего особенности состояния и специфику современного этапа развития малого предпринимательства депрессивно-приграничных территорий путем определения целей и уровня управления, постановки задач. Такой инструментарий должен обеспечить применение системы наиболее информативных локальных показателей деловой активности, прибыльности, ликвидности, финансовой устойчивости, возможность их агрегирования с последующим ранжированием субъектов малого предпринимательства как по уровню их развития, так и по степени привлекательности для внешних инвесторов. Под экономической политикой государства понимается деятельность органов исполнительной и государственной власти, определяемую стратегическими и тактическими целями и интересами государства в экономической сфере При разработке системы государственного противодействия ТЭД необходимо придерживаеьтся стратегии элиминирования теневых экономических отношений, основанной на регулирующем воздействии государства, ориентированном на максимально возможное устранение ТЭД на основе комплексного подхода к решению проблемы – сбалансированного использования методов, механизмов и инструментов как легализации, так и противодействия ТЭД, что еще раз подчеркивает двойственность ТЭД, характеризующаяся как негативными последствиями, так и позитивными При разработке программ и мероприятий, направленных на противодействие ТЭД, автор придерживается модели комплексного подхода, которая наиболее подходит России как государству с высоким экономическим потенциалом, но при этом страна характеризуется высоким уровнем коррупции и отсутствием адекватной правовой базы, направленной на борьбу с коррупцией и теневой экономической деятельностью Главной целью государственной политики в противодействии ТЭД на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий Представлены основные функции субъектов управленческой деятельности противодействия теневой экономики (модель «приоритетности» противодействия)

Функции Показатели экономической эффективности Общая экономическая эффективность субъектов МП: объем валового внутреннего продукта и валового регионального продукта Динамика общего объема продукции (товаров, работ, услуг), выполненных субъектами МП официальном секторе экономики: 1. Объем продукции (товаров, работ, услуг), выполненных для государственных и муниципальных нужд 2. Объем экспортируемой продукции Налоговые отчисления субъектами МПМасштабы уклонения от уплаты налогов малых предприятий Объем инвестиций реализованных в сфере МП Доля малых предприятий, осуществляющая инвестиции Объем инвестиций, освоенных в производственно-инновационной сфере Увеличение численности занятого населения Динамика снижения роста численности занятых в ТЭД в сфере МП Повышение удельного веса официальных постоянных работников МП в среднегодовой списочной численности работников Сокращение численности безработных Уровень зарегистрированных безработных Число вновь созданных рабочих мест в малом предпринимательстве Отношение числа вновь созданных рабочих мест в сфере МП к численности официально зарегистрированных безработных Увеличение доходов работников субъектов МП Динамика снижения среднегодового (месячного) теневого дохода (скрытой заработной платы) работника малого предпринимательства Увеличение числа мелких собственников (формирование среднего класса) Динамика численности мелких собственников Удельный вес малых предпринимателей в составе экономически активного населения Становление и укрепление общественных институтов Повышение уровня организованности малых предпринимателей. Степень участия малых предпринимателей в общественных институтах Оценка эффективности государственного противодействия ТЭД должна основываться на анализе ситуации стадий жизненного цикла малых предпринимательских структур, начиная с момента создания малого предприятия и заканчивая процедурой его ликвидации, банкротства или реорганизации: начало деятельности; регистрация собственности; наем работников; получение кредитов; получение разрешения на строительство; выход на международные рынки; защита интересов и собственности инвесторов; тяжесть налогового бремени; институциональные условия ведения бизнеса; закрытие бизнеса. Стабильность функционирования системы МП в условиях динамики факторов окружающей среды, соискатель предлагает рассматривать через функции, присущие малым предприятиям в аспекте их позитивного влияния на социально-экономическое положение территории (Таблица). Таблица – Критерии и показатели эффективности государственных институтов по противодействию ТЭД субъектов МП на макро и мезо уровнях