Обзорная лекция: «Внешний аудит» Лектор: Хайло Зоя Алексеевна член Контрольного комитета СРО НП «ИПАР», член Совета по организации внешнего контроля качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочие документы аудитора это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.аудита.
Advertisements

контроль качества аудита
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) 1. ЛЕКЦИЯ 2.
Стандарты ФСАД 1/2010, 2/2010, 3/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" Лекция.
МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий» Стандарт действует с
Основные элементы аудита. Основные элементы аудита включают: Основные элементы аудита включают: определение объема аудита; определение объема аудита;
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по финансовой (бухгалтерской) отчетности открытого акционерного общества «Грузовое автотранспортное предприятие» Аудитор: Индивидуальный.
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АНДРИЕНКО ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ «АУДИТ» Использование результатов работы третьих лиц.
Комиссия по контролю качества. Slide 2 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Содержание 1. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества.
Аудиторские доказательства Правило (стандарт) 5 Лекция 4.
НОУ ВПО «Санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,
Виды аудиторских заключений Заключение с выражением безоговорочно положительного мнения Модифицированное аудиторское заключение - аудиторское заключение.
Сбор аудиторских доказательств, их документирование.
Завершение аудиторской проверки. По результатам аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) должна выразить в установленной форме мнение о достоверности.
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АНДРИЕНКО ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ «АУДИТ» Связанные стороны.
Планирование аудиторской проверки Кафедра «Бухгалтерского учета и аудита» Преподаватель: Василенко Марина Евгеньевна.
3.1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования.
СТЕПАНОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА, СТ. ПРЕП. КАФ. АИМ Аудит и контроллинг персонала 1.
1 2 I. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07 августа 2001 года 119-ФЗ ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ утратил силу.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Транксрипт:

Обзорная лекция: «Внешний аудит» Лектор: Хайло Зоя Алексеевна член Контрольного комитета СРО НП «ИПАР», член Совета по организации внешнего контроля качества аудиторских организаций при Росфиннадзор, секретарь Комиссии по контролю качества работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, генеральный директор аудиторской организации ООО «МиП Аудит» Продолжительность 1 час Москва, 2015

Цель лекции и целевая аудитория Цель - получение знаний об аудиторской деятельности для использования в профессиональной деятельности. Целевая аудитория - профессиональные директоры, задачей которых является акционерный менеджмент. Объекты управления и контроля – средний бизнес с долей государства.

Перечень сокращений Закон 307-ФЗ – Федеральный закон от N 307-ФЗ (ред. от ) "Об аудиторской деятельности" АЗ – Аудиторское заключение; АЛ – Аудируемое лицо (организация); АО – Аудиторская организация; БО – Бухгалтерская (финансовая) отчетность; ВККР – Внешний контроль качества работы аудиторских организаций; КЭА – Кодекс этики аудиторов; МФ РФ – Министерство финансов Российской Федерации; Информация – сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица; ОЗХС – общественно значимый хозяйствующий субъект СРО – Саморегулируемая аудиторская организация; САД – Совет по аудиторской деятельности; РФН – ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА; ФП(С)АД – Федеральные стандарты аудиторской деятельности

Содержание 1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности 2. Аудиторская деятельность. Аудиторское заключение 3. Права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц 4. Взаимодействие внешних аудиторов с внутренними аудиторами 5. Взаимодействие аудитора с руководством аудируемого лица и представителями собственника

Нормативное регулирование аудиторской деятельности Полезные ссылки: Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307- ФЗ от ; 2. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» 315-ФЗ от ; 3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от ФЗ; 4. Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.Кодекс

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от (в редакции последующих изменений и дополнений) содержит: Формулировку понятия аудиторской деятельности и аудита; Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации; Требования к аудиторам и аудиторским организациям; Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов; Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным; Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита; Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении; Ответственность за предоставление заведомо ложного заключения; Требования к обязательному контролю качества аудита; Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов (СРО); Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков и ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от (в редакции последующих изменений и дополнений) содержит:

Аудиторская деятельность Аудиторская деятельность - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. АО, индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных законодательством РФ в области аудиторской деятельности. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.стандартами

Сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги Сопутствующие услуги: Компиляция финансовой информации (ФПСАД 31); обзорные проверки; согласованные процедуры (ФПСАД N 30). Прочие услуги (п.7. Ст.1 Закона 307-ФЗ): постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; управленческое консультирование,; юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью; автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценочную деятельность; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудит Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.законом Аудит проводится на выборочной основе. Выборка определяется АО (ФПСАД 16).

Цель аудита Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Объем аудита «Объем аудита» - это аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом ФПСАД, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Аудиторское заключение (ФСАД 1/2010) Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.форме

Требования к аудиторскому заключению (Закон 307-ФЗ) Аудиторское заключение должно содержать: 1 ) наименование "Аудиторское заключение"; 2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица); 3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения; 4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе; 5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором; 6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита); 7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности; 8) указание даты заключения. Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг.

Виды аудиторских заключений (ФПСАД «1/2010) В аудиторском заключении может быть выражено не модифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудитор должен выразить не модифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу, что БО отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.

