Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент, Почетный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест ФГОС и Профстандарт для администраторов Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент, Почетный работник среднего.
Advertisements

Образовательные отношения в соответствии с Федеральном законом от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Аттестация на соответствие занимаемой должности В рамках ФЗ -273 « Об образовании в РФ »
Правовые основы деятельности учителя Закон РФ «Об образовании» Типовое положение об образовательном учреждении Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года 1.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
ФЗ -273 дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее ( полное ) общее образование начальное профессиональное образование.
Основные квалификационные характеристики учителя Квалификационные требования и должностные обязанности работников общего и профессионального образования,
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, канд. биол. наук, доцент, «Учитель Года» г. Москвы , Почетный.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
1. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской.
Правой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников. Гарантии их реализации. Выполнила: Габидуллина А.И.
Современное представление Квалификационные категории.
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Утверждены приказом 761н от г. Согласовано.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Тьютор в образовательном процессе: основные задачи и функции Ястребова Г.А., канд. пед. наук, профессор
Транксрипт:

Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ, Учитель Года Москвы – 2003 galeeva-n.ru technologia-isud.ru

Устойчивость Изменчивость Тенденция к одностороннему сохранению устойчивости приводит к подавлению инноваций. Система утрачивает адаптивные свойства, неизбежно приходит к состоянию застоя и деградации Продолжительная и быстротекущая изменчивость также нарушает адаптивные механизмы, не позволяя закрепить результаты развития Это приводит к нарушению функциональных связей между ее собственными структурными элементами

Государство Социум: Работода- тели Социум: Работода- тели Обучающиеся Социум: Родители Социум: Родители Наука

«образовательная услуга» Государство - идеолог, формальный регулировщик и контролер деятельности учреждений, предоставляющих свой продукт Спрос на эти услуги и их качество формируют потребители – учащиеся и их родители.

Различие целеобразования в двух моделях управления

Как нереализованный продукт не приносит прибыль, так и невостребованная услуга не может считаться оказанной… « …у Пети ничего не выросло – урок не состоялся»…

Четыре документа, содержание которых касается непосредственно деятельности учителя, определяя профессиональное пространство реализации его управленческих функций.

описание требований к содержанию деятельности учителя описание правового поля, в пространстве которого реализует свою деятельность учитель

Галина Макаровна Вебер, ст. науч. сотр. ИПК Красноярского края, член общественного совета при Минобрнауки Красноярского края, эксперт сети «Эврика», засл. учитель РФ О новом качестве образования, доклад в 2000 г. 1. От педагогики памяти к педагогике мышления – не только воспроизводить тексты учебников, а осваивать способы деятельности: уметь ставить цель, проектировать, рефлексировать по поводу своей ̆ деятельности. 2. От педагогики исполнительности к педагогике инициативности – не только следовать норме, но инициировать нормы, критически воспринимать существующие, уметь договариваться, быть партнером.

3. От педагогики принуждения к педагогике социальнои ̆ пробы – приобретать навыки социальнои ̆ компетенции на основе осмысления собственного опыта. 4. От педагогики учебного предмета к педагогике самоопределения – решать проблему выбора: предметов, учебников, школы, формы обучения, учителя.

ФГОС Проф Стан дарт Закон об образ ФГОС Проф Стан дарт

В каком документе есть указания на право учителя на выбор учебников и учебных пособий? А. в образовательных стандартах Б. в Квалификационном справочнике В. в Законе об образовании Г. у учителя нет такого права

Учитель имеет право на длительный отпуск сроком до одного года А. не реже чем один раз в три года Б. через каждые 10 лет непрерывной работы В. через каждые 5 лет непрерывной работы Г. учитель не имеет права на такой отпуск

Выберите документ( документы), где прописана обязанность учителя соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья определяется А. в Законе об образовании Б. в Образовательном стандарте В. в Квалификационном справочнике Г. в Профессиональном стандарте

Может ли работодатель потребовать от учителя пройти внеочередной медицинский осмотр? А. да Б. нет

Учитель не посещает заседания методического объединения, потому что его уроки заканчиваются в этот день рано. Этот учитель нарушает требования, прописанные в документе (документах) А. Закон об образовании Б. Квалификационный справочник В. Профстандарт педагога В. ФГОС

Основные материалы, касающиеся непосредственно учителя, изложены в статьях главы 5, которая носит название «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность». «Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам».

пункт 3 статьи 2 Главы «Общие положения» ФЗ определяет «… обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». «что я могу сделать, если Петя не хочет!»

Навигационная карта для поиска информации в законе, если возникнет конкретная ситуация, требующая решения в правовой сфере сайт rf/1/ rf/1/

Статья 47 определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, и гарантии их реализации «… академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность». «МОЯ СВОБОДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЛОКОТЬ МОЕГО СОСЕДА»

Кто и как устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, на что имеют право педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), что должно быть гарантировано педагогам, участвующим в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и т.д

Свободы и права педагогических работников 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

«4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; 13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников».

