Лектор: профессор Владимир Николаевич Гавриленко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Среда косвенного воздействия внешней среды Среда косвенного воздействия внешней среды Среда прямого воздействия внешней среды Среда прямого воздействия.
Advertisements

Студенка : Шалбузова Элида. ''Маркетинговая среда фирмы''
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Выполнила: Студентка 1 го курса 13 ГМУ Кучаева Рамиля.
Выполнила: Мардеева С.. К основным внутренним переменным организации относят: Цели Структуру Задачи Технологии Людей.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Анализ внешней среды Шесть основных факторов макросреды: -демографические; -Экономические; -Природные; -Технологические; -Политические(законодательные);
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
«Финансы коммерческих организаций: тенденции и проблемы»
Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. Лекция 3. Внутренняя и внешняя среда организации. 1. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
Лекция 3. «Анализ внешней среды и потенциала организации» План: Анализ окружающей среды Анализ окружающей среды Оценка внутренних возможностей Оценка внутренних.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

Лектор: профессор Владимир Николаевич Гавриленко

Тема 1. Элементы организации и процесса управления Основные понятия темы: управление и менеджмент; субъект и объект управления, управляющая и управляемая подсистемы; социально-экономическая система, организация; сущность, виды, элементы и фазы жизненного цикла организации; позиции менеджмента по отношению к внутренней и внешней среде.

1.1. Содержание управления 1. CONTROL Управление в технических системах 2. DRAIVE Управление автомобилем 3. GOVERNMENT Управление государством или регионом 4. MANAGEMENT Управление в организации( предприятии ) В этом случае «УПРАВЛЕНИЕ» и «МЕНЕДЖМЕНТ» слова синонимы 5. ADMINISTRAITION Формальные единые правила поведения для всех членов организации, правила поведения и взаимодействия при работе

1.1 Содержание управления. Управление – процесс ИНФОРМАЦИОННОГО воздействия субъекта и объекта управления для достижения целей субъекта управления. УПРАВЛЯЮЩИЙ ЦИКЛ: ПОДГОТОВКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ВОЗДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДГОТОВКА НОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

1.2. Субъект управления Субъект управления – группа лиц, орган, общество, которые воздействуют на управляемую систему в целях обеспечения ее функционирования и движения к заданной цели. Субъект управления ( УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА ) осуществляет управленческую и организационную работу, принимает решения и обеспечивает достижение поставленных целей.

1.3. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – общество и его элементы (государство, регион, муниципальное образование, отрасль, организация, трудовой коллектив, семья, личность и т. п.). ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ : ПО МАСШТАБАМ И УРОВНЯМ управленческого воздействия ( мировое сообщество, страна, регион, муниципальное образование, отрасль, предприятие, коллектив и т. п.); ПО СФЕРАМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (экономические, политические, социальные и культурные объекты управления ).

1.4. Классификация систем 1. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ( Элементы-материалы. Взаимодействие -физико-химическое) 2. БИОЛОГИЧЕСКИЕ (Элементы-растения и животные. Взаимодействие -биологическое). 3. СОЦИАЛЬНЫЕ (Элементы-люди. Взаимодействие -психическое)

1.5.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Социально-экономическая система (организация, предприятие, фирма) - социальная система, в которой возникают отношения по поводу производства, распределения и потребления материальных благ. Обязательные элементы организации : цели ( желаемый результат работы организации); задачи (для их решения и создаются организации); люди (сотрудники, персонал); структура (разделение труда и уровни управления); технология ( способы преобразования ресурсов). Синергетический эффект – целое ( организация) является не просто механической суммой его составляющих( люди), а приобретает новое качество.

1.6. Содержанием системы управления механизм управления; форма организации управления; динамика системы управления.

1.7. Содержание механизма управления принципы управления; функции управления; методы управления; стиль управления.

1.8. Содержание формы организации управления организационная структура управления; управленческий персонал; обеспечивающие подсистемы ( информационная, техническая, математическая).

1.9. Содержание динамики системы управления процесс управления; процесс принятия управленческих решений; управленческие инновации.

