Исматуллина Виктория Игоревна, в.н.с. лаборатории возрастной психогенетики, кандидат психологических наук ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Федеральные Образовательные Стандарты второго поколения Внедрение наукоемких образовательных технологий Построение индивидуальных образовательных траекторий с целью повышения успешности в обучении всех обучающихся Выработка критериев оценки эффективности образовательной среды школ на основе индивидуальных показателей успешности в обучении
Координационный Совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию Экспериментальные площадки образовательных учреждений как платформы для развития научно- образовательного партнерства исследовательского коллектива и всех участников образовательного процесса
Неуспешные обучающиеся практически в любом классе, любой школе, у любого педагога Низкая степень ориентации на особенности познавательного развития как конкретных обучающихся, так и специфику познавательного развития классов Неэффективное использование системы информационно-образовательных ресурсов
Сотрудничество с ведущими научными учреждениями (Российская академия образования, Российская академия наук, профильные ВУЗы) Строгое соблюдение этических принципов проведения научного исследования (конфиденциальность, анализ на групповом уровне) Максимальный охват обучающихся, участвующих в научно-исследовательской деятельности Участие педагогов и обучающихся по собственному желанию Минимальное вмешательство в образовательный процесс (внеурочная деятельность)
I. Высокотехнологичный мониторинг познавательного развития школьников II. Проектирование индивидуальных траекторий познавательного развития с помощью современных статистических методов III. Диссеминация результатов
Присвоение идентификационного номера с логином и паролем Индивидуальные виртуальные рабочие «кабинеты» для каждого ученика
Задание «Последовательности» Задача ученика состоит в воспроизведении предъявленной последовательности «зажигания» кубиков посредством нажатия на нужные кубики с помощью компьютерной мыши. Пространственная память
Задание «Чувство числа» Ученику требуется решить, предъявляемый массив содержит больше желтых или синих точек, и нажать на нужные клавиши на клавиатуре (С или Ж). Чувство числа – способность к восприятию количеств без счета
Для обучающихся – понимание своих познавательных возможностей в успешности в обучении и первый опыт научной работы (популяризация науки в обществе) Для педагогов – возможность «увидеть» ученика «в ином свете» и узнать новейшие научные результаты (повышение квалификации) Для родителей – возможность участия в процедурах оценки результатов образования (обратная связь) Для школы – повышение качества обучения (сертификаты от ведущих научных учреждений; публикации)
Включение образовательного учреждения в международные проекты с целью выявления универсальных и культура-специфичных факторов успешности в обучении Использование новейших научных знаний при внедрении многопрофильного образования в образовательном учреждении, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом социального заказа государства Активное вовлечение школьников в научно- исследовательскую деятельность с целью раннего профориентирования и популяризации научных знаний и экспериментальной деятельности в предметных областях
Оценка когнитивных функций детей и подростков с поведенческими расстройствами, включая аутизм, фенилкетонурию, нарушения связанных с преждевременными родами, различных поражений влияющих на управляющие и мнемические функции. Индивидуальный характер Использование компьютера с сенсорным экраном
представляет собой учебную процедуру, разработанную для того, чтобы успокоить испытуемого и познакомить его с компьютером и чувствительным монитором. Этот тест всегда должен проводится в начале процедуры тестирования. Тест дает возможность выявить трудности: Зрительные Двигательные Понятийные и определяет, способен ли тестируемый выполнять простые инструкции. Фигура 1. «Проба на зрительно-моторную координацию» (MOT).
Этот зрительно- распознавательный тест разработан с целью подготовки испытуемого к следующему: Следовать простым правилам Умению переключаться BLC – это простой тест внимания. Фигура 2. Окно теста BLC
Тест SWM – оценивает возможность испытуемого удерживать в памяти и использовать в работе информацию пространственного характера. Это само-организованная задача, которая также оценивает эвристическую стратегию решения задачи. Этот тест чувствителен к работе фронтальной лобной доли мозга и к дисфункциям «управляющей» сферы. Окно теста SWM (3 бокса) Окно теста SWM (3 бокса) с открытым боксом
Тест SRM – это тест на исследование зрительно- пространственной памяти в парадигме вынужденного двухальтернативного выбора. Это тест в первую очередь чувствителен к дисфункциям лобных отделов коры, а также его выполнение может затрудняться при поражении медиальных височных отделов. Окно теста SRM, фаза презентации Окно теста SRM, фаза распознавания
Тест SSP оценивает объём зрительно- пространственной рабочей памяти Рис. Экранная форма SSP
Тест SOC – тест пространственного планирования, направленный на оценку фронтальных функций. Окно теста SOC
Начальная ступень 501 обучающийся Основная ступень 370 обучающихся Полное общее образование 173 обучающихся Всего = 1044 ученика
inlab.co.uk
Исследование когнитивных функций и эмоционально-поведенческой сферы детей с диагнозом острый лимфобластный лейкоз, прошедших лечение по протоколу МБ-2008 (Лечебно-реабилитационный научный центр «Русское поле» ФНКЦ детской гематологии онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Министерства Здравоохранения РФ) Исследование больных шизофренией (Лаборатория психофармакологии ФГБНУ «Научный Центр Психического Здоровья» РАМН, кафедра нейро - и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова)
Спасибо за внимание!