Тема урока: «Возможно ли существование живых организмов на Земле без грибов» Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всего известно около видов грибов Всего известно около видов грибов Первые грибы появились около 2 миллионов лет назад.
Advertisements

Вспомните, что вы узнали на прошлом уроке о грибах?
Грибы Арапова Ольга Николаевна МБУ Школа тыс.видов грибов Обитание грибов: Почва Вода Жилища Пищевые продукты Тело человека Тело животных.
Тема урока ?????. Проблема ???? Факт 1 Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.
Грибы. Общая характеристика, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Примерный материал Проценко Л.В. Для 6 класса.
Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов грибов.
Иванова Л.А. учитель биологии. Тема: Царство Грибов Плесневые грибы Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной.
Водоросли Проверочная работа Вариант 1 5 класс Ф.И 1. Этот гриб относят к… 1. дрожжи 2.шляпочные 3.плесневые 4. паразиты 2. Грибы сходны с растениями,
Плесневые грибы на кухне. Автор работы: ПЕРВЫХ ЕЛИЗАВЕТА Ученица 8 «а» класса МКОУ СОШ5 Красногвардейский район с.Привольное.
Грибы – «санитары леса», они способны превращать остатки мертвых животных и растений в простые вещества, которые с дождем переходят в почву и становятся.
Экологические системы. Каждый живой организм в природе встречается только там, где он находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, достаточно.
МОБУ Марковская СОШ Учитель биологии Долбышева Е.Ю.
Урок биологии по ФГОС в 5 классе на тему: «Царства живой природы» «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет, ничего более упорядоченного,
^ Цель: Изучение плесени и ее значения в жизни человека и природы Задачи: 1. Изучить представителей плесневых грибов, используя литературные источники.
Автор :Алексеева О. А. Учитель биологии высшей категории, МОУ СОШ 3 г. Балаково.
Презентация на тему: «Бактерии» Подготовила ученица 9 класса Примачёва Александра.
РОЛЬ ГРИБОВ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Цели урока Расширить представление об интересной, но во многих аспектах незнакомой для большинства людей, группе.
Урок природоведения «Разнообразие грибов». Задачи: Расширить знания о грибах; Расширить знания о грибах; Дать представление об одноклеточных и многоклеточных.
Каждый живой организм в природе встречается только там, где он находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, достаточно пищи, воды. Это.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ГРИБАХ Работу выполнила ученица 4 Б класса МОУ «Гимназия 5» Попова Ксения. Руководитель: Сазонова М.А.
Транксрипт:

Тема урока: «Возможно ли существование живых организмов на Земле без грибов» Сетевое издание Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» tochkapsy.ru

Проблема/интерес Цель Актуализация знаний/умений Основное содержание Результат/ оценка Рефлексия Перспектива 1 1 Содержание каждого этапа урока:

ИНТЕРЕС Задание 1 Определите, верны или неверны следующие утверждения? 1. Жизнь леса невозможна без грибов. 2. Лечение серьёзных воспалительных заболеваний без грибов проблематично. 3. Любой завтрак без грибов был бы немыслим. 4. В лесу подберёзовики нужно искать под берёзой, подосиновики – под осиной. 5. Берёзы, осины, дубы не могут жить без грибов. 6. Каждый француз назовёт этот гриб как символ Франции. 7. Существуют грибы, которые называют «кошмаром для строителей». 8. Без грибов жизнь на Земле невозможна.

ПРОБЛЕМА Доказать правильность утверждения: «Без грибов жизнь на Земле невозможна». ПРОБЛЕМА Доказать правильность утверждения: «Без грибов жизнь на Земле невозможна». ЦЕЛЬ УРОКА Доказать или опровергнуть утверждение: «Грибы играют важную роль в природе и жизни человека». ЦЕЛЬ УРОКА Доказать или опровергнуть утверждение: «Грибы играют важную роль в природе и жизни человека». ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Познакомиться с многообразием грибов в природе, определить роль грибов в природе и жизни человека. 2. Научиться «сворачивать информацию» в виде итоговой схемы – кластера. 3. Научиться определять различные виды грибов по заданным признакам. ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Познакомиться с многообразием грибов в природе, определить роль грибов в природе и жизни человека. 2. Научиться «сворачивать информацию» в виде итоговой схемы – кластера. 3. Научиться определять различные виды грибов по заданным признакам. ТЕМА УРОКА: Возможно ли существование живых организмов на Земле без грибов. ТЕМА УРОКА: Возможно ли существование живых организмов на Земле без грибов.

