Актюбинский региональный государственный университет имени К.Жубанова Магистранты 1 курса 6 М 010300 «Педагогики и психологии» Бозгуланова Н.Е. Кожбанова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.
Advertisements

Казахские узоры и орнаменты Существует большое разнообразие казахских национальных узоров и орнаментов. Создаются они народными умельцами весьма своеобразно.
От какого слово произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности?
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского слова «Ornamentum», что означает «украшенный». Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского.
Тема урока: Орнаментальная композиция «Ковёр». Цель урока: Групповое выполнение творческой работы «Ковёр» с изображением национального орнамента.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила : студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила :
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
«Узоры и орнаменты». Орнаментом называется узор построенный чередованием каких - нибудь рисунков или линий. Орнамент ( от лат. ornamentum украшение )
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
ОРНАМЕНТ ОRNAMENTUM (ЛАТИНСКОЕ) – УКРАШЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНЫЙ Время – конец III тыс. до н.э. Орнамент – геометрический. Украшались ювелирные изделия (браслеты),
АВТОПОРТРЕТ портрет, написанный с самого себя.. Графика ( греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу ) вид изобразительного искусства, использующий.
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Рисование орнаментов Разработала учащаяся группы 2 Скарлупинова Любовь.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Транксрипт:

Актюбинский региональный государственный университет имени К.Жубанова Магистранты 1 курса 6М «Педагогики и психологии» Бозгуланова Н.Е. Кожбанова Г.А. Сандигали Ж.С.

Орнамент – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с лат. «оrnamentum» означает украшение. Однако в период своего становления, орнамент имел более глубокое значение.

Ученые и искусствоведы стараются расшифровать древние изображения, вникнуть в тайный смысл знаков и символов. До сих пор считается, что ключ к пониманию многих из них давно утерян, и, тем не менее, интерес к древнему искусству не ослабевает: многие орнаментальные мотивы передаются из поколения в поколение, сохраняясь почти в неизменном виде на протяжении веков.

Казахский орнамент Казахская орнаментика развивалось в условиях кочевого скотоводческого хозяйства. Оно давало кочевнику пищу и одежду. Приумножения поголовья стада служили доказательством благополучия и потому это с такой любовью на различных предметах быта отражено стилизованными изображениями зооморфных мотивов.

Мусульманский орнамент - это сплошные метафоры и загадки, бесконечное множество повторяющихся узоров и хитросплетений с применением геометрического орнамента, а так же сложная цепь фигур, подтверждающая склонность восточных народов к математическому складу ума.

Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Казахстана, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Казахстана, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения.

В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы Казахстана отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алеша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы Казахстана отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алеша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.

Основные узоры в казахском орнаменте: 1)Космогонические 2) Зооморфные 3) Растительные 4) Геометрические

С космогоническими казахскими орнаментами тесно связаны орнаменты, являющиеся символическим изображением природы. Земля и вода - главные стихии скотоводов, им поклонялись как священным. В казахском орнаменте волнистые кривые линии, зигзаги, которые назывались су, обозначают воду, реку, течение. Эти мотивы служат обрамлением узоров, интервалами.

«Девять холмов" ("тогыз тебе") - один из древнейших узоров, встречающийся на ювелирных изделиях гуннов и сарматов, использовался также и в резьбе по дереву и в аппликации по коже. К этой же группе относятся узоры - "речные долины" - "арно гуль", купола архитектурных сооружений - "кумбез", "холмы" - "тебе", "оросительные каналы" - "арык" и другие.

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму. "Жулдызгул" звездный цветок. Этот орнамент похож на увитый цветами пятиконечный цветок. Им украшают тускиизы - настенные ковры, покрывала, середину носовых платков, спинную часть верхней одежды или нижний край подола чопа на два нижних угла передней полки.

"Кун" солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости. "Кун" солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости. "Тортайшык" полумесяц орнамент, изображающий полумесяц. Каждая ветвь орнамента "тертайшык" состоит из простых элементов, изображающих полумесяц. Из элементов "тертайшак" можно вырезать орнамент, следующий до бесконечности.

