« Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности ». Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 51 Старший методист Марченкова Светлана Николаевна методист Чехонадских Наталия Алексеевна
В Конституции РФ, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г г.Москва « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». I. Общие положения Основные принципы дошкольного образования: Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при которой сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; Сотрудничество организации с семьёй; Приобщение детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ; Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и её объёму Программа направлена на: Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей В содержательном разделе Программы должны быть представлены: 1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; 2. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ; 3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 4. Иные характеристики содержания программы. III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через : Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Недерективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, но особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Организация работы по поддержке детской инициативы Работа с кадрами Плановое повышение квалификации Семинары, консультации, методические объединения Мастер - классы Самообразование Создание развивающей среды Соответствующая возрасту Мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом Сотрудничество с семьёй Консультации, индивидуальные беседа по запросам родителей. Организация совместных мероприятий ( праздники, развлечения ) Участие выставках, конкурсах Мастер - классы
Организационно-методическая работа с кадрами Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры. Уметь создавать условия для игры. Уметь включиться в игровую деятельность. Уметь наблюдать за свободной игрой и оценивать уровень развития игровых способностей. Игровая компетентность
Взрослый умеет удивлять и удивляться. Умеет услышать и поддержать детское любопытство. Гибок в отношении планов и организации конкретной познавательной деятельности. Способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу. Умеет оформить результаты. Работа с интересами ребёнка
Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами. Имеет собственный стиль организации пространства. Способен удерживать одновременную работу малых групп в разных зонах. Умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы. Управление предметно - развивающей средой
Создание ситуации, побуждающей детей активно применять детей свои знания и умения Условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; Стимулировать развитие поисково- познавательной деятельности детей Доброжелательное отношение взрослых Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
Выставки, конкурсы Мастер - классы Консультации Праздники, развлечения Сотрудничество с семьёй
Способы поддержки детской инициативы в разных образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие Передача игровой культуры ребенку Активизация проблемного обучения взрослого с детьми Предоставление свободы выбора игрового оборудования Изучение и перенос семейного опыта различных видов игр в группу Участие в играх детей по их приглашению в качестве партнера и участника
Социально - коммуникативное развитие
Познавательное развитие Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами. Обеспечение использования собственных действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта. Организация речевого общения детей, обеспечивающего самостоятельное использование слов, обозначающих явления окружающей действительности. Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий.
Познавательное развитие
Художественно – эстетическое развитие Содержать в открытом доступе изобразительные материалы устраивать выставки, оформлять постоянные экспозиции Организовывать концерты для выступлений детей
Художественно - эстетическое развитие
Речевое развитие Ежедневное использование в работе с детьми дидактических речевых игр, загадок, пословиц, поговорок Практиковать ежедневное чтение детям Поощрять стремление ребенка делать собственные умозаключения, выслушивать все рассуждения Поддержка стремления ребенка рассказать о личном опыте
Речевое развитие
Физическое развитие Создание условий в физкультурном зале, на площадке, в группе Использование разнообразных форм двигательной активности Способствовать стремлению к расширению двигательной самостоятельности Обогащение детей знаниями и опытом деятельности
Физическое развитие
Проявление инициативы в младшем возрасте. Выбор тематики игр Постановка и разрешение игровых проблемных ситуаций Вопросы и предложения, с которыми обращается к взрослым и сверстникам Осуществление самостоятельной продуктивной деятельности
2-3 года Предоставление самостоятельности во всем, что не представляет опасности Приветствовать успехи детей Поддерживать интерес Побуждать к разнообразным действиям с предметами Все игрушки в доступном месте Эмоционально- положительное настроение
3-4 года Отмечать и поддерживать любые успехи Не критиковать результаты деятельности Помогать найти способ реализации собственных целей Поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости Учет индивидуальных особенностей
4-5 лет Участвовать в играх детей Привлекать к украшению группы Не допускать диктата, навязывания Выражать собственную эстетическую оценку Привлекать к планированию жизни группы
Проявление инициативы в старшем возрасте. В общении В продуктивной деятельности В игре В экспериментировании
Уважать индивидуальные вкусы Обращать внимание на полезность будущего Планирование на отдаленную перспективу Выделять время на деятельность по интересам 5-6 лет Помощь в решении проблем
6-7 лет Поддерживать чувство гордости за свой труд Спокойно реагировать на неуспех и предлагать варианты исправления Вводить адекватную оценку результата Создавать ситуации, позволяющие реализовать свою компетентность Демонстрация своих достижений сверстникам