Личностно ориентированный урок литературы в 11 классе по теме: «Послеоктябрьская лирика В.В. Маяковского: поиски новой художественной программы (на примере.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Advertisements

Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Полтавский лицей» Система учебников «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок обучения грамоте Тема урока: «Знакомство.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Транксрипт:

Личностно ориентированный урок литературы в 11 классе по теме: «Послеоктябрьская лирика В.В. Маяковского: поиски новой художественной программы (на примере дилогии - «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой»)» (УМК под ред. Г.А. Обернихиной) Автор: учитель высшей категории гимназии 28 города Костромы Лодус Л.М.

Цель Создать условия для осмысления эволюции любовной лирики Маяковского (от футуризма к реализму); в процессе диалога обратить учащихся к пониманию себя, к высказыванию своего мнения по обсуждаемым проблемам, способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции. 2

Задачи Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие поэтической дилогии Маяковского; проследить, как происходит развитие реализма в лирике поэта. Развивающие: активизировать субъектные представления учащихся как основу читательского сопереживания при восприятии лирики; способствовать развитию умения характеризовать основные проблемы, жанровые и родовые особенности, композицию изучаемых произведений; способствовать развитию умения выразительно читать, сохранять ритм и интонационный подтекст стихотворения; способствовать развитию умения высказывать и обосновывать (мотивировать) свое суждение о прочитанном. 3

Задачи Воспитательные: помочь учащимся почувствовать гуманистический пафос любовной лирики Маяковского; воспитывать интерес к поэзии. 4

Планируемые образовательные результаты (предметные) Умение осознанно воспринимать художественное произведение: - в контексте всего творчества поэта; - как послание автора читателю. Умение устанавливать поле читательских ассоциаций, умение дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию. Умение давать краткий историко-культурный или биографический комментарий к стихотворению, разграничивать понятия автор и лирический герой. Понимать идейное звучание и новаторство любовной лирики В. Маяковского. Понимание особенностей послеоктябрьской любовной лирики В. Маяковского. Умение создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в формате ЕГЭ. Понимать значение поэзии В. Маяковского. Проводить литературные параллели. 5

Планируемые образовательные результаты (метапредметные) Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: Умение прогнозировать предстоящую работу. Умение определять и формулировать тему урока. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение осуществлять анализ и синтез. Умение устанавливать причинно-следственные связи. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 6

Планируемые образовательные результаты (метапредметные) Познавательные УУД: Умение выявлять сущность, особенности объектов. Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. 7

Планируемые образовательные результаты (личностные) Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. Умение делать свой выбор. Потребность в самовыражении через слово. Формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. 8

Этапы урока Этап 1. Организационный. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала. Этап 2. Актуализация субъектного опыта учащихся. Определение темы, проблемы, цели урока. Этап 3 (основной). Освоение нового материала. Накопление первичных читательских и аналитических представлений. 9

Этап 4. Актуализация и осмысление приобретённого читательского опыта, обобщение личностных впечатлений. Этап 5. Обобщение и осознание сделанных ранее индивидуальных и коллективных наблюдений над текстами. Этап 6. Информирование о домашнем задании. 10 Этапы урока

Для актуализации субъектного опыта учащимся предлагается выполнить 2 задания на выбор (письменно): 1. Выразить лексические ассоциации, которые вызывает слово любовь в контексте художественного мира Маяковского. 2. Ответить на вопрос: В чем своеобразие художественных средств и способов решения темы любви Маяковским? (Образец ответа на этот вопрос представлен на слайде, что позволит осуществить самоконтроль.) 11

Проблемная ситуация урока создается через сравнение представлений учащихся о ранней лирике В. Маяковского и первичных читательских впечатлений от прочитанной самостоятельно послеоктябрьской дилогии – «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой» (учитель обращает внимание учащихся на своеобразие жанра, смысл названия стихотворений). 12

Этап 3 (основной). Освоение нового материала. Накопление первичных читательских и аналитических представлений Первичное чтение текста учащимися (про себя), чтобы выявить первичное восприятие произведений (происходит комментирование, обсуждение образов, поэтических приемов, которые привлекли внимание учащихся, поразили их); «Вдумчивое» чтение, диалог с поэтом через текст - предлагает учащимся самим выбрать стихотворение для самостоятельного анализа (по вопросам), которые должны раскрыть идейно-художественное своеобразие данных произведений и установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом учащихся. 13

Темы сочинений (развернутый ответ на проблемный вопрос не менее 200 слов на одну из предложенных 3-х тем) 1. Один из московских учителей литературы поставил ученику отличную оценку за сочинение на тему: «Маяковский-лирик», мотивируя ее тем, что школьник составил оригинальный план к сочинению и в соответствии с ним раскрыл тему. В этом плане трижды повторялось название темы «Маяковский-лирик», но каждый раз в конце ставились разные знаки препинания: - Маяковский-лирик? - Маяковский-лирик. - Маяковский-лирик! Какой из пунктов плана вы бы использовали, рассказывая о любовной лирике Маяковского? 2. Нужно ли «сбросить» Маяковского «с парохода Современности» и даже исключить из школьной программы? 3. Пастернак увидел в Маяковском натуру, родственную Раскольникову. Согласны ли вы с подобным суждением? 14

Результативность проведенного урока учебное взаимодействие строилось на основе учёта личностных особенностей учащихся; использовались различные педагогические приёмы для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся; учащиеся активно строили учебное взаимодействие на основе диалога и полилога; для учащихся создавались ситуации успеха; 15

Результативность проведенного урока в учебных взаимодействиях проявлялись доверие и толерантность; осуществлялось стимулирование учеников к осуществлению индивидуального выбора учебных заданий; осознанно соблюдался принцип выбора как условие развития субъектности и индивидуальности учащихся; 100% учащихся справились с заданием на развитие творческих способностей. 16