Состав экосистемы Горные породы Производители Разрушители Вода Воздух Потребители Почва АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2); Что такое симбиоз? (§ 13); Какое строение имеют грибы? (§ 15). АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2); Что такое симбиоз? (§ 13); Какое строение имеют грибы? (§ 15).

Явление симбиоза Взаимовыгодное сожительство двух организмов

Гифы грибов, проросшие в лист Верхний эпидермис листа Нижний эпидермис листа Гифы грибов Спорангий

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ План урока: 1. Изучить каждой паре учащихся по два текста о различных видах грибов. 2. Заполнить свою часть кластера по алгоритму: -название группы грибов; -какие грибы относятся к данной группе; -на чём грибы поселяются; -чем грибы питаются; -какую пользу или вред приносит данная группа грибов. 3. Совместное обсуждение результатов заполнения кластера. 4. Заполнение оставшейся части кластера с использованием отчётов учащихся и презентации учителя. 5. Сдача готового кластера учителю на проверку (каждой паре ставится оценка за совместно выполненное задание). 6. Выполнение тренировочных заданий на определение признаков различных видов грибов. 7. Выводы учащихся о значении грибов в природе и жизни человека. 8. Рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ План урока: 1. Изучить каждой паре учащихся по два текста о различных видах грибов. 2. Заполнить свою часть кластера по алгоритму: -название группы грибов; -какие грибы относятся к данной группе; -на чём грибы поселяются; -чем грибы питаются; -какую пользу или вред приносит данная группа грибов. 3. Совместное обсуждение результатов заполнения кластера. 4. Заполнение оставшейся части кластера с использованием отчётов учащихся и презентации учителя. 5. Сдача готового кластера учителю на проверку (каждой паре ставится оценка за совместно выполненное задание). 6. Выполнение тренировочных заданий на определение признаков различных видов грибов. 7. Выводы учащихся о значении грибов в природе и жизни человека. 8. Рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Парная работа Время выполнения задания 8 минут. На столах каждой паре приготовлено: 1. Два различных текста о грибах Название текстов: A.- Грибы разрушители вещей и продуктов B.- Болезнетворные грибы C.- Грибы – обновители биосферы D.- Грибы – помощники деревьев и трав E.- Грибы – создатели лекарств F.- Съедобные грибы G.- Грибы - помощники хлебопёков H.- Грибы – создатели благородных сыров 2. Схема «Многообразие грибов» для заполнения Учащиеся заполняют схему по алгоритму: -Название группы. -Какие грибы относятся. -На чём поселяются. -Чем питаются. -Какую пользу или вред приносит данная группа грибов. 3. Задания на закрепление УУД (обобщение, классификация) 4. Текст задания «Верно – неверно» 5. Задание на дом. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Парная работа Время выполнения задания 8 минут. На столах каждой паре приготовлено: 1. Два различных текста о грибах Название текстов: A.- Грибы разрушители вещей и продуктов B.- Болезнетворные грибы C.- Грибы – обновители биосферы D.- Грибы – помощники деревьев и трав E.- Грибы – создатели лекарств F.- Съедобные грибы G.- Грибы - помощники хлебопёков H.- Грибы – создатели благородных сыров 2. Схема «Многообразие грибов» для заполнения Учащиеся заполняют схему по алгоритму: -Название группы. -Какие грибы относятся. -На чём поселяются. -Чем питаются. -Какую пользу или вред приносит данная группа грибов. 3. Задания на закрепление УУД (обобщение, классификация) 4. Текст задания «Верно – неверно» 5. Задание на дом.

