Использование инновационных коррекционно- реабилитационных технологий в процессе сопровождения детей после кохлеарной имплантации. Коррекционно-педагогическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: педагог-психолог МБОУ СОШ 19 Алехина Наталья Лаврентьевна СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗДОРОВЬЯ.
Advertisements

Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
"Инновационная составляющая образовательной программы "Организация внеурочной деятельности ребенка в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты «СУВАГ» Научно-образовательный центр «Социальная.
Чернова Надежда Владимировна заместитель директора по УР МАОУ «СОШ 2» г. Колпашево.
Инновационная модель раннего психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук,
Оборудование для центра инклюзивного образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА.
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Детский сад компенсирующего вида 940. НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ВНУТРИ ГЭП: РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ.
Транксрипт:

Использование инновационных коррекционно- реабилитационных технологий в процессе сопровождения детей после кохлеарной имплантации. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования Тихонова Мария Юрьевна – заместитель директора научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Лозовая Елена Владимировна – сурдопедагог, реабилитатор, руководитель реабилитационной- образовательного центра автономной некоммерческой организации «Научно- методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» 1

Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА, В КОТОРОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Учебные кабинеты, включая кабинеты начальных классов, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой, например, использующей радио принцип или инфракрасное излучение). Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся. Кабинеты индивидуальных занятий для проведения коррекционной работы должны быть оснащены стационарной аппаратурой индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильным устройством, визуальными приборами и специальными компьютерными программами для работы над произношением, компьютерными программами для развития слухового восприятия, зеркалом (для работы над произношением). Кабинеты музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи оснащаются индукционной петлей или аппаратурой, использующей радио принцип или инфракрасное излучение 3

Проблема создания специальных условий и обеспечения интеграции среды детей с кохлеарными имплантами ставит на повестку дня вопрос разработки и внедрения новых образовательных технологий, позволяющих ввести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду не иждивенцем, а на самом деле ее полноценным и полноправным членом 4

КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ часть систематической работы; часть целого комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию детей с сенсоневральной тугоухостью IV степени и глухотой и взрослых с пост лингвальной глухотой (глухотой, наступившей после формирования речи) 5

Особенности реабилитации детей после кохлеарной имплантации Начало реабилитации с раннего возраста У неслышащего ребенка, по существу, одномоментной пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки Главной целью психолого-педагогической поддержки в первые мес. использования кохлеарных имплантов является развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом и слухового контроля собственной речи 6

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ 1) технологии психолого- педагогической поддержки детей после кохлеарной имплантации на основе верботонального метода; 2) технологии сенсорной коррекции 7

ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД Метод реабилитации за счет использования телесной (вибротактильной) проводимости низких частот. Главное достоинство верботонального подхода заключается в том, что именно он помогает решать одну из основных задач реабилитационнойй работы с неслышащими и слабослышащими детьми - задачу социальной адаптации и интеграции их в общество слышащих. Технология реабилитации, основанная на верботональном подходе использует ресурсы тела обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья. 8

ПРЕИМУЩЕСТВА ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА Во-первых, процесс реабилитации неслышащих детей проходит гораздо быстрее, к тому же благодаря современной и качественной электроакустической аппаратуре дети учатся слушать и говорить в очень комфортных условиях. Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, поскольку, говоря профессиональным языком, «формируется слуховая картинка в коре головного мозга». 9

ПРИНЦИПЫ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА 1. Развитие речи детей с нарушениями слуха полностью входит в процесс их созревания 2. Ориентир в работе по развитию речи ребенка с нарушениями слуха – процесс речевого развития слышащего ребенка 3. Ритм и интонации являются основными структурными элементами разговорной речи. 4. Речь является результатом собственной активной двигательной деятельности. 10

СИСТЕМА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ВЕРБОТОНАЛЬНОМУ МЕТОДУ Музыкальная стимуляция – это название специальных групповых и индивидуальных занятий, применяемых в реабилитации по верботональному методу. Ритмические игры. 11

ВЕРБОТОНАЛЬНАЯ АППАРАТУРА Специальная электроакустическая аппаратура для индивидуального пользования, позволяющая работать по верботональному методу Специальная электроакустическая аппаратура для коллективного пользования, позволяющая работать по верботональному методу 12

Верботональное оборудование для реабилитации и коррекции детей с кохлеарными имплантами Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования, позволяющая работать по верботональному методу VERBOTON VT 15 / VERBOTON VT 16 Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования 13

