«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ» ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ВЕДУЩИЕ: ОСЕЧКИНА ЛАРИСА ИВАНОВНА, к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
Advertisements

Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Ведущие идеи построения региональной модели сопровождении одаренных детей.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Казымова Гюльнар Н. студентка II курса гр.ПНК-12.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р Воспитание детей – стратегический.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Миссия МАОУ СОШ 5 – создание образовательного пространства, оптимального для формирования социально успешной личности обучающегося. Девиз школы: «Солнце.
Транксрипт:

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ» ПРАКТИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ВЕДУЩИЕ: ОСЕЧКИНА ЛАРИСА ИВАНОВНА, к.п.н., доцент, директор центра технологий деятельностной педагогики ИМО МГО ТАБОЛОВА ЕЛЕНА МЭЛСОВНА, к.психол.н., доцент, директор центра модернизации системы педагогического образования БИДБАЙРОВА АННА ГРИГОРЬЕВНА, директор центра профессиональной подготовки и переподготовки специалистов сферы организации детского оздоровительного отдыха

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ КОМПЛЕКС РЕАЛИЗУЕМЫХ МЕР: Разработка, апробация и внедрение эффективных методик, инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста. Разработка и реализация региональных и муниципальных целевых программ по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов России. Проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью. Оказание содействия общественным организациям, образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим спортивную подготовку, наиболее успешно работающим с одаренными детьми и молодежью. Оказание содействия сообществам (в том числе интернет-сообществам) детей и молодежи по интересам в области науки, техники и спорта. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятий для детей и молодежи. Выделение грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых. Развитие инфраструктуры по работе с одарёнными детьми и молодёжью.

ПРОБЛЕМЫ От сутствие ясного представления об особенностях детей, проявивших выдающиеся способности, и их потребностях (сложности выявления и диагностики); Низкая готовность к работе с такими детьми, равнодушие к их проблемам (непонимание и неприятие); Субъективизм в оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов и психологов; отсутствие единого концептуального подхода; Враждебный настрой по отношению к одаренным детям как к детям, создающим определенную угрозу учительскому авторитету; Низкая психологическая и педагогическая компетентность учителей в выявлении и низкая мотивация в поддержке одаренных (талантливых) детей школьного возраста; Дефицит квалифицированных педагогических кадров, способных эффективно работать с одаренными детьми, в т.ч. в системе дополнительного образования детей; Слабое развитие системы дистанционного обучения в рамках сопровождения одаренных школьников; Ориентация на тактику количественного увеличения знаний, а не качественное изменение субъектного опыта; Размытые представления об организации многоуровневой системы работы с такими детьми, включающей в себя: поиск, выявление, обучение, развитие и поддержку; Незаинтересованность родителей в развитии и поддержке своих детей с интеллектуальными и творческими проявлениями одаренности, нежелание родителей заниматься образованием своих детей и низкий образовательный уровень самих родителей; Нехватка просветительской работы по организации взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренности; Недостаточная разработанность механизмов осуществления преемственности по работе с детьми, проявившими выдающиеся способности на всех уровнях общего образования (начальное, среднее, основное общее образование).

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ СЕМИНАРОВ 1 ДЕНЬ Научно-методические аспекты проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Выявление проблем сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности и способы их решения: вчера, сегодня, завтра. Анализ региональных моделей выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Системно-деятельностное моделирование в решении проблем выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Определение необходимых ресурсов для построения системы комплексного сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Организационно-управленческие методы в вопросах выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Рефлексия дня. 2 ДЕНЬ ДЕЛОВАЯ ИГРА «Разработка модели выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в ОО». Работа проблемных групп Тьюторское сопровождение в работе с детьми, проявившими выдающиеся способности. Построение мотивационных схем в образовательной организации по решению проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Командообразование как кадровая технология в работе тьютора. Технологии организации социального партнерства в работе тьюторов с детьми, проявившими выдающиеся способности. Проектирование модели выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности в ОО. Защита проектов. Обмен опытом профессионального сообщества Принцип каскадной модели повышения квалификации

Каскадная модель повышения квалификации предусматривает: на первом этапе специальную подготовку тьюторов на курсах повышения квалификации из регионов (практических семинарах), оснащение их образовательными ресурсами для работы с детьми, проявившими выдающиеся способности; на втором этапе проведение тьюторами курсов непосредственно на базе образовательных учреждений при постоянной дистанционной консультационной поддержке специалистов и организаторов курсов.

На третьей ступени каскадного обучения: подготовленная команда проводит обучение в педагогическом коллективе образовательного учреждения. Вторая ступень каскада: тьюторы прошедшие обучение готовят программы подготовки команд тьюторов для образовательных учреждений своего региона. Первая ступень каскада: начинается с подготовки тьюторов, которые для следующих ступеней каскада будут выполнять функцию тьюторов. Механизмы каскадного обучения

Принципы каскадной модели повышения квалификации: модульности построения образовательных программ; вариативности построения образовательных программ; открытости и доступности разработанных модулей программы; практико ориентированного характера обучения, предусматривающего проектные, исследовательские, творческие виды деятельности; создание обучающих (стажерских) площадок, обучение на которых ведется силами профессиональной команды тьюторов, прошедших специальную подготовку на курсах.

ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ рассматривается как взаимосвязанная деятельность всех субъектов сферы образования и других социально ответственных структур, направленная на создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей интеллектуальное обогащение учащихся за пределами школы и способствующей развитию их потенциальных возможностей. ТЬЮТОР - специалист, обеспечивающий разработку индивидуальных образовательных программ учащихся, сопровождающий процесс индивидуального образования в школе, в системах дополнительного и непрерывного образования. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

а) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; б) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; в) испытывают радость от умственного труда. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития именно интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

- в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность. Спортивная или моторно-двигательная одаренность может быть общефизической и специальной (в отдельном виде спорта). - в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.), так называемую предметно-академическую одаренность. Также выделяют научно-исследовательскую, научно- техническую, инновационную одаренность. - в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность; - в коммуникативной деятельности - лидерская и аттрактивная одаренность; - в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. Виды одаренности: 1) По критерию «вид деятельности» и обеспечивающие ее сферы психики:

- актуальная одаренность - достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами; - потенциальная одаренность - наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. 2) По критерию «степень сформированности одаренности»:

3) По критерию «форма проявления»: - явная одаренность - одаренность, проявленная в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; - скрытая одаренность - одаренность, проявленная в атипичной, замаскированной форме. 4) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»: - общая одаренность - одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности; - специальная одаренность - одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). 5) По критерию особенности возрастного развития: - ранняя одаренность; - поздняя одаренность. Решающими показателями выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Нормативно-правовое обеспечение процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми. Организация процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности. Психолого-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих одаренного ребенка. Организация взаимодействия с социокультурной средой в вопросах развития одаренных детей. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Вчера Сегодня Завтра Как решаются проблемы выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности?

Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности Нормативно-правовая база: Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно- техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте».

Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА: В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» (от 1 июня 2012 года 761) говорится об обеспечении условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально- имущественного положения их семей. В качестве мер, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи, приведены следующие: «Обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей, поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми, создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения разработки методологии и методов диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей для использования в массовой школе и в специализированных школах для одаренных детей, создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями), обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи».

ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Нормативно-правовое обеспечение процесса выявления и сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности Совершенствование (обновление) государственной, региональной, муниципальной нормативно правовой базы Поиск новых возможностей финансового обеспечения работы с одаренными детьми в рамках муниципальной системы образования. Принятие профессионального стандарта тьютора (ментора, координатора), работающего с одаренными детьми. Создание эффективной системы управления процессами выявления и сопровождения одаренных детей на уровне образовательной организации, муниципалитета, региона, субъекта РФ.

ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Выявление и сопровождение детей, проявивших выдающиеся способности. Создание в рамках школы модели эффективного управления развитием детей, проявивших выдающиеся способности, обеспечивающей выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей в соответствии с их интересами и потребностями: создание приемлемой для школы системы выявления одаренного ребенка; построение модели образовательного процесса, направленного на повышение мотивации и способствующего реализации индивидуальной траектории развития ребенка; организация системы дополнительного образования, предназначенной для удовлетворения постоянно изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей; организация межведомственного взаимодействия с учреждениями социокультурной среды.

Пути решения проблем ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Кадровое обеспечение: необходимость индивидуализации подготовки кадров; переподготовка и повышение квалификации кадров; поиск ярких личностей, для работы тьютерами, модераторами, координаторами; Организация системы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с одаренными детьми. Организация научно-методической поддержки, супервизия специалистов. Определение лучших практик и создание стажировочных площадок по трансляции и распространению уникального опыта. Создание информационно-образовательного портала для организации сетевого взаимодействия всех участников системы образования одаренных детей. Проведение ежегодных (ежемесячных) круглых столов, конференций, семинаров-практикумов, вебинаров по проблемам выявления и сопровождения одаренных детей. Непрерывное самообразование и самосовершенствование педагогов.

Пути решения проблем ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Психолого-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих одаренного ребенка Организация модульной системы подготовки родителей по вопросам воспитания и обучения одаренного ребенка. Организация работы родительского клуба, постоянно действующего семинара. Индивидуальное консультирование родителей. Создание детско-родительских проектов.

ПРОБЛЕМЫПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПУТИ ВЫХОДА Организация взаимодействия с социокультурной средой организация межведомственной и внутриотраслевой интеграции в работе с одаренными детьми; обеспечение взаимодействия субъектов системы, предполагающего координацию их деятельности и ведущего к интеграции их усилий и достижению целостности системы работы с одаренными детьми и оптимизации процесса управления ею;

Кто помогает сегодня одаренным детям и кто реально может им помочь? Чем региональная система образования может быть полезна одаренному ребенку? Какие условия могут быть созданы в ней для его развития? Какие инновационные преимущества может приобрести региональная система образования для формирования интеллектуального и творческого потенциала региона? Недостаточно изучены возможности развития одаренных детей в рамках внешней окружающей среды, формирование государственной системы целенаправленной работы с ними, в том числе на региональном уровне.

1. Образовательные организации 2. Регионы 3. ФИО, должности участников обучающей программы 4. Роли тьюторов в работе с детьми, проявившими выдающиеся способности 5. Ваши ожидания от практических семинаров Визитная карточка группы