Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина Мясникова Т.В., учитель литературы МОУ СОШ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Advertisements

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Сказка – ложь да в ней намек: добрым молодцам урок!
Сатирические приемы в сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
Устное народное творчество Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина Проект И.П. Грибовой.
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина синтез его творчества Автор: Щеникова Наталья Сергеевна преподаватель русского языка и литературы Профессиональное училище.
ЭПИТЕТ, -а, м. В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри). Нелестный.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
а а а в а в б Варианты ответов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год год) писатель - сатирик. (1826 год год) писатель.
Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина-синтез его творчества. Выполнили учащиеся 10го класса МОУ ЧСОШ.
Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Урок литературы в 7 классе.
Гротеск и Художественная литература. Работа ученика 10 «а» класса Соловьева Константина.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
М.Е.Салтыков-Щедрин – писатель-сатирик. И. А. Юлаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 580 Приморского района Санкт - Петербурга.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
М.Е. Салтыков-Щедрин. Салтыков-Щедрин (псевдоним – Н. Щедрин) Михаил Евграфович ( ), прозаик.
... Пока у русского читателя будет существовать спрос на идеалы, до тех пор сочинения Щедрина не отойдут в историю. М.С. Ольминский.
М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки для детей изрядного возраста.
Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина. Вопросы: 1.Где родился и где похоронен М.Е. Салтыков-Щедрин? 2.Как появилась «двойная» фамилия писателя? 3.В каком учебном.
Транксрипт:

Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина Мясникова Т.В., учитель литературы МОУ СОШ 1

Что такое сказка? вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией.

Какие виды сказок вам известны? О животных Волшебные Бытовые

Самые известные собиратели сказок? А.Н. Афанасьев Д.Н. Садовников Д.К. Зеленин А.М. Смирнов

Основные художественные приёмы, использованные в сказках М.Е. Салтыковым-Щедриным следующие: Гротеск Гипербола Аллюзия Аллегория Эзопов язык

Гротеск - в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, трагическое и комическое, переплетение реального и фантастического. Гротескны в своей основе произведения разных эпох: «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Крошка Цахес» Э.Т.А. Гофмана, «Нос» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е. Салтыкова – Щедрина, «Баня» и «Клоп» В.В. Маяковского

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Встречается в фольклорных произведениях (пословицах, поговорках), в изречениях («море по колено», «слёзы текут ручьём»), в художественных текстах: И чего это барышни некоторые Дрожат, пугливо поворачивают Глаза громадные, как прожекторы? (В. Маяковский)

Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намёка на общеизвестный факт – литературный, бытовой или общественно- политический. «Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен?» (В. Маяковский) «И дым отечества нам сладок и приятен» (реплика Чацкого из «Горя от ума» А.С. Грибоедова) «Мила нам добра весть о нашей стороне: отечества и дым нам сладок и приятен» (стих-е «Арфа» Г.Р. Державина)

Аллегория - изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (сердце – аллегория любви, образ богини Фемиды – аллегория правосудия). Часто в баснях и сказках под видом животных изображаются определённые лица или социальные явления.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками. Часто применяли, чтобы обойти цензуру. Своеобразная форма сатирической речи. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н.э. Эзопа, создателя жанра басни.

«Сказки для детей изрядного возраста» Задача сказок: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.

М.Е. Салтыковым-Щедриным написано 32 сказки. В этом жанре наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: её политическая острота и целеустремлённость, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

«Дикий помещик» Пересказ Характеристика помещика, мужиков Какие пороки обличает писатель? Над чем смеётся? Цель сказки: пробудить самосознание народа, показать отношения между помещиками и народом.

«Дикий помещик» год.

«Премудрый пескарь» Пересказ Характеристика пескаря. Как вы понимаете смысл заглавия? Каково значение эпитета «премудрый»? Кто такой «обыватель»? Найдите слова, которые определяют итог жизни пескаря? («Жил дрожал, и умирал - дрожал») Цель сказки: показать, в чём смысл жизни и назначения человека.

«Премудрый пескарь» год.

В чём особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина? Связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки. Аллегоричны, построены на иносказаниях. Политическая острота, которой нет в народных сказках. Построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них сталкиваются представители антагонистических классов. Преобладание комического, причём часто комическое и трагическое переплетаются. Язык сказок народный с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. Рисуют не просто борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, а раскрывают классовую борьбу в России ХIХ века.