Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 5 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Advertisements

1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Основные этапы исследовательской деятельности. Боеспособность пехотных соединений русской армии в русско-турецкой войне гг. (на примере N-ской.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 4 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Моделирование и исследование мехатронных систем Курс лекций.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 5 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 2 Ранее мы рассмотрели темы лекции Объект, субъект и предмет ДИ Формирование тематики диссертации Паспорт научной специальности Наименование диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 3 Темы лекции 5 Тема 1. Актуальность объекта и предмета исследования. Тема 2. Проблема, цель, задача в диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 4 АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТА и ПРЕДМЕТА Соотношение понятий «актуальность» и «значение» (ценности) результатов: 1. Актуальность результатов как их значение для современности. 2. «Актуальность» и «Значение» результатов являются критериями оценки ДС (ГАК) диссертации! Замечание 1. Подмена термина: «значение для практики» на «практическая полезность» (В Положении - значение). актуальность Замечание 2. Положению о порядке актуальность отмечает в отзыве только официальный оппонент (п. 23 Положение от ). Актуальность Значение результатов для науки и практики (для современности) для теории 1. Моделей. Методик. 2. Науч. дисциплины. для практики 1.Аналог. технологий. 2.Обучении. КБ. НИИ.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 5 Актуальность объекта исследования Актуальность объекта должна быть очевидна для всех членов диссертационного совета (включая членов ДС по другим специальностям). Высвечиваются недостатки, преимущества объекта исследования, сопряженные с предметом исследования. Объекты исследования современности: I. I.Объекты природы. II. II.Объекты технологий. III. III.Объекты гуманитарных отраслей науки.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 6 Объекты природы Нобелевские лауреаты 2011 Физика Сол Перлмуттер (США) Адам Райсс (США) Брайан Шмидт (Австралия – США) – за обнаружение ускорения вселенной, связанную с гипотезой о существовании темной материи и Большого взрыва.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 7 Объекты природы Нобелевские лауреаты 2013 Физика Нобелевскую премию по физике получили Питеру Хиггсу (Великобритания), Франсуа Энглеру (Бельгия) за "теоретическое открытие механизма, который обеспечил понимание происхождения масс элементарных частиц".

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 8 Известные объекты исследования математики Теорема Пьера Ферма (1637 – 1995 г.г.) Для любого натурального числа уравнение не имеет натуральных значений a, b и c. (1601 – 1665) Сер Эндрю Джон Уайлс г.р

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 9 Известные объекты исследования математики Гипотеза Анри Пуанкаре (1904 г.) Всякое односвязное компактное многообразие без края гомеоморфно трехмерной сфере (исходная формулировка). (1854 – 1912) Гипотезу А. Пуанкаре доказал в 2002 г. Григорий Перельман (г.р. – 1966)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 10 Актуальные объекты технологий Технологические объекты: Энергетика, Автоматизация и электроника, Здравоохранение, Безопасность, Информатизация, Нанотехнологии и др.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 11 Актуальные объекты социологических отраслей науки Развитие общества и цивилизации. Развитие человека Образование и здравоохранение. Человек и техника. Человек и природа. Современные вызовы человечеству. Замечание. Часто методической ошибкой диссертанта является то, что в работе не обосновывается актуальность предмета исследования.

Актуальность объекта и предмета диссертации Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 12 Актуальность Объекта Предмета 1. Известное знание 2. Значение объекта для задач современности 1. Новое знание (результат), полученное диссертантом 2. Значение результата диссертации для теории и практики отрасли

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 13 Итерационный цикл актуализации объекта и предмета исследования Объект исследования Значение объекта Гипотеза знания. Идея решения Проблемная ситуация Актуальность объекта исслед. Предмет Актуальность предмета Значение предмета Проблема, цель Компетенции субъекта Задачи получения и обоснования Субъект

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 14 Шаблон текста – ЗНАЧЕНИЕ : ДЛЯ ТЕОРИИ: Автором выполнена систематизация..., определяющая … Разработанные теоретические положения (решение задачи) … позволяют описать и объяснить новые факты, явления и данные, что имеет существенное значение для развития (… научной дисциплины) Теоретические результаты работы могут быть использованы для моделирования (расчета) принципиально новых объектов … в приоритетных направлениях развития… (энергетика, образование, медицина, …) В работе предложен подход формирования критериев оценки состояний (систем)… и эффективности (технологии, деятельности … Разработанные положения позволяют выполнить прогнозирование развития …. (должны прослеживаться функции науки)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 15 Шаблон текста – значение : ДЛЯ ПРАКТИКИ (отраслей науки и производства): Предложены новые технические и технологические решения, позволяющие существенно снизить трудоемкость … (увеличить производительность) … Результаты могут быть использованы в проектных работах КБ и НИИ…, образовательном процессе, проведении НИОКР Разработаны рекомендации по практическому использованию разработок в ….

Выводы по теме «Актуальность»: Актуальность – вызов современности Актуальность результатов формулируется через их значение для теории и практики отрасли науки в текущий период времени Значение результата может быть актуальным и потенциальным Актуальность обосновывается как объекта, так и предмета исследования диссертации. Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 16

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 17 Тема 2. Проблема, цель, задача в диссертации

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 18 О научных проблемах, целях и задачах Поставим вопросы: 1. Что общего и в чем различие между проблемой и целью? 2. Когда в диссертации ставится проблема и когда цель? 3. Что различает цель и задачу? Цели и задачи в логической последовательности изложения научного исследования: актуальность объекта недостатки объекта (устраняемые в диссертации) проблемная ситуация цель (проблема) задачи (направления) гипотеза (решение, предложение, разработка)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 19 Некоторые известные определения научной проблемы: «Знание о незнании». (метафора, человек осознал, что он что- то не знает!) «Я знаю, что ничего не знаю» Сократ. Современные философы «Дефект наличного знания» (И.Т. Касавин) «Трудности объяснения полученных данных существующими фундаментальными положениями теории» (Г.И. Рузавин). «Непонимание новых научных данных и их отношения к известному знанию» (А.Ю Цофнас). Вывод. Ядро понятия «научная проблема» как будто выясняется, но однозначности, как видим, в известных определениях научной проблемы не наблюдается!