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; В Статье 48 прописаны обязанности и ответственность педагогических работников: «…. неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации».

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

«… педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника».

«… использование образовательной деятельности для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии

«… сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Глава 4 статьи 34 и 43 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, а также обязанности и ответственность обучающихся … к кому и за что могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность, чтобы его замечания звучали как уточнение договорных отношений на основе государственных документов, а не воспринимались как угрозы. В этой же главе прописаны запреты на применения взысканий, и условия отчисления из школы

Гл.4, статьи Необходимо знать, для того, чтобы выстраивать систему профессиональных взаимоотношений не только педагогически грамотно, но и в соответствии с законами. «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н) Электронный ресурс:

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации". Рассмотрим описание должности «учитель».

III. Должности педагогических работников Учитель Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, … используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам… проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения»

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

а уже потом, исходя из двух первых ответов, формируем информационно-дидактическое сопровождение учебной деятельности ученика, отвечая на вопрос: КАК учим («заворачиваем» выбранное и структурированное по предметным основаниям содержание в соответствующие формы и виды учебной деятельности ученика, соотнеся их с особенностями детей и требованиями ФГОС). Алгоритм деятельности учителя сначала – КОГО учим (определяем особенности детей, которые необходимо учесть и/или развивать) затем ЧЕМУ учим (отбираем и структурируем предметное содержание в зависимости от требований ФГОС и данных по детям),

Выберите внутренние ресурсы учебного успеха ученика: А. задания, развивающие внимание Б. информационно-методическое оснащение предметного кабинета В. желание найти самый простой способ решения задачи Г. мини - проекты на уроке Д. информационная карта урока для ученика Е. информационная карта урока для учителя Ж. система оценивания образовательных результатов З. познавательные УУД И. задания, развивающие познавательные УУД К. компетентность учителя

Постройте алгоритм планирования из перечисленных ниже этапов деятельности учителя при подготовке к урокам одной темы: А. отбор и структурирование содержания Б. определение времени и места промежуточной диагностики В. проектирование поурочных информационных карт для учителя Г. целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы Д. планирование изучения темы по урокам Е. составление вариантов зачетной работы Ж. проектирование поурочных информационных карт для ученика З. целеполагание ученика на изучение темы З – Е – Г – А Д – Б – Ж – В

"Должен знать" - приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; - законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; - Конвенцию о правах ребенка;... - педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; - методику воспитательной работы; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; - средства обучения и их дидактические возможности; - основы научной организации труда;

- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; - теорию и методы управления образовательными системами; - современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; - методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; - - технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; - основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; - основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

описание требований к содержанию деятельности учителя описание правового поля, в пространстве которого реализует свою деятельность учитель

Какое из приведенных ниже суждений соответствует смыслу ФГОС ? А. Работа «по стандарту» ограничивает творческую активность учителя. Б. Стандарт – это основа для объединения усилий людей, которые ориентируются на единые требования по отношению к предмету стандартизации. В. Образовательный стандарт требует от учителя работать по шаблону, трафарету. Г. В образовательном стандарте второго поколения прописаны требования к максимальному уровню результатов и условий образовательного процесса.

Стандартизация представляет собой специфический вид человеческой деятельности, направленный на то, чтобы упорядочить оптимальным образом деятельность людей в различных областях.

Требования к условиям реализации ООП Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам ПРОСТРАНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБЯЗАТЕЛЬНО К ВЫПОЛНЕНИЮ

Модернизация или Возрождение?

« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский

Личностные Метапредмет- ные Предметные «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств»

В каком разделе ФГОС подробно описаны все универсальные учебные действия? А. требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Б. требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования В. требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования Г. описания УУД во ФГОС нет

Объекты управления, в которых происходят изменения система оценивания образовательных достижений учащихся урок как социальный проект внеурочная деятельность оснащение кабинета педагогическое взаимодействие

Какие ресурсы учителя позволяют ему реализовать требования ФГОС к таким личностным образовательным результатам: «осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи»: А. учитель акцентирует фактологию в содержании своего предмета, позволяющую учащимся осознать важность принятия семьи как ценности, грамотно выполнять семейные роли Б. учитель проводит специальные занятия в формате классных часов, элективных курсов, посвященные знаниям о семье В. учитель имеет и использует медиа-сопровождение учебного процесса с указанным содержанием: тексты, видеоматериалы и т.д. Г. все перечисленные ресурсы

Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленческих функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Стратегическое,опережающее управление Ситуативное управление Ситуативное и тактическое управление

Возрастные особенности, половые различия, темперамент Возрастные особенности, половые различия, темперамент Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, модальность, ФДП* Интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей Проявляется в деятельности: ЗНАЮ, ХОЧУ, МОГУ, УМЕЮ Проявляется в деятельности: ЗНАЮ, ХОЧУ, МОГУ, УМЕЮ