Основы теории организаций Презентация В.Р.Попова по книгам В.И.Франчука «Основы современной теории организаций», 1995 г. «Основы общей теории социальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Advertisements

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Слово «организация» происходит от латинского organize - делать.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ Основные определения и свойства систем 1.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
1 Системный анализ и принятие решений Лекция 5 Системообразующие факторы, целенаправленность и управление. Коробов Александр Сергеевич
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
1 1 ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности.
Внешняя и внутренняя среда организации. - Это совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами целостности и устойчивости. Система Открытая.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Домашнее задание: §2, повт. §1 © Ковалькова Н.Н 1. Общество как система 2. Социальные институты.
{. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ АСУ.
Адаптивность и социализация. Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства.
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Транксрипт:

Основы теории организаций Презентация В.Р.Попова по книгам В.И.Франчука «Основы современной теории организаций», 1995 г. «Основы общей теории социальных организаций», 1998 г. «Основы нетрадиционной теории организаций», 1999 г.

Концептуальные модели организаций и социальных систем Модель «ОРГАНИЗАЦИЯ – МАШИНА» (А.Файоль, Л.Урвик) БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ модель (М.Вебер) ЕСТЕСТВЕННАЯ модель организации (Т.Парсонс, Р.Мертон, А.Этциони, Н.Смелзер) Организация – ОБЩИНА (Э.Мейо, Ф.Ротлисбергер) СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ модель (Тавистонская школа) ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ модель (Ч.Барнард, Г.Саймен, Дж.Марч) ОРГАНИЧЕСКАЯ модель (Г.Спенсер) ПРОЦЕССНАЯ модель (А.Смолл, Дж.Мид, Р.Пак) НЕОРГАНИЧЕСКАЯ модель (Т.Парсонс, Р.Мертон, К.Дэвис) ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ модель (Л,Зукер)

Общие определения социальных организаций С.КОССЕН – «организация – это объединение двух или более людей, имеющих некоторые общие интересы» Э.БЕРН – «группа – социальная агрегация, имеющая внешнюю и, по крайней мере, одну внутреннюю границу» Я.ЗЕЛЕНЕВСКИЙ – «объект, состоящий из людей и технических средств, взаимодействующих ради успеха целого» Амер. социологический словарь «Социальная организация – относительно устойчивая совокупность социальных отношений индивидов или подгрупп в обществе или групп, основанных на системе социальных ролей, норм, разделяемых смыслов, которая обеспечивает регулярность и предсказуемость социальных взаимодействий - формально организованная социальная группа или формальная организация…»

Способы создания организаций А.БОГДАНОВ различал «стихийно создававшиеся организации» и «организации, устраиваемые сознательно» Г.СПЕНСЕР - «…существует самопроизвольная кооперация, которая происходит непреднамеренно во время преследования целей частного характера; существует также сознательно установленная кооперация, предполагающая ясно признанные цели общественного интереса»

Основные подходы к определению понятия «социальная организация» Рационалисти- ческий (целевой) подход Организмический подход Проблемный (комплексный) подход Искусственные организации Естественные организации Естественно- искусственные организации

Глоссарий (по В.И.Франчуку) СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – устойчивая социальная целостность с разумным поведением ИСКУССТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – организация, созданная человеком с определенной целью ЕСТЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – непреднамеренно созданная организация, возникшая самопроизвольно, без заранее определенной цели или проекта

Продолжение Глоссария РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ (ЦЕЛЕВАЯ) МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ – организация представляется как целенаправленная социотехническая система, созданная людьми и осуществляющая сложную деятельность, направленную на достижение общих целей ПРОБЛЕМНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ – организация представляется как социалньый организм, который существует благодаря своей способности выявлять и решать проблемы

Общие особенности социальных организаций (по В.И.Франчуку) Целостность Устойчивость Наличие организационной культуры Регламентированное поведение и деятельность членов организации Способность организации выявлять и удовлетворять свои потребности или способность выявлять и решать свои проблемы Способность к саморазвитию и самообучению

Продолжение Глоссария ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ – разделяемое членами организации представление о ней как об одной команде УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ - способность организации сохранять свои жизненные культурные ценности ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ - желаемые конкретные результаты решения проблем организации, устанавливаемые коллективом организации в соответствии с его системой ценностей ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – все, что создается людьми (членами организации), признается и усваивается организацией. Охватывает как материальную, так и нематериальную сферу.

