ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. Понятие девиантного поведения Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦ. ПЕДАГОГ МОУ «СОШ 17 Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Т. Г. ДУНЮШИНА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Advertisements

Девиантное поведение Материалы учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД 5 УЗ ЗАО города Москвы. Для создания мкльтитмедийной.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Отклонения в поведении детей Семиздралова О.А., к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ДПО ЧИППКРО.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Родителям о последствиях жестокого обращения в семье для психики ребенка.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «ШАГ НАВСТРЕЧУ» Тема: «Почему подростки становятся «трудными?»
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА.
Рекомендации для родителей по профилактике табакокурения и употребления ПАВ, агрессивного поведения детей и подростков.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
Работу выполнил : Антипин Денис. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества.
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Транксрипт:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Понятие девиантного поведения Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) Поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) Девиантное поведение = отклоняющееся поведение Девиантное поведение = отклоняющееся поведение

Девиантное поведение детей и подростков Поведение некоторых детей и подростков, характеризуется нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм. Оно включает Оно включает анти дисциплинарные, анти дисциплинарные, антисоциальные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) делинквентные (противоправные) аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. поступки.

Виды поведенческих нарушений у детей и подростков Гиперкинетическое расстройство поведения Гиперкинетическое расстройство поведения Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Расстройство поведения, ограничивающееся семьей Несоциализированное расстройство поведения. Несоциализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Социализированное расстройство поведения. Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Делинквентное поведение. Делинквентное поведение. Побеги из дома и бродяжничество Побеги из дома и бродяжничество Аддиктивное поведение Аддиктивное поведение Девиации сексуального поведения Девиации сексуального поведения Психогенное патологическое формирование личности. Психогенное патологическое формирование личности.

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к близким людям.

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства Сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях выше описанные расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности. В других - нарушения поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми и т.д. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи.

Побеги из дому и бродяжничество В трети случаев сочетаются с делинквентностью. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно- рефлекторный стереотип. Побеги возникают: как следствие недостаточного надзора; как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска. как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

Психогенное патологическое формирование личности Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием: Неправильного воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; Неправильного воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций; тяжелых переживаний жизненных трудностей; тяжелых переживаний жизненных трудностей; затяжных неврозов; затяжных неврозов; дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Химические (фармакологические) аддикции Биохимические (пищевые) аддикции Не химические, субстанциональные аддикции Аддиктив- ные агенты ПАВ: наркотики; Алкоголь; Табак; Токсические вещества Лекарственные препараты и т.д. Еда (анорексия, булимия) Игра (гэмблинг) Компьютер Интернет Работа (эргопатия) Спорт; Телевидение Шопинг Отношения, секс Секты Религия и т.д.

Зависимое поведение – стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом, при помощи приема ПАВ либо уход в виртуальный мир, азартные игры, коллекционирование, трудоголизм и т.д.. - непреодолимое влечение; - фиксация внимания на аддиктивном агенте, который становится сверхценным; - - снижение (нарушение) способности контролировать свою вовлеченность; - - невозможность быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

Аддиктивное поведение – употребление веществ, изменяющих психическое состояние, но без сформированной психической и физической зависимости.

Упражнение на актуализацию ТАБАК__________________________________ АЛКОГОЛЬ______________________________ АЛКОГОЛЬ______________________________ НАРКОТИКИ______________________________ НАРКОТИКИ______________________________ ИНТЕРНЕТ________________________________ ИНТЕРНЕТ________________________________

Причины, побудившие к первой пробе

Как происходит формирование зависимого поведения? Контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение. зависимое поведение.

Правила уверенного отказа 1. Вежливо и спокойно сказать: «Нет, спасибо» 1. Вежливо и спокойно сказать: «Нет, спасибо» 2. Не только отказаться, но и объяснить причину отказа: «Нет, потому что….» 2. Не только отказаться, но и объяснить причину отказа: «Нет, потому что….» 3. Просто уйти, иногда это лучший способ. 3. Просто уйти, иногда это лучший способ. 4. Ответить холодным взглядом на опасное предложение, сделать вид, что вы этого не слышали. 4. Ответить холодным взглядом на опасное предложение, сделать вид, что вы этого не слышали. 5. Не проявлять грубости и агрессии. 5. Не проявлять грубости и агрессии.

Перспективы зависимого поведения Всегда ЧастоРедко Ухудшение здоровья Потеря доверительных отношений с родителями Потеря друзей Уголовная ответственность Физическая зависимость Снижение успехов в школе Потеря возможности учиться, работать Денежные проблемы Контакт с криминальным миром Духовная бедность, узость интересов Преждевременная смерть

Специфические особенности отклоняющегося ( девиантного) поведения личности 1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или установленным социальным нормам (не любым, а наиболее важным для данного общества в данное время ). 2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (в форме общественного осуждения или социальных санкций).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям (в виде дестабилизации существующего порядка, причинения морального или материального ущерба, физического насилия и причинения боли, ухудшения здоровья вплоть до крайней формы – угрозы для жизни). 4. Девиантное поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

7. Девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации. 8. Наличие выраженного индивидуального (различие в мотивах и формах поведения, динамике, частоте и степени его выраженности; в особенностях переживания отклоняющегося поведения и отношения к нему самой личности) и возрастно-полового своеобразия и возрастно-полового своеобразия ( правомерно применение термина к детям не младше 5 лет; в строгом смысле слова – после 9 лет, когда у ребенка появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам. ( правомерно применение термина к детям не младше 5 лет; в строгом смысле слова – после 9 лет, когда у ребенка появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам.

Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

ВАЖНО! Помочь детям развить умение вести Помочь детям развить умение вести здоровый продуктивный образ жизни; здоровый продуктивный образ жизни; Помочь детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим; Помочь детям обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и ответственное отношение к себе и другим; Помочь детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию со стороны; Помочь детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию со стороны;

Куда обратиться БУЗ ВО «Вологодский областной наркологический диспансер 1» Центр медико-психологической помощи. Адрес: ул. Псковская д.11 в Тел БУЗ ВО «Вологодский областной наркологический диспансер 1» Центр медико-психологической помощи. Адрес: ул. Псковская д.11 в Тел БУЗ ВО «Вологодская областная психиатрическая больница» Психотерапевтический центр. Адрес: Залинейная 22 е. Тел БУЗ ВО «Вологодская областная психиатрическая больница» Психотерапевтический центр. Адрес: Залинейная 22 е. Тел БУЗ ВО «Вологодская областная психиатрическая больница» Диспансерное отделение. Адрес: Набережная 6 Армии 141. БУЗ ВО «Вологодская областная психиатрическая больница» Диспансерное отделение. Адрес: Набережная 6 Армии 141. Тел

Спасибо за внимание!