О вопросах обеспечения доступности для инвалидов услуг общего образования (извлечения из методического пособия) Карловская Н.П., начальник отдела координационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Галина Горбатых - председатель Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров»
Advertisements

Одной из важнейших проблем для инвалидов и мало мобильных групп населения является свободный доступ к объектам инфраструктуры - так называемый пространственно-средовой.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Организация проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов Попова Валентина.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Об организации и проведении государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Транксрипт:

О вопросах обеспечения доступности для инвалидов услуг общего образования (извлечения из методического пособия) Карловская Н.П., начальник отдела координационной работы и методического обеспечения МКУ «Центр диагностики и консультирования»

Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Методическое пособие разработано в рамках государственной программы «Доступная среда» на годы Фондом содействия научным исследованиям проблем инвалидности в соответствии с Государственным контрактом от 19 июня 2015 г. 15-К

Темы лекций: Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность. Этика общения с инвалидами. Общие подходы к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Обеспечение доступности для инвалидов государственных и муниципальных услуг. Обеспечение доступности для инвалидов услуг МСЭ и медицинских услуг. Обеспечение доступности для инвалидов участия в выборах и референдуме. Обеспечение доступности для инвалидов пользования общественным транспортом. Обеспечение доступности для инвалидов услуг связи. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций торговли и общественного питания. Обеспечение доступности для инвалидов жилищно-коммунальных услуг. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций культуры и библиотечного обслуживания. Обеспечение доступности для инвалидов социального обслуживания. Обеспечение доступности для инвалидов общего образования. Обеспечение доступности для инвалидов профессионального образования. Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма. Обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов инвалидов, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

Сборник нормативных документов по обеспечению доступности для инвалидов общего образования (извлечения): Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. 1014). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. 1015). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. 1008). Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. 1394). Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. 1400). Свод правил СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП » (приказ Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. 605). Свод правил СП «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» (приказ Госстроя от N 124/ГС). Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (письмо Рособрнадзора от ).

Глава 2 Виды нарушений функций организма, приводящие к инвалидности, и вызываемые ими ограничения способности осуществлять социально-бытовую деятельность Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Категории жизнедеятельности Способность к самообслуживанию Способность к самостоятельному передвижению Способность к ориентации Способность к общению Способность контролировать свое поведение Способность к обучению Способность к трудовой деятельности

Характеристика барьеров для инвалидов с разными формами инвалидности. Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках: пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий и др. физические и информационные барьеры. Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: -для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор – пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры; -для лиц, не действующих руками – препятствия при выполнении действий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий руками.

Для инвалидов с нарушениями слуха: отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации, электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры.

Для инвалидов с нарушениями зрения: отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др. Для инвалидов с нарушениями умственного развития барьерами различной степени выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения информации на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

Глава 3 Этика общения с инвалидами

Общие правила этикета при общении с инвалидами 1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре. 2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку правую или левую, что вполне допустимо. 3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя. 4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы. 6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам понять его. 8. Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы ничего (еда, сигареты, руки), не мешало. 9. Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. 10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Глава 15 Обеспечение доступности для инвалидов общего образования Специальные условия для получения образования: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, - использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, - обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Группы обучающихся с ОВЗ: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

Уровень образования Содержание образования для детей с ОВЗСроки обучения дошкольное образование в соответствии с адаптированной образовательной программой, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования начальное общее образование в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 4 до 6 лет основное общее образование в соответствии с адаптированной образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 5 лет, для лиц с ОВЗ и инвалидов + не более 1 года среднее общее образование в соответствии с адаптированной образовательной программой, разрабатываемой образовательной организацией, исходя из требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 2 года, для лиц с ОВЗ и инвалидов + не более 1 года

Адаптированная образовательная программа основывается на реализуемой в организации основной образовательной программе с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных классах/группах или в отдельных образовательных организациях. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей, обучение по образовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях

Адаптированная образовательная программа должна учитывать следующие основные требования: - срок освоения образовательной программы с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - реализация образовательной программы осуществляется на основе специально разработанных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; - может быть разработан один или несколько вариантов программы с учетом особых образовательных потребностей; - реализация программы может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях; - возможно использование сетевой формы обучения и применение дистанционных образовательных технологий; - система оценки достижения результатов освоения программы обучающихся с ОВЗ должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся; - организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

В реализации программы участвуют: руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности; при необходимости возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

Содержательный раздел основной образовательной программы содержит программу коррекционной работы, которая направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ОВЗ.

Коррекционная программа обеспечивает: - выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; - реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития; - использование адаптированных образовательных программ, разрабатываемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с другими участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий; - соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; -проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; -предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

В содержание коррекционной программы входят: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ при получении образования; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями образовательной программы; 3) система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ (комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной программы) и др.

Итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ: - проводится в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен); - продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа по сравнению с общей продолжительностью; -образовательная организация оборудуется с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; - при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание; - обучающиеся с учетом их индивидуальных особенностей в процессе сдачи экзамена пользуются необходимыми им техническими средствами.

Итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ: - проводится в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов; - как условие допуска к аттестации проводится итоговое изложение, продолжительность которого увеличивается на 1,5 часа; -образовательная организация оборудуется с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; - при проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь с учетом индивидуальных возможностей обучающихся; - допускается использование в процессе сдачи экзамена необходимых технических средств; -для слепых обучающихся и для обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата по желанию выпускные экзамены могут проводиться в устной форме; - для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

Лучший детский сад, реализующий инклюзивную практику, по итогам II Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России – 2015»: детский сад ГБДОУ 83 Фрунзенского района Санкт- Петербурга Лучшая инклюзивная школа по итогам II Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России – 2015»: МБОУ СОШ 21 г. Ставрополь