ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод.
Advertisements

Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Романтизм Романтизм в литературе - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт,
«Любить, мечтать и верить…» Урок по повести А. Грина « Алые паруса».
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Сказка «Снежная королева»
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель. Выполнили работу: Самородов. А.А, Розин. М.А, Сиротинин.С.А.
Сиротина Анастасия, ученица 9 класса А МОУ «СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов»
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
История создания и замысел повести Н.В.Гоголя Шинель Выполнили работу: Кормилкина Т., Урлапова Е., Хисамутдинова М.
«А душу можно ль рассказать…?». Ключевые слова урока: Душа Свобода Родина.
Максим Горький Романтические рассказы Романтизм Выполнили: ученики 11А класса Межетова М., Боровых Т., Русаков А., Окунева О. Челябинск 2009 МОУ гимназия.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Иллюстрации.
Буревестник революции Буревестник революции Максим Горький (А.М.Пешков) 1868 – 1936 г.г.
Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие «Песни о Соколе» 8 класс.
Романтические бунтари М. Горького (по рассказу «Старуха Изергиль») Учитель русского языка и литературы Бражникова С.В. Учитель русского языка и литературы.
Романтизм как литературное направление. РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца половины 19 века.
Созвучие поэмы «Мцыри» и повести «Старик и море».
Транксрипт:

ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ТЕРМИНАМИ 1) Что такое образ в литературе? 2) Что такое символ в литературе? 3) Что такое амбивалентность символа?(Приведите примеры амбивалентных символов в литературе)

Символ – от греческого symbolon – знак, примета, это многозначный образ, выражающий какие-либо глубинные смыслы, порой противоположные друг другу, как правило, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.

Образ это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла; образ содержит в себе авторский оценочно субъективный момент к изображаемому предмету.

Амбивалентность (от лат. ambo «оба» и лат. valentia «сила») двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

ДОКАЖИТЕ, ЧТО МОРЕ, СОЛНЦЕ - АМБИВАЛЕНТНЫЕ СИМВОЛЫ

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА ПТИЦЫ КАК СИМВОЛА 1) Какие пословицы вы нашли, в которых упоминаются птицы? Какие птицы упоминаются в русских пословицах, а какие - в иностранных? 2) Какие птицы как символы встречаются в русских народных песнях, сказках чаще всего?

СИМВОЛОМ ЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ ПТИЦЫ?

ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К КАКОЙ СКАЗКЕ-ПРИТЧЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЭТА КАРТИНКА? Вспомните калмыцкую сказку-притчу из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: в чём смысл этой сказки и для чего автор включает её в повествование?

Орёл – царственная птица, считается символом дня и света, символом королевской, императорской власти самый распространенный символ из всей фауны, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью его иногда изображают с львиной головой

ВОРОН амбивалентный символ греха, с одной стороны, но мудрости и долголетия с другой. Ворона часто идентифицировали с Сатаной, что объясняется специфической раскраской. Появление ворона воспринималось как предвестие неудачи. Ворон издавна считался вещей птицей, умеющей предсказывать будущее. Вероятно, это связано с тем, что ворон умеет воспроизводить человеческую речь.

АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ ОБРАЗ ПТИЦЫ КАК СИМВОЛ РОМАНТИКИ И СИМВОЛИСТЫ Назовите основные принципы романтизма: двоемирие романтики были уверены в том, что их идеал недостижим; романтический герой находится в состоянии конфликта с окружающей действительностью; этот конфликт с миром неразрешим и примирение невозможно; герой одинок; романтический герой стремится к абсолютной свободе.

М.Горький «Песня о Соколе» М.Горький «Песня о Буревестнике»

СОКОЛ КАК ТРАДИЦИОННЫЙ СИМВОЛ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В русских песнях и сказках его называли не иначе как "млад ясен сокол" "От соколиного глаза никуда не укроешься!" говорят о зоркости соколиных очей Соколом называли красавцев добрых молодцев. Эта птица символизировала образ богатыря Эта птица быстра, как свет или молния Былинный богатырь Волх Всеславьевич при охоте на птиц превращался в быстрого сокола.

