Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 10 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Advertisements

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Колесникова О.Н., декан факультета социологии Алтайский государственный университет.
ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ АСПИРАНТОВ Ученый секретарь диссертационного Совета к.э.н., доцент О.Ю. Городецкая.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» «Выбор темы исследования» Автор: Н.А. Червинская,
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Подготовка соискателей к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук: процедура и требования ВАК РФ Семинар для аспирантов и соискателей.
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена Филологический факультет КАФЕДРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЛОЛОГИИ 2010 Кафедра.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 10 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 2 Темы лекции Автореферат диссертации Организация деятельности диссертанта Презентация результатов диссертации Подготовка к защите и защита диссертации.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 3 Тема 1. Автореферат диссертации.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 4 Автореферат диссертации Положение о порядке (п. 18) «… должен быть с разрешения диссертационного совета напечатан на правах рукописи объемом до двух печатных листов для докторской и одного печатного листа для кандидатской диссертации». Один печатный лист – знаков. Автореферат нормативно ограничен в объеме. «По докторским и кандидатским диссертациям в области гуманитарных наук объем автореферата может быть увеличен до 2,5 и 1,5 печатного листа соответственно».

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 5 Автореферат диссертации Положение о порядке … (п.18) В автореферате должны быть изложены и показаны: основные идеи и выводы диссертации, вклад автора в проведенное исследование (?), степень (?) новизны (оценка новизны), практическая значимость результатов исследований.

ГОСТ Р – Структура автореферата диссертации Автореферат диссертации включает в себя: а)обложку автореферата диссертации; б)текст автореферата диссертации: 1) 1) общую характеристику работы, 2) 2) основное содержание работы, 3) 3) заключение; в)список работ, опубликованных автором по теме диссертации. С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 6

ГОСТ Р – Оформление текста автореферата диссертации Общая характеристика работы включает в себя следующие основные структурные элементы: актуальность темы исследования; степень ее разработанности; цели и задачи; научную новизну (как говорить о новизне не сказав о результатах? Мой комментарий); теоретическую и практическую значимость работы; методологию и методы исследования; положения, выносимые на защиту (здесь придется повториться о новизне? Мой комментарий); степень достоверности и апробацию результатов. Основное содержание работы кратко раскрывает содержание глав (разделов) диссертации. В заключении автореферата диссертации излагают итоги данного исследования, рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы. С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 7

8 Автореферат диссертации Конструкты общей характеристики автореферата: Определение объекта и предмета исследования Актуальность объекта ДИ (с изложением недостатков объекта исследования) Актуальность предмета ДИ Степень разработанности тематики Цель (проблема) диссертационной работы (направленность ДИ на устранение недостатков объекта исследования) Задачи (направления) ДИ.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 9 Автореферат диссертации Гипотеза (гипотезы) ДИ (при ориентации на решение задачи и изложении новых научных знаний) Методы (методологические основания) исследований (теория, эксперимент, тесты) Основные результаты, полученные лично соискателем (выносимые для защиты) и их научная новизна (новое научное знание, отличие от известных) Достоверность и обоснованность результатов (1-й и 2-ой уровень теории, метрологическое обеспечение экспериментов, сравнение ).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 10 Автореферат диссертации Значение результатов для теории и для практики Реализация результатов (практика использования) Апробация работы (презентация результатов на конференциях) Публикации по теме с выделением публикаций в научных журналах из перечня ВАК Соответствие результатов диссертации паспорту научной специальности Структура и объем диссертации.

