Метод поиска решений творческих задач Морфологический подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод поиска решений творческих задач Технология. 11 класс.
Advertisements

Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому заключить его в формальные.
Решение задач оптимизации в MS Excel ГБОУ Центр образования 133 Невского района авт. Баринова Е. А.
МОУ « Средняя общеобразовательная школа 14 с углубленным изучением отдельных предметов » авт. Кудимова Н. В.
Двухмерные массивы Данникова Г.А.. Описание Массивы, положение элементов в которых описывается двумя индексами, называют двухмерными. Их можно представить.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Евпатова К.Э.. I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования II этап. Разработка модели Информационная модель Компьютерная модель IV этап.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Евпатова К.Э.. I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования II этап. Разработка модели Информационная модель Компьютерная модель IV этап.
Евпатова К.Э.. I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования II этап. Разработка модели Информационная модель Компьютерная модель IV этап.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
База данных – это совокупность структурированных данных определенного назначения. Структурирование данных – это объединение данных по определенным параметрам.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Развивай свою одаренность Юный проектировщик Технология Пособие и рабочая тетрадь для учащихся начальной школы.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Автоматизация планирования производства Ловыгин Василий ведущий эксперт Центра информационных технологий и консалтинга «ПАРУС»
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Связи между таблицами являются необходимым элементом структуры БД. Для того, чтобы связь была возможна, таблицы должны иметь общие поля. Чаще всего в одной.
АЛГОРИТМЫ И СТРУКТУРЫ ДАННЫХ АЛГОРИТМЫ И СТРУКТУРЫ ДАННЫХ Лекции для студентов-заочников 2 курса, специальность (Прикладная информатика)
Транксрипт:

Метод поиска решений творческих задач Морфологический подход.

1. Морфологический подход. 2. Пример 1 - конструкторская задача: - двумерная матрица - модели часов - поиск решения 3. Пример 2 – организационная задача. 4. Пример 3 – техническая задача. 5. Правила составления матрицы. 6. Недостатки метода. 1. Морфологический подход. 2. Пример 1 - конструкторская задача: - двумерная матрица - модели часов - поиск решения 3. Пример 2 – организационная задача. 4. Пример 3 – техническая задача. 5. Правила составления матрицы. 6. Недостатки метода. Пример 1 Пример 2 Пример 3

Содержание позволяет синтезировать конструкции устройств, обладающих нужными качествами. В простом случае составляется двухмерная матрица (содержащая 2 оси или 2 главных показателя). По обоим осям откладываются все возможные варианты исполнения устройств, веществ или полей, характеризующих заданные показатели. Затем рассматриваются все возможные сочетания элементов по каждой оси. Вариант 1Вариант 2Вариант 3 Признак Абаллы Признак Ббаллы Признак Вбаллы Признак Гбаллы Признак Дбаллы

Требуется придумать оригинальную конструкцию корпуса электронных часов. В качестве главных осей выберем: форма корпуса и материал циферблата часов. Составим двухмерную матрицу на объект "часы". двухмерная матрица на объект "наручные часы" При заполнении строк и столбцов матрицы необходимо вводить не только известные исполнения элементов осей, но и новые, неожиданные, несуществующие (пока). Прямоу- гольная Круглая Оваль- ная Шарооб- разная Кольце- вая В виде предмета (авторучка, сигарета) Тонкая плёнка Оргстекло Кварц Цветное Металл Стекло Пластилин Слой воздуха Материал циферблата Форма корпуса Содержание

(рассмотрите наглядные примеры) Содержание

(рассмотрите наглядные примеры) Содержание

Выберем 1-й элемент столбца – оргстекло. Поочередно соединив его с элементами строки, получим: Прямоу- гольнаяКруглая Оваль- ная Шарооб- разная Кольце- вая В виде предмета (авторучка, сигарета) Тонкая плёнка Оргстекло Кварц Цветное Металл Стекло Пластилин Слой воздуха Материал циферблата Форма корпуса требуется получить из матрицы оригинальную конструкцию – – прямоугольный корпус с циферблатом из оргстекла – известная конструкция; – круглый, овальный – то же самое; – – шарообразный корпус с циферблатом из оргстекла. Это могут быть бусы-часы, клипсы-часы, часы типа луковицы, часы-перстень и т.д.; – кольцевые часы с циферблатом из оргстекла – известные часы-браслет. Содержание

Рассмотрев все варианты циферблата из оргстекла, переходим к кварцу, стеклу и т.д. Рассмотрев все возможные сочетания циферблатов с вариантами корпусов часов, оцениваем варианты. Из рассмотренной двухмерной матрицы можно получить Прямоу- гольная Круглая Оваль- ная Шарооб- разная Кольце- вая В виде предмета (авторучка, сигарета) Тонкая плёнка Оргстекло Кварц Цветное Металл Стекло Пластилин Слой воздуха Материал циферблата Форма корпуса требуется получить из матрицы оригинальную конструкцию 7х7=49 вариантов корпусов часов! Оценка вариантов и выбор наиболее оригинального производится экспертно. Содержание

Можно поставить двойку, но это мало улучшит дело. Поищем более эффективный способ борьбы с лентяем. Цель: найти комплексный метод воздействия на ученика, плохо оформляющего тетрадь. организационная задача "Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь" ПАРАМЕТР РЕАЛИЗАЦИЯ Наказание Плохая отметка Выставить с урока Оставить после уроков Вызвать родителей Поощрение Купить и наградить пирожками Поставить хорошую отметку Наградит ь 1 кг соли Похвалить на будущее Распростра- нение опыта Сообщить в стенгазету Вывесить тетрадь на обозрение Издать информ. листок Организова ть обмен опытом Выявление черт характера Гениаль- ность Авантюр- ность Нахаль- ство Самостоя- тельность Основными направлениями воздействия (параметрами) выберем: наказание, поощрение, распространение опыта, выявление черт характера Составим морфологическую матрицу. Содержание

