Федеральный государственный стандарт общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения.
«Введение Федеральных государственных образовательных Стандартов второго поколения в практику работы школы» На основе учебно-методического комплекта «Школа.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Реализация ФГОС общего образования. Последовательность введения ФГОС (ФГОС дошкольного образования –пр. от ; ФГОС начального общего образования.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Федеральный государственный стандарт общего образования

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 413 от г. (зарегистрирован Минюстом России , рег ) 4. ФГОС дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1155 от г. (зарегистрирован Минюстом России , рег ) 5. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1518 от г. (зарегистрирован Минюстом России , рег ) 6. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 1599 от г. (зарегистрирован Минюстом России , рег )

ФГОС дошкольного образования с 01 января 2014 года ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) с 01 сентября 2016 года 3 Переход на новые ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По уровням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах РФ На основании критериев готовности

Тема 2. «Концептуально- методологические основы Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Идеи, лежащие в основе ФГОС ОО 1. ФГОС ОО – конституционная норма 2. ФГОС ОО - инструмент реализации государственной политики в области образования 3. ФГОС ОО – конвенциональная норма 4. ФГОС ОО – норма социальной справедливости 5. ФГОС ОО – гарантия качественного образования 6. ФГОС ОО – методологическая основа образования 7. ФГОС ОО как совокупность трех групп требований (3Т)

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» ст. 43 Конституции РФ 1. ФГОС как конституционная норма один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование важнейший нормативный правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы

2. ФГОС ОО как инструмент реализации государственной политики в области образования 1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование 2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения ФГОС ОО 3. Достижение нового качества общего образования в РФ для создания условий полноценного развития личности, продолжения образования, интеграции личности в национальную и мировую культуру 4. Сохранение единства образовательного пространства РФ как условия устойчивого развития образования многонационального российского государства на основе развития национально-региональных образовательных систем 5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах ФГОС ОО

2. ФГОС ОО как инструмент реализации государственной политики в области образования 6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе 7. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда 8. Баланс взаимных обязательств и требований в области ФГОС ОО через обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования и обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования

3. ФГОС ОО как конвенциональная норма Основа Стандарта – общественный договор новый тип взаимоотношений между личностью, семьей обществом и государством основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования

3. ФГОС ОО как конвенциональная норма подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей) государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств выявление и согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании солидарная ответственность главных действующих сил образования

Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 11 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

4. ФГОС ОО как это норма социальной справедливости Образование должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России

5. ФГОС ОО как гарантия качественного образования Уровень образования, определяемый ФГОС ОО это базовый уровень, т.к. он устанавливается для инвариантной и обязательной для всех части образования – это уровень, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени

5. ФГОС ОО как гарантия качественного образования ориентированы на доступность требований стандартов, соответствие их познавательным возможностям основной массы учащихся определенного возраста Как только в конце 80-х – начале 90-х гг. стали доступными данные о реальном уровне образовательных результатов в массовой школе, выяснилось, что содержание школьного образования тех лет даже на тройку не способны были освоить около 40% учащихся ориентированы на индивидуально-личностные особенности (принцип индивидуализации) связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, которые отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования

5. ФГОС ОО как гарантия качественного образования Ограничения в определении базового уровня различный уровень мотивации, интереса отдельных школьников к тем или иным областям знаний и деятельности, способностей к их освоению ограничения требований Сан ПиНов относительно учебной нагрузки обучаемых ресурсные ограничения: материально-технические, учебно-методические, кадровые ресурсы

5. ФГОС ОО как гарантия качественного образования Ориентированы на индивидуально-личностные особенности (принцип индивидуализации) Стандарт оптимизирует объем инвариантной части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ Устанавливают нормы инвариантной части: цели, требования к образовательным результатам, содержание образования, систему оценивания и пр. В части, формируемой участниками образовательных отношений (в т.ч. ВУД) предоставляющей возможность учёта региональных особенностей, индивидуальных интересов и потребностей обучаемых, определяют только нормативы времени

5. ФГОС ОО как гарантия качественного образования Реальный уровень образования каждого отдельного обучающегося Базовый уровень + индивидуальный уровень образования, достигнутый при освоении части, формируемой участниками образовательных отношений выбор которой осуществляется им самим вместе с родителями (законными представителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей

