Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология научного исследования Подпорин И.Г.. 1.Научное исследование: уровни и методы 2.Этапы научного исследования 3.Структура научно-исследовательского.
Advertisements

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 10 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Критерии оценивания исследовательских работ подготовила учитель математики МБОУ « Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В. М.» Одинцова.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Умения и навыки исследовательского поиска: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение.
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
НАЗВАНИЕ Работу выполнил: ст. 4 курса ФИО Научный руководитель: Должность, ФИО Г. Пермь, 2009 ГОУ ВПО Пермский государственный университет Физический факультет.
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 2 Темы лекции Научный вывод и научный результат в диссертации Принципы методологического соответствия диссертации Заключение к диссертации.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 3 Тема 1. Научный вывод и научный результат в диссертации

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 4 Научные выводы «Вывод – это как бы концентрация и без того близкого к насыщению раствора и выделение из полученного агломерата кристаллов наиболее крупных и ценных экземпляров» Б.П. Вейнберг

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 5 Научные результаты и выводы Ошибка диссертанта – подмена научных выводов перечнем выполненных работ. При этом используются слова: «проведен анализ …», «рассмотрены условия …», «исследованы особенности…». Почему ошибка? Ответим на следующие вопросы. В чем сходство и в чем различие научного результата и научного вывода? Как представлено новое научное знание в формулировках научного результата и научного вывода?

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 6 Научные результаты и выводы Общий признак результата и научного вывода состоит в том, что они дают обобщения научной информации в кратком изложении. Научный вывод – тоже результат! Но не всякий результат содержит новое научное знание! Пример. Диссертант пишет: «Разработана методика расчета с использованием … (например, нового метода, … экспериментальной установки, …)…». Презентуется результат, но нового знания в презентации методики нет! Новое научное знание может быть получено уже при использовании методики расчета.

Селетков С.Г. МДИ Научные выводы ПОЛНОЦЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ВЫВОД-РЕЗУЛЬТАТ 1. Презентация результата 2. Презентация нового знания 1. Факт получения 2. Отличие от известных 3. Позволяет выполнить 1. Аналитическое знание: анализ, логика, дедукция, систематизация. 4. Имеет значение для … 2. Синтетическое знание: Обоснованные гипотезы или разработки

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 8 Научные выводы Формулировки научных выводов содержат: а) определение предметной области исследования; б) условий получения результата; в) новое научное знание, раскрытое в них, в той или иной степени. Это способствует: а) созданию благоприятной среды восприятия нового результата, обладающего научной новизной; б) органичному приращению научного знания, что важно в формировании дисциплин отрасли науки.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 9 Научный вывод или результат? Пример формулирования научного вывода Ответим на вопросы: Присутствует в формуле новое научное знание? Можно назвать формулу результатом? Форм. А. «Экспериментально, с использованием измерительного оборудования, отличающегося …, позволяющего…, исследован процесс движения планет и установлены закономерности их движения.» (это презентация результата – говорится, что установлены закономерности, процесс завершен, даны некоторые условия, но нет сути научного знания) Форм. Б. «Планеты Солнечной системы движутся относительно Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце» (это научный вывод – суть нового научного знания в виде закономерности – движение по эллипсам…, но нет условий получения нового научного знания).

Научный вывод или результат? С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 10 Объединим научный результат без научного знания (фраза А) и научный вывод без презентации продукта (фраза Б), получим: В) «Экспериментально, с использованием измерительного оборудования, отличающегося от известного более высокой точностью измерения, исследован процесс движения планет Солнечной системы. Установлено, что планеты Солнечной системы движутся относительно Солнца по траекториям в виде эллипсов, при этом в одном из фокусов эллипсов находится Солнце». Стал ли научный вывод более значимым?

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 11 Научные выводы по главам? «Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, которые следуют из ее содержания» Ю.И. Рыжиков Почему следует формулировать выводы к каждой главе диссертации? а) главы разнородны по материалу, детализированы: 1 гл. – постановка проблемы; 2 гл. – гипотеза (инновационная разработка); 3 гл. – обоснование гипотезы (разработки), эксперимент; 4 гл. – конкретный пример реализации. Научные выводы к главам способствует достижению внутреннего единства.