Ко второму тысячелетию до нашей эры восходят геометрические элементы казахского орнамента. Геометрический казахский орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники, фигуры из квадратов и треугольников, параллелограмм.

Многообразны всевозможные линии: прямые, волнистые, спиралевидные, в виде цепочки, шнура. В казахском орнаменте много производны геометрических узоров. К ним относятся "аркалык гуль" - фигура, образованная из треугольников, два треугольника "кос тумарша", его вариант - "сызыкты тумарша", якоревидная фигура - "балдак улги", узор напоминающий гребень - "такта орнек". Древний элемент в виде запятой "алши", "алшим бар" - удача, счастье, благополучие. Этот элемент казахского орнамента чаще всего использовался в вышивке настенных ковров, халатов, платков.

В основе «курага» лежат геометрические фигуры: полосы, квадраты, треугольники и другие, которые, соединяясь, образуют более сложные орнаменты

Виды геометрических орнаментов "Ботакоз" верблюжий глаз "Тумарша" амулет Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков. Орнамент треугольной формы, похожий на амулет. Амулеты треугольной формы, предохраняющие от злого сглаза, прикрепляли не только на одежду человека, но и на юрты и животных. Этот орнамент используется в окаймлении кошм, ковров, текеметов, также в центре этих изделий.

"Костумарша" парный амулет. В данном орнаменте соединены в вершине два тумарша талисмана. Орнамент создают два геометрических треугольника. Данный вид орнамента в отличие от орнамента "тумарша" не символизирует предохранение от сглаза, он используется с эстетической точки зрения. " Мор", "танца", "бестанца" печать, знак, пятизначные. Орнамент напоминает тамгу (клеймо) животных и символизирует четыре конца света. Орнаменты "танца" и "бестанца" используются для метки животных в качестве официальной печати какого-либо частного учреждения и в украшении алеша, сундуков, кроватей, кебеже. "Кайнар" родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

"Балта" топор"Алаша", "малыш" Орнамент является остаточным элементом родовых тамг "балтатанца". Эта тамга напоминает буквы "Г" или "Т". Данным орнаментом украшаются тасс кап чехлы для посуды, кейсе кап чехлы для пиал, тускиизы, покрывала для кроватей, баскуры -элементы юрты. Орнамент состоит из множества разноцветных полос. Иногда среди полос встречаются орнаменты наподобие геометрических фигур или композиции, составленные из орнамента "муйiз". "Аламыш" напоминает шахматную доску. Орнамент широко используется в изделиях из чия, в плетеных тесьмах бау, при украшении ковров, алеша, в узорах на костяных изделиях.

"Тарак" гребенка. Орнамент напоминает обыкновенную расческу для волос. Он состоит из нескольких широких полос разных цветов, напоминающих расческу, и украшает алеша и баскуры. "Ромб".Внешняя сторона орнамента это геометрическая фигура ромб. Внутри ромба помещается композиция из орнаментов "кош-кармуйiз" или "кусканаты". "Косдонгелек" двойное кольцо. Орнамент напоминает рунические письмена или тамгу, наносимую на животных. Им украшали изделия из войлока: тексметы, сырками.

Зооморфные узоры наиболее многочисленный в казахском орнаменте. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством.

Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляются множество производных. Кроме того на их основе разработаны многочисленные кривые и волнистые линии, спирали и завитки. Зооморфные узоры в казахском орнаменте разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц : барана, лошади, оленя, волка, быка, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. В казахском орнаменте также многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи, лапок. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте. Из них составляются множество производных. Кроме того на их основе разработаны многочисленные кривые и волнистые линии, спирали и завитки. Зооморфные узоры в казахском орнаменте разработаны на основе реалистических изображений тотемных животных и птиц : барана, лошади, оленя, волка, быка, ястреба и других. Некоторые из них, например, узоры в виде рога и следов животных, имели ритуальное значение. В казахском орнаменте также многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи, лапок.