СОКОЛ И УЖ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕБО безграничное дышится легко много света УЗКОЕ УЩЕЛЬЕ сырое гнилое душное узкое тёмное Среда обитания этих героев противоположна

ИДЕАЛЫ СОКОЛА мечтает о небе готов погибнуть за свой идеал свободы рвется к свету его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа Сокол остается верен своим идеалам. только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение это герой исключительный, неспособный примириться с пустым существованием

УЖ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР он не видит смысла в идеалах свободы и неба Уж не замечает того, что он живет скудной унылой жизнью этот герой пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. ему тепло и сыро в душном ущелье он не способен понять и совершить подвиг

«ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ» (1901) Романтический герой одинок. Он противостоит всему миру. Два лагеря: Герой-революционер Герои-обыватели Буревестник Чайки Гагары Пингвин

ДОКАЖИТЕ, ЧТО БУРЕВЕСТНИК – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ действие разворачивается в необычной обстановке - на фоне морской стихии; герой свободолюбивый, гордый, произведение проникнуто мечтой о свободе; герой одинок и противопоставлен всему остальному миру, находится с ним в конфликте; для него только в «буре есть покой»; тон речи приподнятый, взволнованный.

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ГЕРОИ ВО ВРЕМЯ БУРИ Буревестник Гордо реет То волны касаясь, то стрелой взмывая С криком реет Стрелой пронзает тучи Пену волн крылом срывает Как демон бури И смеётся (над тучами), и рыдает (от радости) Птицы- «обыватели» стонут, мечутся, готовы спрятать ужас перед бурей стонут, гром ударов их пугает прячется в утёсах

«ЧАЙКА ПО ИМЕНИ ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН» ПОВЕСТЬ-ПРИТЧА, НАПИСАННАЯ РИЧАРДОМ БАХОМ Рассказывает о чайке, учившейся жизни и искусству полёта. Также может считаться проповедью о самосовершенствовании и самопожертвовании

МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧАЙКУ АМБИВАЛЕНТНЫМ СИМВОЛОМ? В «Песне о Буревестнике» чайка: - символ обывателей, боящихся перемен - смысл жизни – в еде - буря их пугает - враги неизведанного (всегда летают недалеко от берега и невысоко) В повести-притче чайка: символ борца, который не хочет быть похожим на других смысл жизни – в полете и в скорости, в покорении новых высот еда не является смыслом жизни, а только необходимым условием для дальнего полёта обрести свободу – научиться летать

ДОКАЖИТЕ, ЧТО ДЖОНАТАН – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - ищет ответы на вопросы: « В чём смысл жизни и как найти пути достижения высшей цели бытия»? - цель его жизни – «открытие, осознание, освобождение» - чайки называют его «отступником» и изгоняют (конфликт) - «остаток своих дней Чайка Джонатан Ливингстон провёл в одиночестве» - «идея Великой Чайки – ничем не ограниченная идея абсолютной свободы»

НОВОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ (ЧЕРТЫ НЕОРОМАНТИЗМА) у Джонатана Ливингстона есть учителя у Джонатана Ливингстона есть ученики он приходит к выводу о необходимости Любить свою стаю, стаю, которая сделала его изгнанником он уходит искать другие стаи, которым нужно показать, в чём истинное предназначение чаек

ПОЧЕМУ ЖЕ ИМЕННО ПТИЦА СТАЛА ЛЮБИМЫМ СИМВОЛОМ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА? На Востоке существует поверье, что птицы не умеют грустить, так как награждены вечной свободой. Когда они в чем-то разочаровываются, то надолго улетают в небо. Чем выше, тем лучше. Летят с уверенностью в том, что под порывами ветра высохнут слёзы, а стремительный полет приблизит их к новому счастью.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ) 1) Нарисуйте любой понравившийся эпизод из прочитанных произведений 2) Найдите в мифологии богов, которые связаны с образами птиц и расскажите о них 3) Прочитайте стихотворение Э. По «Ворон», проанализируйте символические образы этого стихотворения 4) Попробуйте создать своё небольшое произведение любого жанра, используя образ птицы как символ 5) Выучите любую басню И.А.Крылова, в которой действующие лица – птицы 6) Напишите сочинение-рассуждение по теме: «Почему в стихотворении «Воробей» И. С. Тургенева именно неприметная маленькая птичка становится символом самопожертвования и самоотверженности» (тезис- аргументы-умозаключение)

«Не верь глазам своим. Ибо глазам видны лишь ограничивающие нашу свободу оковы. Чтобы рассмотреть главное, нужно пользоваться пониманием. Ты всё знаешь, необходимо только понять это. И тогда сразу станет ясно, как летать… Для начала следует понять, что чайка есть ничем не ограниченная идея свободы…, и всё ваше тело от кончика одного крыла до кончика другого – это только мысль.»