Селетков С.Г. МДИ Структура научных выводов В последовательности представления пунктов выводов должна просматриваться связь и иерархия по степени важности. (заголовок) Основные результаты и выводы по n-ой главе I., его и (гипотеза, разработка). I.Основной результат, его новизна и обоснование (гипотеза, разработка). II., II.Второстепенные результаты, подтверждающие основной результат. III. III.Значение результатов для теории и результатов для практики

Селетков С.Г. МДИ Формулирование научных выводов В выводах используются слова: расчет показал, что... при условиях … возникает … явление, которое объясняется …; или экспериментально установлено, что... влияние … ослабевающее при …, или различие результатов расчета и эксперимента на участке изменения... от... и до … объясняется.... Эти шаблоны приближают к установлению и верному формулированию нового научного знания!

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 14 Тема 2. Принципы методологического соответствия диссертации.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 15 Принципы методологического соответствия диссертации Соответствием объекта исследования паспорту научной специальности Согласованностью между определениями объекта и предмета исследования и наименования диссертации Обоснованной постановкой научной проблемы (цели) исследования, которая может быть реализована с получением научных результатов, обладающих тремя базовыми признаками: новизной, достоверностью, значением для теории и практики.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 16 Принципы методологического соответствия диссертации Корректным построением предмета исследования. Предмет исследования органично связан с наименованием диссертации, ее целью, задачами исследования, полученными результатами и научными выводами Обеспечением надлежащего теоретического уровня диссертации. Теория работы с надлежащей полнотой раскрывает предмет исследования. Она позволяет: описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений, предсказать развитие процесса и дать рекомендации по развитию и использованию полученных результатов Обеспечением единства теории и практики. Теория должна подсказать, что необходимо проверить экспериментально. Эксперимент ставится для получения достоверного знания и обоснования теоретических положений. После проведения эксперимента теория, в свою очередь, может быть уточнена и вновь проверена направленным экспериментом.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 17 Принципы методологического соответствия диссертации Законченностью и цельностью исследования, которое достигается в том случае, если работа приобретает свойство системы. В такой диссертации которой каждая отдельно взятая часть или может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов (ничего лишнего, но достаточно для обоснования; действует принцип исключения: если элемент не несет функциональной нагрузки, то он в системе лишний) Убедительным обоснованием полученных результатов с использованием методически правильно выбранных методов научного обоснования Методически верной интерпретацией результатов, выражающейся в формулировании научных выводов и рекомендаций их использования на практике Научные выводы формулируются к каждой главе диссертации и отдельно в заключении к работе с достижением внутреннего единства диссертационной работы.

3. Заключение к диссертации С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 18

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 19 Различаем виды заключений: 1. Заключение к диссертации (делает соискатель). 2. Заключение диссертационного совета (готовит комиссия, принимает диссертационный совет на своем заседании).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 20 Заключение к диссертации (соискатель) В заключении к ДИ делается переход на новый уровень обобщения тех результатов, которые сформулированы к главам диссертации. Замечание. Диссертация – нормативный труд, поэтому в заключении диссертант может попытаться проанализировать свою работу с точки зрения критериев, которые к ней предъявляются Положением о порядке присуждения ученой степени (п. 28 Положения – составление заключения диссертационного совета).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 21 Заключение к диссертации (дис-совет) П. 28 Положения о порядке … «… диссертационный совет принимает открытым голосованием заключение по диссертации, в котором отражаются: наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и их новизна, оценка их достоверности и обоснованности, их значение для теории и практики, рекомендации об использовании результатов диссертационного исследования, а также указывается, в соответствии с какими требованиями пункта 9 Положения о порядке … оценивалась диссертация».

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 22 Заключение к диссертации Предложение Заключение к диссертации можно строить по схеме выполнения общей характеристики работы автореферата, что позволит усилить единство диссертации и автореферата и несколько сократить сроки оформления работы.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 23 Диссертация Автореферат 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 1. Общая характеристика работы 2. Основное содержание (ГОСТ Р – 2011) (не оговариваются ГОСТом) (ГОСТ Р – 2011)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 24 Заключение к диссертации В заключении дополнительно могут быть приведены дополнительно: сведения об апробации, о полноте опубликования в научной печати основного содержания диссертации, о защищенности технических решений (патентами). указываются предприятия, где внедрены результаты диссертационной работы, и где еще они могут быть использованы, указать перспективы, пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, конкретные задачи, которые в будущем исследователям придется решать в первую очередь по данной тематике.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования 25 Мы рассмотрели темы лекции Научный вывод и научный результат в диссертации Принципы методологического соответствия диссертации Заключение к диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 26 Спасибо! До встречи на следующей лекции!