Верботональное оборудование для реабилитации и коррекции детей с кохлеарными имплантами Специальная электроакустическая аппаратура для определения оптимального слухового поля и подбора слуховых аппаратов, индивидуальной реабилитации VERBOTON G20 Специальная электроакустическая аппаратура для коррекции речевых нарушений VERBOTON G30 Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования 14

Верботональное оборудование для реабилитации и коррекции детей с кохлеарными имплантами Специальная электроакустическая аппаратура для терапии заикания и речевой реабилитации DIGIDEL 5000 Специальная электроакустическая аппаратура индивидуального пользования 15

Верботональное оборудование для реабилитации и коррекции детей с кохлеарными имплантами Специальная электроакустическая аппаратура коллективного пользования, позволяющая работать в группе из 4-6 обучающихся с кохлеарными имплантами VERBOTON VT 42 Специальная электроакустическая аппаратура коллективного пользования, позволяющая работать в группе из 6-8 обучающихся с кохлеарными имплантами VERBOTON VT 62 Специальная электроакустическая аппаратура коллективного пользования 16

Верботональное оборудование для реабилитации и коррекции детей с кохлеарными имплантами ИНДУКТИВНАЯ ПЕТЛЯ МОНОАУРАЛЬНЫЙ НАУШНИК TYPE GM 17

В верботональной системе главным является коммуникативное единство: единство акта коммуникации, автором которого является тело, а основными компонентами - ритм и интонация 18

ПРОФЕССОР ПЕТАР ГУБЕРИНА: движение тела является носителем информации и тесно связано с мелодическими линиями речи, производство речи прямо связано с мускульной тонической организацией тела, фонационные движения могут вызываться и исправляться общими движениями тела 19

МЕТОДИКИ фонетическая ритмика (тела и музыкальная), помогающая моделировать устное выражение, особенно ее фонетические и просодические параметры; театральная драматизация, развивающая речевое выражение выученных и телесно отработанных вербальных понятий 20

ФОНЕТИЧЕСКУЮ РИТМИКУ ИСПОЛЬЗУЮТ Как принцип, с помощью которого создается оптимальный путь к хорошему слушанию и речи, особенно, когда другими действиями не добиться желаемого результата. Стимуляцию используем как в групповой, так и в индивидуальной работе. Как отдельный предмет, который входит в план и программу реабилитации. 21

ВЕРБОТОНАЛЬНЫЙ МЕТОД Конечной целью верботонального метода является возможность интеграции детей с проблемами слуха и речи в здоровые массовые коллективы. Критериями готовности ребенка с нарушениями слуха и речи к интеграции являются: слухопротезирование, слуховосприятие, общение речью, усвоение программы, психологическая зрелость, социальная адаптация и коммуникабельность. Достоинство верботонального метода в его комплексности: дети, получившие официальный статус инвалидности, проходят все виды реабилитации – медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную. 22

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОЙ КОРРЕКЦИИ 23

Развитие и взаимодействие всех сенсорных каналов ребенка: развитие зрительного восприятия;развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата 24

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. Это своеобразный тренажерный зал, где коррекция нарушенных функций эффективно потенцируется синхронной возможностью гашения нередуцированных примитивных тонических рефлексов, коррекцией процессов восприятия, внимания и т.д. 25

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ СРЕД Мягкая среда Зрительная среда Тактильная среда Среда запахов (воздушная) 26

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ - снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; - активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды; - стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); - развитие двигательных функций; - создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур; - педагогическая коррекция детей; - проведение коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; - коррекции игровой деятельности; - решение школьных проблем 27

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ -стимулирование сенсорного развития детей; -компенсация сенсорных впечатлений; -создание положительного эмоционального фона; -преодоление нарушений в эмоционально-волевой сфере; -возбуждение интереса к исследовательской деятельности; -коррекция нарушений высших корковых функций; -развитие общей и мелкой моторики; -коррекция двигательных нарушений; -снятие эмоционального и мышечного напряжения; -корректировка психоэмоционального состояния; -расширение кругозора ребёнка; -составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов; -развитие воображения и творческих способностей; -фиксирование и управление вниманием. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий и восстановительного лечения, высококвалифицированными кадрами, имеющего в достаточном объеме средства эффективного контроля, а также хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляя преемственность в проведении реабилитационных мероприятий 29

Тел.: (495) , (495) бесплатная линия: 8 (800) Благодарим Вас за внимание! 30