Текст 1 Грибы-разрушители вещей и продуктов Многие грибы разрушают плоды человеческого труда – деревянные дома, запасы древесины, столбы и шпалы, обои и штукатурку, книги. Грибы своими выделениями портят пластмассы и оптические приборы, запасы продуктов и одежду. Чем теплее и влажнее – тем быстрее вещи разрушаются грибами. Тысячи учёных изучают грибы и разрабатывают средства защиты от них растений, запасов еды и изделий. Как правило, изделия пропитывают, а посевы опыляют ядовитыми для грибов веществами. Иногда заражённые растения сжигают Текст 2 Болезнетворные грибы Многие грибы вызывают болезни растений, животных и человека – они всасывают соки из живых клеток, разместившись на более крупных, чем они сами, организмах или уцепившись за мелкие организмы. Обширное заражение грибами посевов может привести к гибели урожая; а заражение человека или животного – к страданиям или даже смерти. Текст 3 Грибы – обновители биосферы В экосистемах грибы играют роль разрушителей. Они уничтожают мёртвую древесину, листья, корни растений и трупы животных. Все мёртвые остатки превращаются грибами в углекислый газ, воду и минеральные соли – в то, что могут усвоить растения. Питаясь, грибы набирают вес и становятся пищей животных и других грибов. Текст 4 Грибы – помощники деревьев и трав Многие грибы срастаются с корнями деревьев и трав. Их сотрудничество взаимовыгодно. Растения дают грибам сахар и белки. А грибы разрушают находящиеся в почве мёртвые остатки растений и всасывают всей поверхностью гиф воды с растворёнными в ней минеральными веществами. Корни, сросшиеся с грибами, называют микоризой. Большинство деревьев и трав образуют микоризу.

Текст 5 Грибы-создатели лекарств Многие грибы производят яды, смертельные для бактерий. Эти яды называют антибиотиками. С помощью антибиотиков миллионы людей были излечены от нагноений, различных воспалений и заразных болезней, таких, например, как дизентерия, туберкулёз, тиф, воспаление лёгких. Учёные выводят новые штаммы грибов, способные производить больше антибиотиков, и конструируют установки для разведения этих грибов. Текст 6 Съедобные грибы Пищевая ценность грибов невелика, но они вкусны, и их поиск развлекает людей. Многие съедобные грибы содержат минеральные вещества, ценные аминокислоты, витамины. Грибам не нужны свет и высокая температура, поэтому некоторые из них выращивают в подвалах и прохладных теплицах. Текст 7 Грибы - помощники хлебопёков На Руси издавна пекли хлеб из теста, заквашенного дрожжами. Дрожжи – это тоже грибы, только (это исключение) они представляют собой не нити, а отдельные округлые клетки, которые после деления легко расходятся. Этот способ размножения называется почкованием. Они питаются сахаром из окружающего раствора, выделяя углекислый газ и этиловый спирт. Углекислый газ разрыхляет тесто, делая его пышным, а пары этилового спирта испаряются. Текст 8 Грибы – создатели благородных сыров Зелёная плесень пеницилл начала свой победный марш по планете, примерно две тысячи лет назад, она вошла в дом в обществе сыра. Во Франции в местечке Рокфор каждый год в ту его половину, когда овцы дают молоко, все жителе посёлка начинают варить сыр. Его делают много: молоко 700 тысяч овец поставляют в Рокфор и готовый сыр помещают на дозревание в 24 огромные, глубиной в 20-и этажный дом пещеры. Там всегда постоянная температура 27,8 градуса Цельсия, постоянная влажность и сквознячок. Это идеальные условия для роста благородной плесени, которая превращает овечий сыр в знаменитый всему миру сыр «Рокфор». Существует множество благородных плесневых сыров, которые готовят не только во Франции, но и в Италии, Германии, Голландии, Польше. Эти сыры пользуются заслуженной популярностью у гурманов.