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 20 Классификация проблем по масштабности (Ю.А. Цофнас) Субстратные (субстрат - основа), как согласование параметров в рамках структуры известной теории (например, определить коэффициенты в системе д.у.). Структурные (установление связи между новыми структурным элементом (фактом) и принятой концепцией). Добавить компонент в структуру: (теплоотдачу, обратную связь).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 21 Классификация проблем (Ю.А. Цофнас) (продолжение) Концептуальные (нужен новый принцип, концепция, парадигма, теория). (точечное, линейное или пространственное решение, аналитическое и численное решение). Реляционные (объяснение и согласование теорий (теория света: волна – частица; классическая механика и СТО, квантовая механика ).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 22 Проблемы диссертанта Основная проблема: Поиск новых данных, нового решения или новой разработки, способных стать новыми, научными и диссертабельными результатами. Постановка и решение проблемы (задачи) различна для различных классов отраслей науки (естественные, технологические, социальные) : Естествознание предполагает открытие явления и его описание; Технологические – разработку устройств и технологий, модернизацию; Логические – доказательство в системе законов логики и аксиом, допущений; В социологии – прогноз социального развития в изменяющихся условиях, интерпретацию.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 23 Определение проблемы в ДИ Проблема в диссертации – это осознанное и вербализованное требование позитивного разрешения проблемной ситуации, имеющее существенное значение для теории и практики конкретной отрасли науки.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 24 Признаки научной проблемы, цели и задачи Проблему решает целостная теория, а задачу решает часть теории (Б.С. Грязнов). Проблема не имеет алгоритма решения, а задача имеет? (Г.И. Рузавин) «Цель – это идеальный образец продукта» (академик РАН В.С. Степин). Традиции (НШ, ДС) в постановке проблемы или цели!!! Целей, как и проблем в ДИ, может быть несколько (вариант защиты по двум специальностям).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 25 Пример формулировки цели Целью работы является (решение задачи …, разработка технологии, создание …), позволяющей при оптимальных (затратах материала, времени, … ), выполнить (установить, объяснить, …) и имеющей существенное значение для… (развития научной дисциплины…, качества жизни …) …. Замечания: Научная цель и научная проблема определяют прогрессивную миссию и направленность деятельности (диссертационной работы) Постановка задачи или проблемы определяется масштабностью предмета исследования: в кандидатской – цель и задачи, в докторской – проблема и направления исследования (не строго).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 26 Этапы постановки задач (КД): I. I.Выявление потребности в проведении ДИ. II. II.Систематизация предметной области. III. III.Выявление предполагаемой новизны ДИ. IV. IV.Определение и ранжирование целей ДИ (дерево целей-задач). V. V.Определение условий и ограничений (задача становится научной, снять допущения, …). VI. VI.Формулирование задач ДИ. Докторская диссертация: 1. (ДД) Расширение предметной области диссертации. 2. (ДД) Формулирование научных проблем (целей) ДИ и направлений исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 27 ВАРИАНТ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ-ЗАДАЧ ДИ в КД (МГ) (технологическая рациональность) Создать технологическую разработку 1. Предложить идею 3. Модель расчета 2. Проверка работоспо- собности 4. Практика использов. 5. Презентация результата Патентный поиск Написать заявку Найти аналог ММ Составить програм- му и рассчитать Сделать установку Провести экспери- мент Докумен. практич. использ-я Организа- ция внедрения Статьи Диссер- тация Получить патент!

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 28 Примеры (шаблон) формулировок задач: Выполнить системный анализ проблемной ситуации … (по предмету исследования) Предложить новые технологические разработки по модернизации (оптимизации…), позволяющие достичь повышения эффективности (качества, производительности) при эксплуатационных ограничениях (экологических, антропометрических, массогабаритных, энергетических, безопасности …) Разработать методику (модель) описания (расчета) основных показателей эффективности (производительности, быстродействия, информативности …) предмета исследования …

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 29 Примеры (шаблон) формулировок задач: Выполнить обоснование, полученных результатов с привлечением известных методов обоснования, в частности, путем сопоставления (сравнения) данных с … (фундаментальные знания, известных решений, эмпирических данных …). Выполнить статистический анализ расчетных и экспериментальных результатов. Сделать выводы об адекватности теоретической и эмпирической интерпретаций Разработать технологию апробации предлагаемой разработки и проведения экспериментальных исследований … Сформулировать рекомендации по практическому использованию научных выводов. Заметим, что Задачи структурируют работу по главам!

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 30 О соответствии задач и результатов Методический прием: Количество задач и их формулировки должны быть согласованы с количеством и формулировками результатов диссертации, что обеспечивает целостность диссертационной работы и ее внутреннее единство в качестве критериев ДИ. Идеально если: N задач = N результатов

Выводы по теме 2: Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования Цель является компонентом диссертации. 2. Формулировка цели согласуется с другими компонентами диссертации: объектом, предметом, наименованием, задачами и другими. 3. Цель определяет основной результат и задачи для его достижения

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 32 Спасибо! До встречи на следующих лекциях!