6. ФГОС ОО как методологическая основа образования Определяет ценностные и целевые ориентиры, принципы и подходы в образовании Вводит воспитательный компонент Определяет необходимость создания открытого и нравственного уклада школьной жизни

Важнейшая цель современного отечественного образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения избирательность интересов умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Деятельностный подход к построению образовательных стандартов Понимание сущности образовательного результата основывается на деятельностной парадигме образования

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

Деятельностная парадигма Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно- нравственного и социального опыта Учение = ЗУНы + развитие личности + духовно-нравственный опыт + социальный опыт

Методологическая основа деятельностной парадигмы - системно-деятельностный подход Основан на теоретических положениях концепций Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина Опирается на основные психологические закономерности процессов обучения и воспитания структуру образовательной деятельности учащихся общие закономерности онтогенетического возрастного развития детей и подростков

Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими УУД – совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса

Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной переход от определения цели как освоения ЗУНов к определению цели как формирования умения учиться переход от «изолированного» изучения научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач переход от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Нравственно-этическое оценивание ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам

7. ФГОС ОО как совокупность трех групп требований (3Т) ФГОС ОО включают требования 1. К структуре основных образовательных программ 2. К условиям реализации основных образовательных программ 3. К результатам освоения основных образовательных программ

С = 3 Т К результатам освоения ООП К структуре ООП К условиям реализации ООП 7. ФГОС ОО как совокупность трех групп требований (3Т) ннй образовательный стандарт

Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования ФГОС ОО к структуре ООП регламентируют содержание и педагогические условия образовательного процесса и являются основой для разработки ПООП и ООП образовательных организаций

Требования к результатам освоения основных образовательных программ предметные метапредметные личностные

Предметные результаты образовательной деятельности - это усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета - ЗУН, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности Выпускник научится … Выпускник получит возможность научиться …

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Личностные результаты образовательной деятельности - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам

Требования стандарта могут быть дополнены Требования стандарта могут быть дополнены... ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА Требования региона Требования региона Требования школы Требования школы Требования школы Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников

Результаты, подлежащие оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности коммуникативных и информационных умений

Результаты, не подлежащие оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) характеристика социальных чувств ( патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) индивидуальные психологические характеристики личности Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности, в т.ч. поддержание и укрепление здоровья обучающихся, освоение ими навыков безопасного поведения и др., осуществляются в ходе неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований

Требования к результатам освоения ООП - это 1. Нормативная база для организации и осуществления образовательного процесса, в т.ч. для организации системы контроля и оценки учебных достижений 2. Ориентир для разработки программ, учебно-методических и дидактических материалов, подготовки и переподготовки педагогических кадров, оказания информационно- методической поддержки их деятельности 3. Основа для нормирования и экспертизы условий осуществления образовательного процесса, обеспечивающих достижение планируемых результатов образования

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ - это 4. Основа для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования, для разработки процедур, материалов и формата итоговой аттестации 5. Важный фактор аттестации работников системы общего образования 6. Критериальная база оценки состояния и тенденций развития системы общего образования на всех уровнях образовательной системы

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ кадровое обеспечение психолого-педагогическое обеспечение финансово-экономическое обеспечение материально-техническое обеспечение учебно-материальное обеспечение Информационно-методическое обеспечение

Нормативное сопровождение Требований к структуре ООП и результатам их освоения Фундаментальное ядро содержания общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Примерная основная образовательная программа Примерный учебный план Примерные учебные программы (примерные программы по учебным предметам) Система оценки достижения требований стандарта

Контроль исполнения ФГОС ОО Федеральные органы исполнительной власти по контролю и надзору в сфере образования, или органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования контролируют исполнение региональными системами образования и ОУ Требований к структуре ООП и результатам их усвоения в процессе аккредитации и по результатам государственной аттестации выпускников

Контроль исполнения стандартов Уполномоченные органы контролируют исполнение муниципальными органами управления, учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность и образовательными организациями Требований к условиям реализации ООП, преимущественно в ходе аккредитации

Контроль исполнения стандартов Контроль исполнения региональными системами образования требований стандарта может осуществляться в ходе мониторинговых исследований качества образования