1.10. Сущность менеджмента 1. Менеджмент - особый вид деятельности(функция) по руководству людьми ; 2. Менеджмент - область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию; 3. Менеджмент - категория людей (менеджеров),т.е. социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

1.11. Менеджмент как наука и искусство управления Менеджмент - эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля ресурсов. Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли.

1.12. Менеджмент как наука Предмет изучения - отношения как сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Задачи менеджмента: выявление закономерностей, принципов и методов целенаправленной организации и координирования деятельности людей для достижения максимального эффекта в процессе производства; определение законов управления; создание системного представления о механизме организации управления.

1.13. Уровни менеджмента( макроэкономика) ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ( макроэкономика). ИННОВАЦИОННЫЙ (управление инновациями) СТРАТЕГИЧЕСКИЙ (планирование) ПРАКТИЧЕСКИЙ (управление организацией, персоналом )

1.13. Уровни менеджмента(микроэкономика ) Производственный менеджмент Маркетинговый Технологический Финансовый Готовая продукция Источники энергии, сырье, материалы ПРЕДПРИЯТИЕ Производство

1.14. Организация как открытая система

1.15. Особенности организации группа людей, деятельность, которых координируется( менеджмент) для достижения общей цели. преобразует ресурсы (технология) для достижения конечных результатов. взаимодействует с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции.

1.16. Роль организации(предприятия. фирмы) в обществе

1.17. Виды организаций. неформальные (институты семьи и дружбы, группы по интересам) ; формальные (имеют цели, структуру и связи, правила).

1.18. Неформальные организации Неформальные организации функционируют без четко определенных целей структур и правил. Неформальные группы – свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей, которые являются причиной существовании такой неформальной организации.

1.19. Формальные организации Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Типы формальных групп: группа руководителя (команда) - руководитель предприятия ( подразделения) и непосредственные заместители и помощники; функциональная группа - руководитель и специалисты функционального подразделения (службы, отдела, бюро, группы); производственная группа - руководитель и рабочие, занятых изготовлением определенного вида деталей (работ) на нижнем уровне управления (звено, бригада, участок); комитет - группа внутри предприятия, которой делегируются полномочия высшего звена руководства для выполнения какого- либо проекта или задания.

1.20. Формы некоммерческих организаций в РБ потребительские кооперативы; учреждения для осуществления управленческих и социально-культурных функций; благотворительные и другие фонды; общественные и религиозные организации (объединения); объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

1.21. Формы коммерческих организаций в РБ - хозяйственные товарищества (полное и коммандитное товарищества) ; - хозяйственные общества (ООО.ОДО, ОАО,ЗАО); - производственные кооперативы; - унитарные предприятия (РУП, ЧУП); - крестьянские (фермерские) хозяйства

1.22. Модель жизненного цикла организации

1.23. Жизненный цикл организации Фаза 1 (рождение, создание ) : цель- выживание; задача – выход на рынок. Фаза 2 (детство и юность, рост) : цель – кратковременная прибыль и ускоренный рост; задача – укрепление и захват части рынка. Фаза 3 (зрелость). цель – систематический рост и формирование имиджа; задача – завоевание рынка, учет разнообразных интересов.

1.24. Жизненный цикл организации Фаза 4 (старение, упадок) : цель – сохранение достигнутых результатов ; задача – обеспечение стабильности, свободного режима организации труда, участия в прибылях. Фаза 5 (упадок, возрождение ): цель – обеспечение оживления по всем функциям управления; задача – омоложение организации, внедрение научной организации труда, использование коллективного премирования.

1.25. Восприятие организации обществом 1. БРЕНД или ИМИДЖ - как организацию воспринимает внешняя среда ( клиенты, партнеры, акционеры) ; 2. ЦЕЛЬ и особенно МИССИЯ - как организация хочет, чтобы ее видели другие ; 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА и ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА - как организация воспринимает себя.

1.26. Классификация целей организации по отношению к предприятию ( внешние и внутренние ); по значимости ( стратегические, тактические и оперативные); по времени ( долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные ); по содержанию ( экономические, организационные, научные, социальные, кадровые, технические, политические и иные цели).