"Муйiз" рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные используются при украшении сырмаков, текеметов, алеша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др. "Тогызтебе" девять холмов, считается одним из древнейших орнаментов. Этот орнамент сохранился в изделиях прикладного искусства кар луков и ки маков. Орнамент "тогызтебе" использовали при украшении кирпичей купола мавзолея "Айша биби". В настоящее время этим орнаментом украшают изделия прикладного искусства казахи, киргизы, туркмены и каракалпаки.

"Сыныкмуйiз" сломанный рог. Орнамент представляет собой изломанный прямоугольник, четыре раза загибающийся внутрь. Этот орнамент применяется для украшения ковров, изделий из чия, баскуров и алеша, а также различных сумок. Внешний вид орнамента напоминает сломанный рог животного. "Космуйiз" двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Растительные мотивы: листья, пальметты, трилистники, бутоны, цветки. Их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятие единства, согласованности. О том, как эти узоры сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, подчиняясь закону композиции, говорит орнаментация практически всех изделий казахского народного прикладного искусства, отделка и украшения народного костюма.

"Гул", "жетiгул" цветок, семицветие. Орнаменты, изображающие растительный мир, используются в искусстве вышивки, в украшении одежды. В "растительных" казахских орнаментах в основном используются элементы цветов и листьев. Этими орнаментами украшаются почти все изделия прикладного искусства. "Коза " коробочка хлопка. Этот орнамент был изобретен в Южном Казахстане, где испокон веков выращивают хлопок. Орнамент "коза" наносится на посуду, им украшают головные уборы и другие изделия. Саукеле головной убор невесты, или шолпы ювелирные украшения для девичьих кос собираются из специальных элементов. Самый крупный из них имеет вид куполообразной коробочки - "коза". "Коза " коробочка хлопка. Этот орнамент был изобретен в Южном Казахстане, где испокон веков выращивают хлопок. Орнамент "коза" наносится на посуду, им украшают головные уборы и другие изделия. Саукеле головной убор невесты, или шолпы ювелирные украшения для девичьих кос собираются из специальных элементов. Самый крупный из них имеет вид куполообразной коробочки - "коза".

Орнаменты в национальных украшениях казахского народа Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это – весомая часть национальной культуры и истории, корни которой теряются в глубине веков. Основное направление ювелирного искусства казахских ювелиров - женские украшения. Их популярность связана не только с любовью женщин к драгоценностям, но с национальными обычаями и обрядами. Это просматривается в выборе материалов, форм и орнамента изделий – все они несут определенную смысловую нагрузку, реализуя не только декоративную, но и, в первую очередь, сакральную, магическую, защитную функцию.

Орнаменты в украшениях

Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, общении человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами – символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений. Узоротворчество возникло в процессе трудовой деятельности, общении человека с окружающей средой. Орнамент в древности имел ритуальное значение. Например, у казахов были бронзовые и серебряные талисманы с солярными кругами – символами солнца, луны, неба, которым они поклонялись. Орнаментированный талисман был знаком магии, символом счастья и благополучия, окружением религиозных представлений.

Первоначально орнамент в костюме имел мистическое назначение – нанося разнообразные узоры на свою одежду, наши предки безоговорочно верили, что таким образом они оберегают себя от чар злых сил. Не случайно орнаментальные рисунки так и назывались оберегами.

Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай, девушка вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним – полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той. Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай, девушка вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним – полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

1. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Том Алма-Ата: "Онер" C Нурпеисов А. Орнамент казахского народа. - Алматы: "Онер" с. 3. Бердник Т.О. Основы проектирования костюма и эскизной графики. - Ростов- на-Дону: "Феникс" C Омирбекова М.Ш.. Казахские орнаменты. - Алматы: "Алматыкiтап".2003 – C Джанибеков У. Культура казахского ремесла. - Алма-Ата C Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: "ВЛАДОС" с. 6. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов. - Алматы: "Казахстан" C.48-68