Задание 2 Прочитайте тексты, заполните часть схемы о многообразии грибов, запишите краткую характеристику о каждой группе. Многообразие грибов D D E E C C B B A A H H G G F F

Грибы – разрушители

Болезнетворные грибы

Грибы – обновители биосферы

Грибы – помощники деревьев и трав

Грибы – создатели лекарств

13 сентября 1929 года Александр Флеминг представил миру свое новое изобретение, в будущем спасшее жизнь миллионам людей. Речь идет о таком лекарственном средстве, как пенициллин.

Съедобные грибы

Грибы – помощники хлебопёков

Грибы – создатели благородных сыров

РЕЗУЛЬТАТ/ОЦЕНКА Многообразие грибов -Грибы –разрушители вещей и продуктов -Плесневые -Вещи, продукты -Органические вещества неживых тел -Грибы –разрушители вещей и продуктов -Плесневые -Вещи, продукты -Органические вещества неживых тел -Грибы – помощники деревьев и трав -Шляпочные грибы -Корни деревьев и трав -Органическими веществами деревьев -Грибы – помощники деревьев и трав -Шляпочные грибы -Корни деревьев и трав -Органическими веществами деревьев -Грибы – создатели благородных сыров -Плесневые грибы -Молочные продукты -Органическими веществами молочных продуктов -Грибы – создатели благородных сыров -Плесневые грибы -Молочные продукты -Органическими веществами молочных продуктов -Съедобные грибы -Шляпочные грибы -Корни деревьев и трав -Органические вещества деревьев -Съедобные грибы -Шляпочные грибы -Корни деревьев и трав -Органические вещества деревьев -Грибы – обновители биосферы -Плесневые -Остатки мёртвых растений и тел животных -Органическими веществами мёртвых организмов -Грибы – обновители биосферы -Плесневые -Остатки мёртвых растений и тел животных -Органическими веществами мёртвых организмов -Грибы – помощники хлебопёков -Дрожжевые грибы -Питательная смесь, содержащая сахар -Сахаром -Грибы – помощники хлебопёков -Дрожжевые грибы -Питательная смесь, содержащая сахар -Сахаром -Болезнетворные грибы -Живые организмы -Вещества живых клеток -Болезнетворные грибы -Живые организмы -Вещества живых клеток -Грибы – создатели лекарств -Плесневые грибы -Органическая основа, питательные смеси -Органическими веществами -Грибы – создатели лекарств -Плесневые грибы -Органическая основа, питательные смеси -Органическими веществами D D E E C C B B A A H H G G F F

Задание 1 Анализируя готовую схему «Многообразие грибов», попробуйте разделить грибы по способам питания.

Задание 2 Среди перечисленных понятий найти «целое – часть»:

ПРОВЕРКА Задание 2 Среди перечисленных понятий найти «целое – часть».

Задание 3. Обобщение Укажите обобщающее понятие для данной пары понятий.

ПРОВЕРКА Задание 3. Обобщение Укажите обобщающее понятие для данной пары понятий

Задание 4 Установите соответствие между организмами и их признаками.

ИНТЕРЕС Задание 1 Определите, верны или неверны следующие утверждения: 1. Жизнь леса невозможна без грибов. 2. Лечение серьёзных воспалительных заболеваний без грибов проблематично. 3. Любой завтрак без грибов был бы немыслим. 4. В лесу подберёзовики нужно искать под берёзой, подосиновики – под осиной. 5. Берёзы, осины, дубы не могут жить без грибов. 6. Каждый француз назовёт этот гриб как символ Франции. 7. Существуют грибы, которые называют «кошмаром для строителей». 8. Без грибов жизнь на Земле невозможна.

ПЕРСПЕКТИВА Домашнее задание: § 17. Ответить на вопросы: 1. Зачем маляры перед побелкой потолка и стен смачивают их медным купоросом? 2. Какие условия благоприятны для роста дрожжевых грибков в тесте? 3. Ты решил построить деревянный дом. Какие меры по защите от поражения грибком ты предпримешь на стадии проектирования и во время строительства?