«Включенность учащихся в деятельность» или «Как сделать урок интересным для всех»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Включенность учащихся в деятельность» или «Как сделать урок интересным для всех»
Advertisements

Я – учитель! Это звучит гордо. Считаю, что моя профессия должна быть самой благородной, почитаемой на Земле. Ведь к нам приходят совсем несмышленые дети,
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
«Не так, как учились мы!» Образовательная система «Школа 2100»
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Учение через деятельность. Актуальность Современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности Современная.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Педагогический проект учителя начальных классов Грибаковой Светланы Николаевны МОУ «СОШ с.Сулак Краснопартизанского района Саратовской области».
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Системно-деятельностный подход в обучении математики и физики. Учитель математики и физики Скворцова Н.В г.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Родительское собрание «ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ». Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя! Л.Н. Толстого.
Транксрипт:

«Включенность учащихся в деятельность» или «Как сделать урок интересным для всех»

Что значит, «каждый включён»? Ребёнок включён в учебную деятельность, если задействованы речь, мышление и действия. Включённость это реально произведённые действия с выходом на результат и его значимость.

Если учитель ставит образовательные, воспитательные цели перед детьми, значит, каждый ребёнок должен эти цели присвоить Если учитель рассказывает, значит, каждый должен слушать и понимать сказанное Если учитель задаёт вопрос, значит, этот вопрос должен встать перед каждым То есть, в каждый момент времени, когда учитель воздействует на детей, с каждым из них должны происходить те изменения, которые он планирует. Всегда ли так происходит?

Включённость должна быть деятельной. Если ребёнок 3040 минут просто слушает, он не включён. Ведь мы не знаем, что происходит в его мышлении Мы можем проверить это, если ребёнок начинает говорить или делать что-то по поводу изучаемой темы Вопрос обеспечения действенной включённости в учебную деятельность не сводится к вопросу мастерства учителя или намерений ученика он обуславливается характером самого процесса.

Если правильно подобрать формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится качество обученности

Мы должны сами изменить подход к изучению любого предмета в школе

Это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками Это всё то время, которое педагог проводит с детьми, организуя различную деятельность: учебную, воспитательную, досуговую

Здесь важно решить три главных вопроса: 1. Что изучать? (обновление содержания) 2. Зачем изучать? (ценности образования) 3. Как изучать? (обновления средств обучения) учебное занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными, действия преподавателя и обучающихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и обучающегося, на занятии должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

Научить учащихся овладевать новыми видами деятельности

Учить детей так чтобы им захотелось учиться

Как повысить образовательную мотивацию?

Формирование мотивации к обучению и развитие навыков самостоятельного мышления у учащихся

Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, предоставьте данные и алгоритм для ее проверки, а затем вместе докажите или опровергните её. Вне зависимости от изучаемого предмета, напишите эссе о сложном и неоднозначном вопросе, например о теории вероятности, об эволюционной теории Дарвина, о геометрии Лобачевского и т.п. Научите детей думать вслух, без страха получения плохой оценки. Предложите найти дополнительную информацию по теме, не подсказывая источников (разрешите любые образовательные сайты, книги, периодические издания по выбору учеников, сделать шпаргалку). Предложите ученикам самостоятельно объяснить, почему важна та или иная тема и где она может пригодиться.

Опишите две противоположные точки зрения на изучаемую проблему и предложите найти для них общие истоки. Не выдавайте изучаемый материал за абсолютную истину. Учите детей мыслить критически. Поинтересуйтесь, что ученики думают об изучаемом вопросе, вне зависимости от точки зрения учителя или учебника. Поощряйте обмен мнениями на уроке. Пусть дети видят, что помимо мнения, высказанного в учебнике, есть еще большое разнообразие взглядов их одноклассников – правильных, неправильных, спорных. Поощряйте вопросы «зачем?» и «почему?».

Объясните ученикам, как в реальной жизни им пригодятся получаемые знания, умения и навыки. Установите связь между учебным процессом и личностным развитием. Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.

