1 Любовная лирика А. Ахматовой Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою окропи,- Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ранняя лирика Анны Ахматовой. Только змеи сбрасывают кожу, сбрасывают кожу, Чтоб душа страдала и росла. страдала и росла. Мы, увы, со змеями не схожи,
Advertisements

Любовная лирика А.Ахматовой.. А ты думал - я тоже такая А ты думал - я тоже такая, Что можно забыть меня, И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН.
Учитель русского языка и литературы: Худяковой Л Худяковой Л.В.
Акмеизм (от греч. akme) – высшая степень чего-либо, вершина, цветение. Поэт – мастеровой. Слово – материал для творчества. Основное искусство – архитектура.
Выполнила: Разживина Е.А.. СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений,
Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация Анна Ахматова. Анализ стихотворения "Молюсь оконному лучу"
Министерство образования и науки Российской Федерации Работу выполнила: Макрушова Лилия Сергеевна Ученица 9 «А» класса МОУ «Лицей «Эрудит» Преподаватель:
«Я с самого начала всё знала про стихи…» Художественный мир ранней лирики А.Ахматовой.
1 Настоящая фамилия Ахматовой А) Горенко Б) Ахматова В) Эразмовая.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН.
Технология критического мышления. Синквейн. Мастер-класс подготовила: Лихачева Г.А., педагог МОУДОД «Станция юннатов» г.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Утро доброе, котенок! Ласки солнца для тебя, Для меня ты как ребенок, И как женщина моя. Пусть сегодня мир добрее, Станет радостно тебе, На душе уйдет.
Тема урока: Поэма М.Ю.Лермонтова «Беглец». Цели: - расширить знакомство с лирикой поэта, помочь обучающимся проникнуться настроением стихотворений поэта;
АННА АХМАТОВА ( ) Златоустая Анна Всея Руси… М.Цветаева.
Работу выполнила Пажгина Людмила Ученица 12Б класс 2009 г. МБОУ Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Югорска.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Я к розам хочу в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград. Где статуи помнят меня молодой, А я их под Невскою помню водой.
Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

1 Любовная лирика А. Ахматовой Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою окропи,- Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви.

2 Любовь. Каждый слышит в этом слове что – то свое.

3 Вспомним СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

4 Например Природа. Странная, красивая. Радует, огорчает и удивляет. Нашу природу надо беречь. Волшебница.

5 Творческое задание Напишите синквейн

6 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

7 Творческое задание

8 Петербург. Конец 1913 года. Подвал Бродячей собаки. Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей незавитой челкой, прикрывающей лоб и с редкостной грацией полу движений и полу жестов, - читала, почти напевая, свои стихи. Воспоминания Ю. Анненкова Дневник моих встреч.

9 Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике Анны Ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.

10 прочтите отрывки из стихотворений А.Ахматовой, в которых затрагивается тема любви. определите, пожалуйста, какие оттеки любовного чувства передают прочитанные вами строки.

11 любовь тяжестьрадостьнесчастьебезумиезавистьоткровениегордостьпытка Земная любовь Но есть еще одна сторона любовного чувства у Анны Ахматовой.

12 Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я бежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдёшь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». 8 января 1911.

13 особенности: психологизм лирики А. Ахматовой, чувство передается через внешнее проявление: жесте, мимике, поступке героини или героя, драматургия стихотворения, выявляется сюжет стихотворения, близость стихотворения к прозе, говорящие детали, через которые передаются чувства героини.

14 лирическое «я»: то из светской среды «под темной вуалью» то из низов «муж хлестал меня... ремнем» то из богемного кружка «Да, я любила их, те сборища ночные» порой она одинока порой замужем иногда мы застаем ее на пороге молодости а иной раз за этим порогом (кое-где это косвенно обозначено: «десять лет замираний и криков», «ждала его напрасно много лет»).

15 мужчина: его влечение к «ней» - единственное то ли у него «другая жена» Трансформации перечислены не все Между тем в наше сознание «она» и «он» входят как две тождественные фигуры, над всеми личностными различиями берет верх устойчивость типологического свойства – стабильность их ролевого положения в развертывающейся драме.