Особенности ФГОС ОО разных уровней и назначений общего образования

Задание 2 Используя таблицу «Сравнение ФГОС разных ступеней ОО» и записи, сделанные в ходе презентации, сравните общую характеристику ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС для образования обучающихся с УО (ИН) и выполните следующее задание: 1. Найдите ответ на вопрос: «Отражаются ли в разных стандартах идеи, представленные в «Концепции ФГОС ОО»? Приведите аргументы. 2. Выделите не менее трех признаков сходства и различия в общей характеристике разных стандартов и сделайте выводы

Изменения, внесенные во ФГОС НОО, ООО, СОО приказами Министерства образования и науки РФ

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 Внесены изменения Приказ от 26 ноября 2010 г Приказ от 22 сентября 2011 г Приказ от 18 декабря 2012 г Приказ от 29 декабря 2014 г ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 Внесены изменения Приказ от 29 декабря 2014 г ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 413 от г. Внесены изменения Приказ от 29 декабря 2014 г. 1645

Изменения 1. Приказ от 26 ноября 2010 г ООП реализуется через учебный план и ВУД -перечислены разделы, которые должны входить в ООП НОО -ООП разрабатывается на основе ПООП НОО -«при отсутствии возможности для реализации ВУД ОУ в рамках государственных (муниципальных) заданий использует возможности ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, в период каникул возможности организаций отдыха детей…» -в целях обеспечения индивидуальных потребностей предусматриваются учебные курсы, в т.ч. этнокультурные и внеурочная деятельность -учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, ООП может иметь несколько учебных планов… -приведены обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания этих областей -Количество учебных занятий за 4 учебных года не менее 2904 и не более 3210 часов -могут разрабатываться с участием обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы, реализация которых сопровождается поддержкой тьютора

Изменения 2. Приказ от 22 сентября 2011 г ООП реализуется через учебный план и ВУД в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами -ООП должна содержать три раздела: целевой, содержательный, организационный -Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и требования к ее структуре -Учебный план и план ВУД – основные организационные механизмы реализации ООП НОО -план внеурочной деятельности определяет состав, структуру направлений, формы организации, объем ВУД (до 1350 часов за 4 года обучения) -ОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает план ВУД -психолого-педагогические условия реализации ООП НОО

Изменения 3. Приказ от 18 декабря 2012 г слова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменить словами «Основы религиозных культур и светской этики» (абзац 1 п.12.4, пункт 4 таблицы пункта 19.3) - дополнить абзац 1 п.12.4 сноской «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»

Изменения 4. Приказ от 29 декабря 2014 г «участники образовательного процесса» - «участники образовательных отношений» - «потребности» - «особенности» - «образовательное учреждение» - «организация, осуществляющая образовательную деятельность» - «образовательный процесс», «учебный процесс» - «образовательная деятельность», «учебная деятельность» - «на ступени НОО» - «при получении НОО» - «для обучения на следующей ступени общего образования» - «для получения общего образования следующего уровня» - «образовательный процесс на ступени» - «образовательная деятельность при получении» - «специальные образовательные программы» - «адаптированные ООП НОО»

Изменения 4. Приказ от 29 декабря 2014 г Корректировка: - обучающиеся с ОВЗ - независимо от формы получения образования и формы обучения -подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «ГТО» -ООП разрабатывается в соответствии со Стандартом и с учетом ПООП -ООП реализуется как самостоятельно, так и с учетом сетевых форм - непрерывность профессионального развития работников оргнизации, осуществляющей образовательную деятельность … - определение нормативов финансирования ООП - обеспеченность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам ООП…

Изменения 4. Приказ от 29 декабря 2014 г "Непрерывность профессионального развития работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу среднего общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

Изменения 1. Приказ от 29 декабря 2014 г слово «программ» дополнить словами «дошкольного» и исключить слово «полного» -слово «(итоговой)» заменить словом «итоговой» -слова «наблюдения» дополнить словами «испытания, (тесты) и иное» -слова «учреждения профессионального образования» заменить словами «профессиональными организациями, образовательными организациями высшего образования» -слова «учебно-воспитательный процесс» заменить «учебной деятельности» -слова «учреждений дополнительного образования детей» заменить словами «организаций дополнительного образования» -слова «индивидуальных образовательных планов» заменить «индивидуальных учебных планов»

Изменения 1. Приказ от 29 декабря 2014 г Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования