Практики работы успешных директоров московских школ и факторы их успешности Бысик Надежда, Исаева Наталья Куксо Катерина, Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ
фото Дизайн исследования: Анализ того, как понимается успешность в системе образования Москвы (взгляд Департамента и директоров). Анализ существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации директоров школ – учат ли директоров быть успешными. Выяснение того, что делают директора, чтобы быть успешными (полу структурированные интервью)
фото Выводы к анализу контекстных факторов: Успешный директор должен быть профессионально компетентным, а его школа должна демонстрировать высокие результаты. 1. Профессиональная компетентность: быть публичным лицом, иметь имидж во внешнем сообществе, авторитет среди коллег.
фото Выводы к анализу контекстных факторов 2. Результативность деятельности: Высокие образовательные достижения учащихся (вхождение в рейтинг); Экономическая эффективность управления (зарплата, платные услуги, жалобы); Педагогическая эффективность (профильность, обучение детей с ОВЗ, социальные акции, методическая работа)
фото Риски и предложения: 1. Частая смена показателей успешности 2. Преобладание разрозненных количественных показателей 3. Популярность академических результатов Больше рейтингов – хороших и разных! Больше рейтингов, хороших и разных!
фото Выводы по системе ПК 1. Региональный реестр дополнительных профессиональных программ педагогических работников города Москвы Наиболее распространены курсы продолжительностью 72 часа, очно-заочной формы, итоговый контроль - экзамен.
фото Выводы по системе ПК: 1. Индивидуализация обучения (базовая и профильная части). 2. Содержание подготовки отвечает пониманию успешности (командообразование, публичное выступление, разработка ООП). 3. Формы – актуальны (практические занятия, мастер-классы, проектирование, дискуссии). 4. Командное обучение (возможно), корпоративное (сильно возросло).
фото Риски и предложения: 1. Слабо используется опыт слушателей, нет рефлексивных практик. 2. Не готовят к аттестации (управленческому блоку). 3. Нет программ по управлению ТОК и педагогическому лидерству. Учитесь школьной командой!
фото Исследовательские вопросы интервью директоров: Какие характеристики директора считают важными в оценке своей профессиональной деятельности? Как система переподготовки и повышения квалификации влияет на управленческие практики? Какие управленческие практики приводят к успешности в их понимании?
фото Респонденты (17 интервью): Стаж в роли директора школы (директорский стаж от 1 до 20 лет); Размер школы (от 500 до 6000 учеников); Позиция школы в рейтинге (12 школ входят в рейтинг по итогам 2014/15 годов, 5 школ – не входят в рейтинг); Представленность разных административных округах города.
фото Выводы по интервью (важность): «Критерии формирования оплаты труда известны и открыты. Но очевидна только связь зарплаты директора со средней среди педагогов, размером платных услуг, … другие показатели не полностью понятны». «Происходит упрощение, все, что касается содержания, концепции, проектных технологий, стандартов – это из области сложного. Просто – это когда можно взять цифру и вокруг нее ходить. Упрощение системы ведет к ее деградации».
фото Выводы по интервью (рейтинг): «Мне было сказано – ваша задача – подняться в рейтинге. Для этого надо увеличить количество стобалльников, снизить - двоечников. У каждой школы здесь своя технология, у кого есть – тому легче». «Молодые (директора) не понимают, что работа дает результат, … работай и в рейтинге поднимешься. Надо меньше всего думать о рейтинге, он сам к тебе придет» «Мы работаем на результат, но, к сожалению, все равно работаем на рейтинг»
фото Выводы по интервью (подготовка): «У них удобная организационная форма… Плюс небольшая цена и краткосрочность (6 мес).» «Были очень полезными занятия по правовым вопросам…. с точки зрения работы с обращениями, жалобами, составлению нормативных актов». «Помогла составить программу развития, которую защищала при аттестации». «…с точки зрения управления, скажу честно, не много я вынесла с этого обучения».
фото Выводы по интервью (успешные практики): «Мы живем здесь (в школе). Это идея жизни. Это миссия». «Директор как образ жизни не вписывается в представление в образ директора как менеджера, которого можно поставить на образование, медицину. Директор, чтобы управлять школой, должен быть в ее содержании»
фото Выводы по интервью (партизанская педагогика): «Я веду уроки, но считается, что мы не должны преподавать. Я преподаю подпольно». «Я посещаю уроки (1-2 в неделю), вместе с педагогами учусь внутри комплекса, когда приглашаем специалистов. Я не веду уроки, но хочу». «В том году я вела (уроки) в счет оклада собственного в моей личной ситуации это необходимо, поскольку я вновь назначенный директор, это один из моих ресурсов…»
фото Риски: Педагогическое лидерство недооцененная практика успешного директора. «В Департаменте этим никто не интересуется. Если Ваша школа не в топе, то вы должны лучше руководить этой школой, а если Вы учите – идите учите дальше». Хорошего завуча легко потерять. «Мне сказали, что ответа «нет» - не существует, и я была назначена». Помощь и поддержка директоров – дело самих директоров. «Любой заданный вопрос в Департамент… тебе тут же звонят и дают по шее… ты что обалдела, вопросы задавать?»
Спасибо за внимание! , Россия, Москва, Потаповский переулок, дом 16, строение 10, Тел.: (495) ,