Учите детей ставить для себя ближние и дальние цели, помогайте учащимся отслеживать свой прогресс. Придумайте небольшие «награды» за достижение целей. Регулярно рассказывайте о том, какой прогресс совершили ученики. Вместе анализируйте старые успехи и старые ошибки учащихся, помогите найти их причины и закономерности. Не забывайте про зону ближайшего развития Ваших учеников. Стремитесь постепенно расширять ее границы

Чередуйте дедуктивный и индуктивный методы объяснения нового материала. Пусть учащиеся научатся самостоятельно устанавливать взаимосвязь между общим и частным. Иногда начинайте учебное занятие «с чистого листа» – без апелляции к ранее полученным знаниям. Привлеките «экспертов» к оцениваю работ учащихся. Например, это могут быть родители или известные в Вашем городе люди, профессионалы в изучаемой области. Актуализируйте межпредметные связи. Геймификация обучения. Предложите прямо на уроке поиграть в игры иллюстрирующие изучаемые явления. Предложите создать «экспонат» по изучаемой теме своими руками

Самое главное: покажите свою искреннюю заинтересованность в успехах учащихся и любовь к преподаваемому предмету.

Чему нужно научить: Умению работать с большими объемами информации (смысловое чтение) Коммуникативным компетенциям Креативности Самообразованию Смене социальных ролей Интересу к предмету

система требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику, умение общаться. Формирование креативности это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи Для развития креативности необходима деятельностная образовательная среда Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

УДИВЛЯЙ! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Пример. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Тема: "Вода". - я сразу заставляю ребят удивиться. - Однажды,- говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

БИОЛОГИЯ - Вам известно, что сова-неясыть питается мышами- зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна. БИОЛОГИЯ Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)

Творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на компетентностном уровне, позволяет каждому проявить и познать самого себя. Когда в его организации сказывается уровень дидактической культуры, эрудиция учителя и ученика, культура взаимоотношений. Это когда ученик учится сам, учит других и учащиеся его учат!

Обычные, скучные, интересные, хорошие, необычные, ни о чем, разные (предметы), веселые Обычный урок – это традиции научения, наставления, опеки. Распространенный, общепринятый, обыкновенный, простой, как всегда, нормальный, постоянный. Обычный урок стабильно, хорошо, проверенный временем урок.

Непростой, новый, особенный, странный, забавный, чудесный, атмосферный Непонятный, возможно интересный, пустая трата времени, современный.

уроки с измененными способами организации: урок – встреча уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка уроки, имитирующие какие-либо занятия урок – путешествие, урок – экспедиция урок – рассуждения - урок – парадокс - урок-"удивительное рядом"

1. Отказ от шаблона в организации урока. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность. 4. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

Обычные и не совсем обычные уроки. «За» и «против» В школе должна быть НЕДЕЛЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ

1. Будь активным 2. Высказывай свою точку зрения 3.Спорь,умей слушать других 4. Думай и рассуждай 5. Правильно и грамотно говори 6. Будь успешным Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом уроке. А успевают ученики тогда, когда они понимают то, о чём говорит учитель и могут передать полученные знания другим. Одно из условий успеха обучения - активная включённость ученика в работу на уроке.

Думаю Пробую Говорю Спрашиваю Что? Каким образом? Почему? Как?

«5» баллов «4» баллов «3» – 8-9 баллов ГЕНИЙ – 20 баллов За возражение – 3 балла За правильный ответ – 2 балла За вопрос – 1 балл За работу с понятиями – 1 балл

Понятие СодержаниеОбъём Природа Всё, что окружает нас и не создано руками человека I.По делению: 1.1 Неживая 1.2. Живая Среда жизни Все условия живой и неживой природы. В которой функционирует живая система I.По характеру среды: 1.1. Водная 1.2.Наземно-воздушная 1.3. Почвенная 1.4. Организм как среда

Ученика__________________________________ По теме: «Органы чувств. Зрительный анализатор». Эпиграф к уроку: «В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Аристотель. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: Органы чувств, Анализаторы. Среда жизни. Организм. Выполни задание 1. Даны понятия: Зрительная зона, Дальтонизм, Зрачок, Близорукость, Палочки и Колбочки. Найди существенные признаки, соответствующие данным понятиям: РАД ЗА ТЕБЯ! ТЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ! У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! задание 2 Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Что относится к вспомогательному аппарату: -брови;-ресницы;-хрусталик;-слезная железа;-слепое пятно;-роговица;-слезы. Какую функцию выполняют слезы в организме человека? ТЫ МОЛОДЕЦ! У ТЕБЯ ВСЕ ВПЕРЕДИ! ДУМАЙ! Приступай к заданию 3 Как ты заботишься о своих глазах? Все ли ты делаешь, чтобы сохранить свое зрение? Подумай, на что надо обратить особое внимание? Отметь эти пункты. - оберегать глаза от попадания в них инородных тел; -улучшить освещение своего рабочего места; - перестать читать в транспорте; - заниматься на компьютере не более 45 минут за один сеанс; - перестать читать лежа; СПАСИБО! ТЕБЯ ЖДУТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ И ОТКРЫТИЯ! УДАЧИ И УСПЕХОВ ТЕБЕ! С наилучшими пожеланиями Сан Саныч.