Особенности искусственных организаций Ориентация на определенные социальные потребности Целенаправленность Единый центр управления Иерархическая структура Интегрированный характер

Определения целевой модели А.И.ПРИГОЖИН – «…Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей… Организация есть целевая общность» С.С.ФРОЛОВ – «…каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу» и представляет собой «социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованных структур» Г.С.ПОСПЕЛОВ, В.А.ИРИКОВ, А.Е.КУРИЛОВ – «… любая организация создается для решения вполне определенной задачи, для выполнения конкретных функций и, таким образом, по своему назначению является целенаправленной…» М.МЕСКОН, М.АЛЬБЕРТ, Ф. ХЕДОУРИ – «… Организация - группа людей, чья деятельность сознательно координируется для достижения общей цели или целей…»

Описание целевой модели Организация – группа людей, координирующих свою деятельность для достижения общих целей Цели - либо устанавливает вышестоящая организация. либо они выбираются внутри организации Структурные подразделения имеют свои собственные цели, которые обеспечивают достижение общих целей Достижение целей осуществляется на основе управления и решения проблем организации. При этом проблемы понимаются как помехи в работе организации. Организация может изменять свои цели и перестраивать под них свою структуру. Ресурсы расходуются, главным образом, на достижение цели.

Особенности естественных организаций Отсутствие целей создания Универсальный характер деятельности Гибкая структура управления Наличие избыточности

Определения естественной модели К.СКОТТ – «организация – это группа людей, разделяющих общие интересы выживания организационной системы и занятых кооперативной деятельностью» Е.ПИТЕРС.Р.УОТЕРМАН - «организация – не имеющая лишних элементов разумная система сознательно скоординированных видов деятельности» Д.МАРЧ, Г.САЙМОН – «организация – сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координирующую систему» Ж.ХАЙЕС – «Организация есть живой организм. Организация – это ее люди. Люди вдыхают жизнь, смысл и энергию в организацию. Организация имеет стиль, дух, ритм, характер. Она имеет настроения, радости, страх, печали» В.И.ФРАНЧУК – «социальная организация – относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение подобно живому организму»

Описание естественной модели Система, которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия Ощущение, что организация является единой социальной целостностью, формируется на основе согласия большинства членов организации следовать единой системе ценностей Устойчивость за счет действия внутренних механизмов контроля, препятствующих отклонению поведения людей от социальных норм и единой системы культурных ценностей. Последняя – самая устойчивая оставляющая организации. Дисфункции наблюдаются, но они преодолеваются сами по себе или же укореняются в организации Изменения носят обычно постепенный, а не революционный характер Ресурсы расходуются, главным образом, на поддержание целостности и существование организации

Понятие организационной культуры Е.ШЕЙН– «организационная культура (ОК) есть интегрированный набор базовых представлений, который данная группа изобрела, случайно раскрыла, позаимствовала или достигла каким-то иным путем в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые достаточно эффективно послужили организации, чтобы быть признанными, действенными и достойными закрепления и передачи новым поколениям членов организации»

Организационная культура (продолжение) О.С.ВИХАНСКИЙ, А.И.НАУМОВ – ОК включает в себя: -Философию организации, задающую смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и клиентам -Доминирующие ценности, на которых базируется организация и которые относятся либо к целям ее существования, либо к средствам достижения этих целей -Нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации -Правила, по которым ведется «игра» в организации, а также поведенческие ритуалы, церемонии -Климат, существующий в организации и проявляющийся в том, как члены организации взаимодействуют с внешними лицами

Комплексная или «проблемная» модель Организация - социальный организм, обладающий способностью выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности или выявлять и решать свои проблемы, понимаемые как отклонения от принятых в организациях социальных норм, являющихся относительно стабильными элементами организационной культуры Выявление и решение проблем являются главными функциями организации, целеполагание и целедостижение играют вспомогательную роль. Цели являются средством решения проблем, а не проблемы решаются для достижения целей

Продолжение описания проблемной модели Решение проблем заключается в реализации мер, направленных на устранение отклонений от принятых в ней социальных норм. Способы решения проблем зависят от их специфики и проблемных знаний, с помощью которых организация создает образцы организационной культуры (ООК), являющиеся основными средствами решения новых проблем. Для непосредственного решения проблем в организации существует исполнительный механизм, куда проблемы передаются из механизма выживания и развития.

Продолжение описания проблемной модели Если проблемы являются обычными, то они решаются исполнительным механизмом без создания новых ООК. Если появляются новые проблемы, то требуется создание и введение новых ООК. Старые ООК при этом вытесняются или заменяются с преобразованием исполнительного механизма Для решения своих проблем организация может использовать «чужие» ООК. В некоторых случаях это ведет к присоединению к другим организациям или, наоборот, к поглощению организацией других организаций

Продолжение описания проблемной модели По мере решения новых проблем происходит обновление ООК, что вызывает развитие организации. Развитие может иметь как управляемый, так и неуправляемый характер. Развитие можно рассматривать как способ выживания организации, отсутствие новых проблем ведет к стагнации Разнообразие способов решения проблем достигается за счет новых проблемных знаний, т.е. информации, необходимой для решения проблем. Знания могут накапливаться и обновляться и являются основой функционирования и развития организации.