16 Любовная повесть развертывается и вширь и вглубь - и как цепь драматических событий, и как наслоение переживаний и самоощущений. «Я» и «ты» («она» и «он») многообразно обнаруживают несходство взаимовосприятия, соответственно личностного поведения

17 «Я», «она»«ты», «он» она для него - «незнакомка», обессиленная своим влечением, чувственно желанная, но душевно безразличная. он для нее - «милый», даже «непоправимо милый», «самый нежный, самый кроткий», «мудрый и смелый», «сильный и свободный», но и «наглый и злой», «пленник чужой». Она - мучительно страдает, ей горько, больно он - иронизирует, рисуется, наслаждается своей властью Она ему: «Ты знаешь, я томлюсь в неволе, / О смерти Господа моля» он - ей: «...иди в монастырь / Или замуж за дурака...». Она вместе с тем уверена в проникающей силе чувства, в неотвратимости его воздействия («Я была твоей бессонницей, / Я тоской твоей была», «А обидишь словом бешеным - / Станет больно самому»). он, при всем своем высокомерии, порой испытывает беспокойство, тревогу («проснувшись, ты застонал»). Кое-когда происходит и перемена ролей: мужчине (точнее, «мальчику») дано испытать «горькую боль первой любви», женщина остается к нему равнодушной: «Как беспомощно, жадно и жарко гладит/Холодные руки мои».

18 любовь окружается сетью противоречивых названий-толкований: Чувству сопутствует динамика разнородных состояний: ожидания, томления, изнеможения, окаменения, забвения. И, возвышаясь до неутолимой страсти, оно впитывает в себя другие сильные движения души: обиду, ревность, отречение, измену. свет, песнь, «последняя свобода» - и грех, бред, недуг, отрава, плен.

19 У Ахматовой есть выражение: «покой нелюбви». Слово найдено: «нелюбовь». Ахматова фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей, на отсутствии подлинной, глубинной близости - при наличии интимности. Поэзия осваивает особый, ранее не изображавшийся вариант схождения- расхождения, особую разновидность поведенческой ситуации.

20 «А ты думал – я тоже такая…» Сборник «ANNO DOMINI»

21 А, ты думал - я тоже такая, Что можно забыть меня. И что брошусь, моля и рыдая, Под копыта гнедого коня. Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшный подарок - Мой заветный душистый платок. Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом Окаянной души не коснусь, Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенным чадом - Я к тебе никогда не вернусь.

22 Любовный эпизод выступает перед нами в своеобразном ахматовском обличье: он, в частности, никогда последовательно не развернут, в нем обычно нет ни конца, ни начала; любовное признание, отчаяние или мольба, составляющие стихотворение, всегда кажутся читателю как бы обрывком случайно подслушанного разговора. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва, полубреда или экстаза, не считает, естественно, нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех - по торопливой азбуке любви. Отсюда - впечатление крайней интимности, предельной откровенности этой лирики.

23 Выводы Если расположить любовные стихи Ахматовой в определённом порядке, можно заметить, что в самом начале лирических стихов героиня гордая, трепетная, нежная. А уже в конце - это много познавшая женщина, прошедшая большой путь. Но на протяжении всего творчества лирическая героиня сильная, гордая. Это является одной из ярких особенностей её любовной лирики.

24 Второй немаловажной особенностью лирических произведений Ахматовой является роль бытовой детали. Молюсь оконному лучу - Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце - пополам. На рукомойнике моём Позеленела медь. Но так играет луч на нём, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне. 3 ноября 1910

25 Третья особенность произведений Анны Ахматовой это стихотворения, написанные в виде лирического дневника. Ахматова всегда предпочитала «фрагмент» связному, последовательному рассказу. Фрагмент придавал документальность произведению: ведь перед нами не то отрывок из услышанного разговора, не то обронённая записка: Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой. «Он любил…»

26 И четвёртая особенность - это «роман насти». Впервые мысль о «роман насти» в творчестве Ахматовой высказал Эйхенбаум. Он писал: «Поэзия Ахматовой - сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей».

27 Домашнее задание «Вечером» («Звенела музыка в саду…», 1913), «Небывалая осень построила купол высокий…» (выразительное чтение, анализ стихотворений) Поэма «Реквием»

28 Интернет - ресурсы