Виды Аз (продолжение) Аудитор должен выразить модифицированное мнение в аудиторском заключении, если: а) на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что БО, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения; б) он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что БО, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения. Если аудитор установил, что бухгалтерская отчетность недостоверна, то он должен обсудить это обстоятельство с руководством аудируемого лица и в зависимости от требований правил отчетности и от принятых руководством аудируемого лица решений должен определить, есть ли необходимость модифицировать мнение в аудиторском заключении.

Выбор аудитора – на что обратить внимание, кроме цены 1. Членство в саморегулируемой организации аудиторов (СРО); 2. Стаж работы на рынке; 3. Отраслевая специализация и опыт; 4. Результаты проверки качества работы Аудитора (ВККР) со стороны СРО и Росфиннадзор; 5. Квалификация и опыт аудиторов – членов аудиторской группы; 6. Сроки аудита; 7. Рекомендации пользователей услуг, СРО; Полезные ссылки:

Проверка аудитора

Реестр аудиторов и аудиторских организаций Программное обеспечение официального Интернет-сайта Минфина России позволяет осуществлять поиск и выборку по следующим признакам: аудитора - по фамилии, имени, отчеству, субъекту РФ, саморегулируемой организации аудиторов, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру ИП, номеру квалификационного аттестата, наличию единого квалификационного аттестата; аудиторскую организацию - по наименованию организации, ОФП, субъекту РФ, СРО, основному регистрационному номеру записи, основному государственному регистрационному номеру, участию в международных сетях аудиторских организаций, наличию в штате аудиторской организации аудиторов, имеющих единый квалификационный аттестат

Получение письменного подтверждения о статусе аудитора Сведения о конкретной аудиторской организации, конкретном аудиторе, содержащиеся в реестрах аудиторов и аудиторских организаций, представляются саморегулируемыми организациями аудиторов по письменному запросу заинтересованного лица. СРО Аудиторов: ПН ААС НП АПР НП ИПАР ПН МоАП НП РКА

Права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц (ст.13, 14 Закона 307-ФЗ) Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не освобождает руководство аудируемого лица от такой ответственности.

Права аудируемых лиц (Статья 14. Закона 307-ФЗ) 1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов; 2) получать от АО, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Права аудиторской организации (Статья 13. Закона 307-ФЗ) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг; (в ред. Федерального закона от N 403-ФЗ)закона (см. текст в предыдущей редакции) 2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с ФХД АЛ, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации; 3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе оказания аудиторских услуг вопросам; 4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях: а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации; б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности БО аудируемого лица; (5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Основные этапы аудита годовой БО 1. Принятие клиента. Согласование условий аудита (ФПСАД 12) 2. Планирование аудита 3. Проведение процедур в отношении промежуточной и/или годовой БО 4. Информирование руководства 5. Формирование мнения о достоверности БО 6. Выпуск АЗ

Взаимодействие внешних аудиторов с внутренними аудиторами Взаимоотношения внутреннего аудита с внешним регулируются тремя Правилами (Стандартами): Правило (Стандарт) 8. «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от ). Правило (Стандарт) 29. «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (Постановление Правительства РФ от ).

Использование работы внутреннего аудита Понимание и предварительная оценка эффективности внутреннего аудита (IA) Внешний аудитор оценивает эффективность IA, учитывая следующие важные критерии: a)организационный статус IA; b)объем функций - характер и объем поручений, выполняемых службой IA; c)профессиональная компетентность; d)должная профессиональная добросовестность: являются ли сделанные в отчетных документах IA выводы надлежащими в конкретных обстоятельствах и соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы и т д. Использование результатов работы IA внешним аудитором может повлиять на снижение трудоемкости аудита и повышение эффективности аудиторских процедур

Взаимодействие аудитора с руководством аудируемого лица и представителями собственника (продолжение) В договоре оказания аудиторских услуг могут: а) указываться форма, в которой будет сообщаться информация; б) определяться надлежащие получатели информации; в) определяться конкретные вопросы аудита, представляющие интерес для управления АЛ, в отношении сообщения информации о которых была достигнута договоренность. Информация, сообщаемая аудитором руководству АЛ и (или) представителям его собственника, как правило, отражает: Существенные ошибки в БО; Существенные неопределенности продолжения деятельности АЛ; Разногласия с руководством АЛ и т.п.

Взаимодействие аудитора с руководством аудируемого лица и представителями собственника Аудитор должен сообщать информацию руководству и (или) представителям собственника аудируемого лица (ФП(С)АД 22): «Руководство аудируемого лица" - лица, отвечающие за повседневное руководство аудируемым лицом, а также осуществление хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку БО (например, генеральный директор, главный бухгалтер и др.); «Представители собственника аудируемого лица" - лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства.

В соответствии с целями аудитора, ему необходимо: доводить до представителей собственника информацию об ответственности аудитора и запланированном характере объема аудита и его временных рамок; получать от представителей собственника информацию для целей аудита; своевременно доводить до представителей собственника возникающие в ходе аудита вопросы, которые являются существенными или уместными для выполнения представителями собственника надзорных функций в отношении процесса составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Взаимодействие аудитора с руководством аудируемого лица и представителями собственника (продолжение)

Ответы на

Благодарю за внимание, вопросы и предложения! Зоя Алексеевна Хайло + 8 (495)