Итоговое количество баллов. 1. Собери картинку- 3 бал. 2. Чёрный ящик – 5 бал. 3. Видеозагадка – 3 бал. 4. Снежный ком -4 бал. 5. Интелект.олимп. – 5 бал.

Когда вы ведете урок, задавайте как можно чаще вопросы поскольку они: Повышают интерес и возбуждают любопытство. Фокусируют внимание на предмете дискуссии. Стимулирует активность. Переключают и направляют мысль. Помогают понять как усвоен материал. Заставляют детей применять все свои способности. Идет обмен знаниями и мыслями. Помогают ученикам быть включенными в процесс познания.

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии: Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Технология разноуровневого обучения. Технология проблемно-диалогового обучения. Технология «Педагогическая мастерская» Словесно-логическая технология. Блочно-модульная технология Интерактивные технологии.

Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация. Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем Интерактивные технологии. Технология критического мышления. Педагогическая мастерская. Словесно-логическая технология. Личностно – ориентированная технология. Блочно-модульная технология Технология сопровождения(ИКТ). Технология смешанного обучения

Данная технология: Хорошо продуманное сочетание интернет ресурсов и «живого» общения обучающихся между собой и с учителем. Она позволяет сделать учебную программу действительно увлекательной, эффективной, гибкой, экономичной и удобной как для учащихся, так и для учителя. Даёт возможность более продуктивно использовать разные методы и приёмы для повышения интереса и качества знаний по предмету. Учитель получает возможность опираться на свои сильные стороны, то есть прямо и тесно работать с отдельными учащимися и малыми группами. Каждый обучающийся получает возможность освоить нужные знания и умения в удобном формате.

Каждый ребенок движется в процессе учебы по собственной траектории, в своем ритме, следуя своим интересам. 1. Мастерство. Ребенок, изучая последовательно каждую тему, надежно закрепляет ее, избегая пробелов в знаниях. 2. Высокие ожидания. Среда высоких ожиданий подразумевает, что у каждого ребенка есть личная цель, и он понимает, что для ее достижения должен работать с максимальной отдачей. 3. Личная ответственность. Личная ответственность включает обучение целеполаганию, и умению учиться. Учитель, общаясь с ребенком, обращает его внимание на вопросы: как ты это сделал, почему пришел к таким-то результатам, – то есть к осознанности. 4. Компетенции. Овладение навыками, информацией, инструментами, которые необходимы для управления собственным обучением. 5. Групповая работа. Она есть, и даже более интенсивная, чем в стандартном вариант е

Учитель не над учеником, а с учеником. Учитель никогда не говорит «нет». Помни, ученик имеет право на молчание. Сотрудничать мало, необходимо сотворчество. Работая на сильного ученика, одновременно поднимаю среднего и слабого, а сильный помогает слабому.

Дайте достаточно времени для ответа. Реагируйте на ответ: хорошая мысль, это важно, спасибо. Поддержите говорящего взглядом. Попросите дополнить, если ответ не совсем правильный. Будьте самим собой, показывайте свою заинтересованность. Интонация и жесты играют важную роль. Не забывайте про чувство юмора

Меньше учите, больше делитесь, будьте откровенны. Умейте слушать ребенка и чутко реагируйте на его настроение. Сначала понаблюдайте за детьми, потом говорите так, чтобы они почувствовали что их любят. Чем больше отдаешь своим ученикам, тем больше от них получаешь.

Найти хорошего учителя нелегко, а найти хорошего ученика еще труднее. (Китайская мудрость)

Школа – это место ужасно интересное, клёвое, творческое, которое предоставляет мне возможность исследовать себя и окружающий мир. Чего и Вам желаю. С уважением Сан Саныч

Не волнуйтесь, по полочкам всё разложите, Цель урока – добро, запишите в свой план. И пятерки, пятерки, пятерки дарите, Остальные отметки не свойственны вам. Вам опять не уснуть, вам опять до рассвета То задачки решать, то дарить всем стихи. Вы – блестящий учитель, запомните это, И у ВАС бесподобные ученики! (И.Львова-учитель года Чувашии)