Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни 7 декабря 2015 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
{ Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор, влияющий на качество.
Advertisements

МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Региональный и школьный уровень. Входная диагностика 1 класс Оценка готовности 1-классников к школе.
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе. Педагог-психолог МАОУ «Гимназия им.Н.В. Пушкова» Максимова Е.А.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Особенности проведения стартовой диагностики у первоклассников Каттай Е.А. Учитель начальных классов.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.
Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ Иванова Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Поповская.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Кузнецова О.Н МБОУ ЦО «Каразей». Преемственность – непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного.
Транксрипт:

Адаптация первоклассников к новым условиям школьной жизни 7 декабря 2015 год

1 классы 2015 – 2016 учебного года 1А – Сидорова Зинаида Афанасьевна 1Б – Соколова Наталья Владимировна 1В – Соляникова Надежда Анатольевна 1Г – Готовцева Саргылана Илларионовна 1Д – Максимова Анна Николаевна Всего: 153 учащихся

Портрет выпускника дошкольник - начальная школа Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах открытость к сотрудничеству навыки здорового образа жизни познавательные интересы, учебная мотивация навыки само органы- низации и регуляции ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ оценочная самостоятельность

Важно помнить! В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста одинаково важны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.

Показатели готовности к обучению в начальной школе -познавательная сфера (психофизиологическая и интеллектуальная зрелость, сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие учебных навыков у ребенка) -индивидуально-личностные особенности ребенка -семья как ресурс адаптации первоклассника -ресурсы и цена адаптации ребенка к школе -здоровье ученика

Оценка процесса адаптации осуществляется: через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Стартовая диагностика (не отбор в школу!): - дает информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися –позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении –является основой для оценки динамики образовательных достижений, с учетом которой оцениваются образовательные достижения выпускников начальной и основной школы, используется при аттестации педагогических кадров

Итоги стартовой диагностики Зрительное восприятие (0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 100%90%100%97%100% Ср. балл 1,71,91,62,12,5

Итоги стартовой диагностики Пространственное восприятие (0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 89%93%99%78%65% Ср. балл 2,12,22,11,5

Итоги стартовой диагностики Выбор и выполнение арифметических действий(0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 96%100% 87%96% Ср. балл 2,52,72,51,92,7

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание. 1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.) 2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек оста­лось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Итоги стартовой диагностики Сравнение множеств (0 или 4 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 65%70%97%59%93% Ср. балл 2,33,42,52,33,6

Итоги стартовой диагностики Классификация предметов(0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 100% 97%100% Ср. балл 2,52,72,32,22,7

Итоги стартовой диагностики Фонематический слух (0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 100%90%98%90%100% Ср. балл 2,41,51,71,21,1

Итоги стартовой диагностики Предпосылки к овладению звуковым анализом (0-3 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 96% 99%78%84% Ср. балл 2,62,52,622,3

Итоги стартовой диагностики Произвольность (умение следовать указаниям)( 0-4 б) Класс 1А1Б1В1Г1Д Справились 100% 99%90%100% Ср. балл 2,63 22

Диагностика личностных УУД «Беседа о школе» (методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Нулевой уровень 1А (29) 7 чел.15 чел.7 чел.- 1Б (30) 13 чел. 4 чел.- 1В (28) 13 чел.12 чел.3 чел.- 1Г (32) Д (32) 12 чел.18 чел.2 чел

Индивидуально-личностные особенности ребенка Мотивация Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Тревожность Эмоциональное благополучие

Урочная деятельность Важно сначала научить: 1. Культуре общения и поведения: учить слушать друг друга, учителя; учить помогать друг другу; 2. Контролировать собственные действия; 3. Оценивать собственные действия; 4. Задавать вопросы и придумывать задания Самоопределение в 1 кл. – «я – ученик».

Семья как ресурс адаптации первоклассников Подготовка к школе в семье Установки родителей по отношению к школьному обучению Условия ребенка для обучения Помощь ребенку в обучении

Индивидуальные особенности здоровья ребенка Группа здоровья Физкультурная группа Взаимодействие со сверстниками Возрастное соответствие массы тела и роста

Первый этап (начало 1 класса) Некоторые результаты проведенных обследований в регионах России

Портрет первоклассника (1) Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети двух возрастных групп. Половину из них составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, другую половину – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет. Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах, иногда посещая занятия и в детском саду, и в школе. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе в детском саду, половина посещала подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок - 43%, в другой школе - 12%). Занятия с логопедом посещали 19% детей, самостоятельно занимались со своими детьми 30% родителей.

Портрет первоклассника (2) По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 75% детей, чуть больше пятой части детей идут в школу без особого желания, но спокойно. Небольшое число детей (1%-2%) демонстрировали различные негативные эмоциональные проявления при необходимости идти в школу.

Портрет первоклассника (3) В целом, по результатам опроса учителей, более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15 до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.

Портрет первоклассника (4) По результатам опроса родителей, 85% первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться со взрослыми, около 90% успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 10-15% детей, поступивших в школу, испытывают большие трудности в общении. Более 60% первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь.

Портрет первоклассника (5) В среднем среди всех первоклассников только у 20% детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья. Большинство первоклассников (68%) относятся ко второй группе здоровья, то есть имеют некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела или перенесли недавно какие- либо заболевания. 8% детей отнесено к третьей группе здоровья. Число детей, отнесенных к 4 группе здоровья составило 0,4%. К таким группам относятся дети с хроническими заболеваниями, с физическими недостатками и последствиями травм или операций.

Портрет первоклассника (6) Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (88% первоклассников имеет «уголок школьника» - свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). В большинстве семей первоклассников имеется детская библиотека: около 40% семей имеют детскую библиотеку, включающую более 30 детских книг, чуть более 40% - небольшую библиотеку (от 10 до 30 детских книг). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника.

Индексы рисков адаптации Учебные Коммуникативные Эмоциональные проблемы Психофизиологическая незрелость Тревожность Перевозбуждение

Риски (1) Учебные Не готов по чтению (имеет достаточный уровень подготовки по чтению) Не готов по письму (имеет достаточный уровень подготовки по письму) Не готов по счету (имеет достаточный уровень подготовки по счету)

Риски (2) Коммуника- тивные Боится задать вопрос учителю (не боится задать вопрос учителю) Не понимает правила взаимодействия с учителем, не держит дистанцию с учителем Его не выбирают при разбиении на пары

Риски (3) Психо- физиологическая незрелость На занятиях часто отвлекается Ходит по классу во время урока Пристает к одноклассникам Не может спокойно сидеть на уроке (спокойно сидит на уроке) Опаздывает на уроки

Основной критерий готовности системы образования разного уровня к введению новой системы оценки ФГОС - введение мониторинга индивидуальных достижений учащихся и качества образования с учетом стартовой диагностики