Тема 2. Организация деятельности диссертанта С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 11

Аспекты повышения результативности работы диссертанта С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования Планирование и мониторинг (аттестация) выполнения работы. 2. Работа (совместная) над научным текстом диссертации. 3. Учет итерационности процесса достижения конечного результата. 4. Учет зависимости поисковой деятельности от типа научного результата 5. Постоянная тренировка умения представлять результаты.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 13 Метод контрольных вопросов в ДИ (новая матрица категорий – сравнение?) Вопросник Сократа. «Диалоги» Платона. 11 вопросов (Что? Кто? Где?...) Тертуллиан – II в. НЭ. Известные сегодня вопросники: Эйлоарта, Осборна, Пойа, Буш и др. Вопросник, как система организации поиска и коллекторская программа ДИ, мощное средство генерации идей.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 14 Метод контрольных вопросов в ДИ I. Первые вопросы диссертационного исследования: С чего начать писать кандидатскую (докторскую) диссертацию? Кто может стать моим научным руководителем (консультантом) ? Что такое отрасль науки? Какая отрасль науки больше подходит для диссертации? Как выбрать научную специальность? Что такое паспорт научной специальности и где его можно найти? Что такое объект исследования в диссертации? Как выбрать объект исследования диссертации? Что такое предмет исследования диссертации? Чем отличается объект исследования диссертации от предмета исследования? Чем отличается тема диссертации от наименования диссертации?

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 15 Метод контрольных вопросов в ДИ II. Формирование структуры диссертационной работы Процедурная модель диссертации, что это такое, как ее составить, требуется она мне или нет? 2. 2.Компоненты, конструкты, регулятивы диссертационного исследования? Что это такое? Как лучше сконструировать оболочку моей диссертационной работы? Обоснование актуальности. Чем отличается актуальность объекта исследования от актуальности предмета исследования диссертации? Постановка научной проблемы? Требуется помощь в редакции научной проблемы диссертации Цель ДИ. … 6. 6.….

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 16 Метод контрольных вопросов в ДИ III. Получение результата диссертации Научная новизна результатов диссертации. В чем она выражается, как выражается, как оценивается? Что собой может представлять диссертабельный результат диссертационной работы? Каким образом может быть получен предполагаемый результат? Теория в диссертации? Как подойти к проблеме получения теоретических положений диссертации? 5. 5.…

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 17 Метод контрольных вопросов в ДИ IV. IV.Обоснование достоверности результатов, оценка значения для теории и практики, научные выводы, внутреннее единство (7 вопросов). V. V.Работа с рукописью диссертации (4 вопроса). VI. VI.Автореферат (4 вопроса). VII. VII.Подготовка к защите и защита диссертации. (4 вопроса). В публикациях приведено 50 вопросов. Подробнее в кн. Селетков С.Г. Теоретические положения в диссертационном исследовании: монография. – Ижевск: Изд. ИжГТУ, – 344 с. (своб. доступ; сайт, раздел «Учебные пособия»)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 18 Процедурная модель ДИ Процедурная модель (ПМ) дает наглядное представление об основных процедурах и операциях диссертационного исследования, методах их проведения, указывает на конечный результат операции или процедуры. ПМ дает описания: О ЦЛ - Целевое - процедуры достижения цели; О КЦ - Концептуальное - основные идеи; О ПЛ –процедуры получения результата; О ОБОСН – методы обоснования полученных результатов; О ПР, О ЗЩ – процедуры презентации результатов и их защиты.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 19 Процедурная модель ДИ Стадия ДИ Процедуры МетодыРезультаты 1234 I стадия Формиро- вание цели и концепции ДИ Описания: О ЦЛ, О КЦ 1.1. Выявление потребности в ДИ Выбор объекта ДИ Обоснование актуальности Определение признаков типа результатов. … Составление программы ДИ. Анализ паспортов НС, Выявление работ по теме ДИ, Прогнозирован ие развития ОИ, Синтез фонда идей, Условия и ограничения, Дерево целей- задач, Шаблоны … Формулировки: ОИ, ПИ, Сетки категорий, концепции ДИ, Наименование, Признаки результатов, Цель, задачи, Методическая форма ДИ, Программа ДИ