1.27. Требования к целям организации цели должны быть достижимыми; цели должны быть гибкими ( можно корректировать при изменении внешнего окружения); цели должны быть измеримыми; цели должны быть совместимыми ( стратегические цели должны соответствовать миссии и стремлению получать прибыль, тактические цели должны соответствовать стратегическим, а оперативные – тактическим).

1.28. Эталонные стратегии 1. стратегии концентрированного роста стратегия усиления позиции на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития продукта. 2. стратегии интегрированного роста стратегия обратной вертикальной интеграции ( контроль над поставщиками ресурсов) стратегия вперед идущей вертикальной интеграции ( контроль над поставками товара потребителям)

1.28. Эталонные стратегии 3. стратегии диверсифицированного роста стратегия центрированной диверсификации ( производство новых продуктов в рамках существующего производства), стратегия горизонтальной диверсификации ( рост на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии); стратегия конгломеративной диверсификации ( новые продукты, новые технологии и новые рынки 4. стратегии сокращения стратегия ликвидации бизнеса стратегия "сбора урожая стратегия структурного сокращения стратегия сокращения расходов

1.29. Организация и ее окружение

1.30. Понятие внешней среды организации Внешняя среда организации -совокупность элементов, которые существенным образом влияют на организацию, но не подвластны ее менеджменту. Внешняя среда предприятия(окружение бизнеса) состоит из двух частей : макросреда (косвенное воздействие); микросреда (прямое воэдействие).

1.31. Факторы внешней макросреды фирмы (внешняя среда косвенного воздействия) 1. Политическая обстановка: выборы всех уровней, вступление государства в различные надгосударственные структуры, государственное регулирование в отрасли и конкуренции. 2. Экономическая обстановка : динамика ВВП, инфляция, ставки рефинансирования НБ, динамика занятости и платёжеспособный спрос, затраты предприятия, цены поставщиков, снижение покупательной способности потребителей. 3. Социальные факторы: расслоение общества, изменения в базовых ценностях, изменения в стиле и уровне жизни, отношение к труду и отдыху, религиозные факторы, влияние СМИ. 4. Научно-технические факторы : ускорение НТП, тенденции НИОКР, новые патенты, новые продукты, развитие технологий.

1.32. Факторы внешней макросреды фирмы (внешняя среда косвенного воздействия) 5. Законодательство : налоги, правовая защита предпринимательской деятельности, защита прав потребителей, законодательство по безопасности и качеству товаров, законодательство по охране труда и технике безопасности и т.д. 6. Природные факторы: доступность (дефицит) сырья, рост цен на топливо и энергию, загрязнение окружающей среды. 7. Демографические факторы: изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости),возрастной состав населения, миграция населения, род занятий, образование. 8. Факторы культурной среды: культура, субкультура, религиозные и этические традиции.

1.33. Анализ косвенного воздействия внешней среды (PEST-анализ). PEST-анализ маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности предприятия Анализ выполняется по схеме «фактор предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы с осями : факторы макросреды сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения.

1.34. Факторы внешней среды прямого воздействия потребители; конкуренты; государственные и местные органы управления; банки и другие финансовые учреждения; акционеры; поставщики материальных и трудовых ресурсов.

1.35. Внутренняя среда организации

1.36. Менеджмент и внутренняя среда организации Цели конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации – способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение цели организации. Задачи работа, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории : работа с людьми; работа с предметами; работа с информацией.

1.37. Менеджмент и внутренняя среда организации Технология средство преобразования сырья или ресурсов в конечные продукты или услуги. Развитие технологии определялось четырьмя крупными переворотами в технологии: промышленная революция, стандартизация и механизация, применение конвейерных сборочных линий, компьютеризация. Люди главная внутренняя переменная организации. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без их сотрудничества. Руководство достигает целей организации через других людей.

1.38. Подсистемы или срезы внутренней среды Социальная( кадровая) - все работники организации вместе с комплексом их взаимоотношений. Организационная - коммуникационные процессы, субординация, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.. Информационная - совокупность организационно- технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для её нормального функционирования информацией. Производственно-техническая - комплекс средств производства (оборудование, сырьё, материалы и пр.). Экономическая - совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств и товаров, услуг ).