организационная задача "Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь" Синтезируем новые варианты действий: купить пирожков и сообщить в стенгазете о появлении гениальной личности; купить пирожков, вывесить тетрадь на видное место и сообщить о появлении гения и т.д. ПАРАМЕТР РЕАЛИЗАЦИЯ Наказание Плохая отметка Выставить с урока Оставить после уроков Вызвать родителей Поощрение Купить и наградить пирожками Поставить хорошую отметку Наградить 1 кг соли Похвалить на будущее Распростра- нение опыта Сообщить в стенгазету Вывесить тетрадь на обозрение Издать информ. листок Организовать обмен опытом Выявление черт характера Гениальность Авантюр- ность Нахальство Самостоя- тельность Пересмотр на уроке всех 140 вариантов вряд ли возможен, поэтому выбор целесообразно производить, определив в каждой строке по одному, наиболее привлекательному. Таких вариантов будет (4 + 3) 4 5 = 140 вариантов! Содержание

организационная задача "Как отметить ученика, плохо ведущего тетрадь" Коллективным обсуждением выбираем самое интересное сочетание параметров, например: наградить килограммом соли, выпустить молнию (информационный листок) с информацией о появлении чересчур самостоятельной личности. ПАРАМЕТР РЕАЛИЗАЦИЯ Наказание Плохая отметка Выставить с урока Оставить после уроков Вызвать родителей Поощрение Купить и наградить пирожками Поставить хорошую отметку Наградить 1 кг соли Похвалить на будущее Распростра- нение опыта Сообщить в стенгазету Вывесить тетрадь на обозрение Издать информ. листок Организоват ь обмен опытом Выявление черт характера Гениаль- ность Авантюр- ность Нахаль- ство Самостоя- тельность Выбор варианта в классе производится путем коллективного обсуждения. М о л н и я В 11 "Б" классе появилась новая гениальная личность - Петров Василий! За особое прилежание в ведении своих тетрадей он награждается 1 кг соли!!! М о л н и я В 11 "Б" классе появилась новая гениальная личность - Петров Василий! За особое прилежание в ведении своих тетрадей он награждается 1 кг соли!!! Содержание

техническая задача задача "Создания транспортного средства – снегохода" Определяем параметры – морфологические признаки, от которых зависит решение; составляем их список: А, Б, В, Г, Д По каждому признаку возможны варианты: А1 (двигатель внутреннего сгорания), А2, А3, А4 и т.д.; Б1, Б2, Б3, Б4 и т.д.; В1, В2 – на двигатель, В3 и т.д. Содержание

техническая задача задача "Создания транспортного средства – снегохода" Сочетание одного из возможных вариантов морфологического признака с другим от каждого признака дает одно из возможных технических решений. На основе списка строим матрицу: А1, А2, А3, А4; Б1, Б2, Б3, Б4; В1, В2, В3;.... ПАРАМЕТР РЕАЛИЗАЦИЯ 1234 Двигатель А Двигатель внутреннего сгорания Газовая турбина Электро- двигатель Реактивный двигатель Движитель Б Воздушный винтГусеницыЛыжиСнегомёт Опора кабины В Опора на снег Опора на двигатель Опора на движитель Опора на лыжи Управление Г... Задний ход Д... Эта матрица - символическая форма описания возможных решений. Каждый вариант конструкции определяется набором элементов из разных строк. Так, вариант А1 Б2 В2 Г2 будет снегоходом с ДВС, на гусеничном ходу, с опорой кабины на двигатель. Содержание

техническая задача задача "Создания транспортного средства – снегохода" Число всех возможных вариантов = произведению количества элементов в каждой из строк: N = ПАРАМЕТР РЕАЛИЗАЦИЯ 1234 Двигатель А Двигатель внутреннего сгорания Газовая турбина Электро- двигатель Реактивный двигатель Движитель Б Воздушный винтГусеницыЛыжиСнегомёт Опора кабины В Опора на снег Опора на двигатель Опора на движитель Опора на лыжи Управление Г... Задний ход Д Приступаем к определению функциональной ценности вариантов решений. Это трудоемкая и ответственная задача. Анализ вариантов решений позволяет выбрать наиболее рациональные, приемлемые в конкретных условиях. Содержание

1. Четко сформулировать цель задачи. Указать ограничения, область применения, требуемые характеристики 2. Выявить основные параметры, характеризующие объект (или функции, которые объект должен выполнять). Записать эти параметры в левый столбец матрицы 3. Для каждого из параметров (функций) выявить устройства, вещества или поля (электрическое, магнитное, тепловое, механическое и т.д. ), реализующие этот параметр. Записать их в строках правого столбца матрицы 4. Синтезировать новые технические решения путем поочередного составления комбинаций из элементов каждой строки матрицы 5. Проанализировать все полученные решения и выбрать те, которые отвечают условиям задачи Содержание

обилие вариантов. Из такого количества трудно выбрать наилучший. Список вариантов решения задачи Список вариантов решения задачи не дает возможности определить, все ли возможные варианты отмечены. Список вариантов решения задачи Список вариантов решения задачи Вместе с тем, поиск более систематичен и задача охватывается почти во всем многообразии решений..... Содержание