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 20 Процедурная модель ДИ Стадия ДИПроцедуры МетодыРезультат ы 1234 II стадия Проведение ДИ, получение и обоснование результатов Описания: О ПЛ, О ОБ 2.1. Концепция решения задач ДИ Гипотеза ДИ Следствия гипотезы Определение методов обоснования Поиск теор. платформы Поиск ампир. платформы Интер-тация анализ и синтез концепции, Методы определения следствий, Математическое моделирование, доказательство, Анализ допущений, Сценарий, ПО. гипотеза ННЗ Следствия гипотезы, Результаты проверки следствий, Обоснование гипотезы, Научные выводы.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 21 Процедурная модель ДИ Стадия ДИПроцедуры МетодыРезультаты 1234 III стадия Оформление и презентация, защита результатов ДИ Описания: О Пр, О Зщ 3.1. Композиция ДИ Написание ДИ Публикация. 3.4.Конференции, гранты, конкурсы Предзащита. 3.6.Автореферат Работа с отзывами Защита диссертации методология подготовки, Стиль изложения рукописи, Методы презентации, Методы устного изложения, Методика ответов на вопросы, Сценарий защиты Рукопись ДИ. Автореферат, Шаблоны отзывов, Иллюстрационн ые материалы, Доклад диссертации, Перечень возможных вопросов.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 22 Тема 3. Презентация результатов диссертации

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 23 Сравнение теоретической и ампирической интерпретации (графическая визуализация) I уровень II уровень

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 24 Уровни теоретической и ампирической интерпретаций III уровень

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 2525 IV Уровень – модельная анимация I. Теоретическая анимация (по данным теории) В.А. Тененев, Е.В. Ветчанин, А.С. Шаура Движение тел в вязкой среде: поворот капли, поворот сферы. Презентация диссертации «Движение тел за счет перемещения внутренней массы в вязкой среде» II. Эмпирическая анимация (по данным эксперимента) А.В. Шумилов : Повышение кучности автомата АН-94 Штатный образец Предлагаемая модель АН-94

Подготовка к защите С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 26 Диссертация – 6 (7) экз. Автореферат – 100 экз. Статьи в науч. Журналах – (2,3) Патенты на полезную модель или изобретение Защита на кафедре по профилю диссертации Оппоненты – 2(3) Ведущая организация Представление документов в ДС Комиссия по соответствию и заключению ДС Работа с отзывами Доклад Презентация Заключение

Процедура защиты С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 27 Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. 1. Представление документов. 2. Доклад (20 – 25 мин.) 3. Ответы на вопросы. 4. Технический перерыв (по решению совета). 5. Выступление научного руководителя (консультанта). 6. Отзывы о работе ведущей организации, других организаций. 7. Ответы диссертанта на вопросы из отзывов. 8. Выступления официальных оппонентов. 9. Ответы на замечания оппонентов. 10. Выступления членов совета и присутствующих. 11. Заключительное слово диссертанта. 12. Тайное голосование (2/3 – д.б. голосов «за»). 13. Поздравление диссертанта с присуждением ученой степени. 14. При положительном решении принимается заключение ДС о диссертации.

Доклад С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования Приветствие председателя ДС, его членов, присутствующих. 2. Краткая характеристика объектно-предметной области. 3. Представление проблемной ситуации (актуальность, что необходимо сделать? Что не получается?) 4. Предшественники. Кто занимался ранее задачей (проблемой)? 5. Цель диссертационной работы. 6. Гипотеза разрешения проблемной ситуации. 7. Получение основного результата диссертации (решения задачи, разработки). Новизна полученного решения. 8. Обоснование основного результата (эксперимент, факты). 9. Значение полученных результатов для теории и практики. 10. Перспективы развития предмета и использования результатов. 11. Заключение по работе (защищаемые результаты).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 29 На этом мы завершаем наш курс из 10 лекций. Спасибо! Готов ответить на вопросы по курсу! Читайте мои книги. Они в свободном доступе на сайте: «Методология диссертационного исследования» в разделе «Учебные пособия»